Конспект урока по литературному чтению В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского, продолжить      изучение литературной сказки «Городок в табакерке», пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы; при помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки, развивать память, внимание; прививать интерес к чтению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Литературное чтение 4 класс

Тема:  В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского, продолжить      изучение литературной сказки «Городок в табакерке», пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы; при помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки, развивать память, внимание; прививать интерес к чтению.

УУД:

  • Предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития.
  • Метапредметные результаты: формирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке, размышления над нравственными ценностями литературных сказок русских писателей, ответы на вопросы на основе художественного текста.
  • Личностные результаты: проявление интереса к литературной сказке.

Тип урока: Урок систематизации знаний

Оборудование: презентация, выставка книг, иллюстрации к сказке, музыкальная шкатулка, видеозапись мультфильма по сказке, карточки с картинками,интерактивная доска

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята. Садитесь.

На уроке будьте старательными,

Будьте спокойными и внимательными.

Говорите четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

  • Сегодня продолжим работу, начатую на прошлом уроке. Вас ждут сюрпризы.
  1. Речевая разминка (на карточках).

Стоит церковь из оладий складена,

блином покрыта, калашны запорки,

шанежка – дверь.

Я догадался, шанежку – дверь разломал,

калач укусил, сам себя пропустил.

  • Прочитайте жужжащим способом.
  • Так может быть в реальной жизни? (нет)
  • Как можно это назвать? (небылицей)
  • Прочитайте скороговоркой.
  • Как поняли словосочетание «калашны запорки»? (запорки из калача)

  1. Актуализация знаний.
  • Послушайте первую музыку (играет ученик на музыкальном инструменте).
  • Какая это музыка, когда играет артист? (живая)
  • Понравилась?
  • А вы видели когда – нибудь инструмент, который играет без музыканта?

(Учитель показывает музыкальную шкатулку)

  • Что у меня в руках? (шкатулка)

(Учитель открывает крышку шкатулку)

  • Что слышно? (музыку)
  • Какая это музыка? (механическая, ведь ее играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей)
  • Как красивы эти штучки?
  • А вам интересно знать, как устроена музыкальная шкатулка?
  1. Самоопределение и деятельность.
  • Узнать устройство нам поможет произведение.

Расшифруйте название.

  • Прочитайте сначала нечетные слоги, потом четные. (на доске)

1          5          3         4

Го     док       ро        ба

8         2          6          

ке       та       кер         в

  • Это рассказ или сказка? Почему сказка? (фантастика)
  • Кто автор? (В.Ф. Одоевский)
  • Есть автор, значит какая сказка? (литературная)

Презентация биографии (слайд 1)

  • Чем сегодня будем заниматься на уроке?

(продолжаем работу над содержанием сказки)

  • Кратко скажите, о чем сказка?
  • Кто главные герои?
  • Вам интересно узнать устройство шкатулки?
  1. Работа по теме урока.
  1. Рассказ учителя. . (слайд 2)
  • Что же такое «табакерка»?

В XVIII веке курили иностранцы, а русские нюхали табак, как лекарство. Держали эту ароматную пыль в изящных коробочках из золота, серебра, слоновой кости, фарфора, украшенные бриллиантами.

Были табакерки у знати, или вручались как награда от императора.

Сказка написана более 150 лет назад и встречаются устаревшие слова

б) Словарная работа (иллюстрации)

     Горка, бюро, ставни, флюгер, шатер, бахрома, тисненная бумага, пядь.

  1. Работа над содержание сказки.
  • Прочитайте описание шкатулки – табакерки.
  • Понравилась ли она Мише? Опишите.
  • Прочитайте, что услышал Миша, когда папа тронул пружинку?
  • Что удивило Мишу, когда папа поднял крышку? Прочитайте.
  • Что ответил папа? Прочитайте.
  • Синонимы к слову папа? (папенька, отец)
  • В какой момент Миша заснул?
  • Мы пройдем путь по табакерке с Мишей, чтобы узнать устройство.
  1. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели. Вновь за дело!

  1. Продолжение работы по теме урока.

Игра «Кто сказал?»

(Дети читают по карточкам задания, определяют героя, прикрепляют карточку на доску)

  • Чьи это слова?

1 карточка: «Мы слышим, что вам очень хочется побывать у нас в гостях…Динь – динь – динь.» (колокольчик)

  • В какой город попал Миша? (Динь - динь)
  • Чему удивился Миша, проходя под сводами?
  • Как колокольчик объяснил это?
  • Какую историю с рисованием вспомнил Миша?
  • Что смешного показалось колокольчику?
  • Прочитайте, как отреагировал Миша?
  • Что такое поговорка?
  • Мог ли колокольчик не говорить эти слова?
  • А что имел ввиду папа? (слова - паразиты)
  • Прочитайте описание улицы.
  • В чем ошибался Миша? (разные звуки)
  • Как понять слова «Миша закусил язычок»?
  • Чему Миша позавидовал?
  • Прочтите, что ответил колокольчик?
  • Плохо или хорошо ничего не делать всю жизнь? (скучно)

2 карточка: - Кто сказал?

«Тук – тук – тук! Поднимай! Задевай! Тук – тук - тук». (дядьки - молоточки)

  • Какая у них работа? (постоянно стучать по колокольчикам)

3 карточка: - Кто сказал?

«Шуры – муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры – муры! Кто прочь не идет? Кто мне спать не дает? Шуры – муры! Шуры – муры!...» (надзиратель - Валик)

  • Почему Валик переворачивался с боку на бок?
  • Какой вывод сделал Миша? (хорошо, когда присматривают за кем - нибудь)
  • А за вами надо присматривать?

4 карточка: - Кто сказал?

«Зиц – зиц – зиц, глупый ты мальчик, неразумный мальчик…» (царевна - пружинка)

  • Поверил ли Миша царевне, что она главная?
  • Прочитайте, с кого начинал работу механизм?
  1. Актуализация закрепляемого опыта на этапе общения и систематизации знаний.

Работа над монологом царевны – пружинки по карточке.

  1. – Каким существительным можно заменить местоимение я? (пружинка)
  2. – Зачеркни частицы не, бы, кабы.
  3. – Какие части речи чаще употребляются? (глаголы)

– Какого времени? (прошедшего)

– Замените настоящим временем.

– Прочитайте измененный текст.

  1. Итог урока.
  • Поняли ли вы как устроена табакерка?
  • Чем же закончилась сказка? (сломалось все и Миша проснулся)
  • Чему научился Миша?
  1. Рефлексия.
  • С каким произведение работали?
  • Кому было интересно?
  • А сейчас сюрприз! (мультфильм)

Просмотр мультфильма по произведению (слайд 3)

  1. Д/з с.156 – 167. Составить план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Мороз Иванович» Одоевский В.Ф. 3 класс

конспект урока по литературному чтению 3 класс, программа Школа России...

урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)

Данный материал поможет учителям провести интересный урок  по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"...

Урок литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"

Урок литературного чтения состоит из этапов, соответствующих требованиям ФГОС. В интересной форме организуется мобилизующий этап и этап определения темы урока, целеполагание.. (групповая работа). Необ...

Конспект урока по литературному чтению "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович""

На уроке ученики познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; ...

Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»...

Урок литературного чтения В. Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Урок составлен по произведению В.Ф. Одоевского, по УМК "Школа России", был проведен в 4 классе, есть к нему презентация....