Конспект урока по литературному чтению В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского, продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке», пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы; при помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки, развивать память, внимание; прививать интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературному чтению В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 4 класс
Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского, продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке», пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы; при помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки, развивать память, внимание; прививать интерес к чтению.
УУД:
- Предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития.
- Метапредметные результаты: формирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке, размышления над нравственными ценностями литературных сказок русских писателей, ответы на вопросы на основе художественного текста.
- Личностные результаты: проявление интереса к литературной сказке.
Тип урока: Урок систематизации знаний
Оборудование: презентация, выставка книг, иллюстрации к сказке, музыкальная шкатулка, видеозапись мультфильма по сказке, карточки с картинками,интерактивная доска
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
На уроке будьте старательными,
Будьте спокойными и внимательными.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
- Сегодня продолжим работу, начатую на прошлом уроке. Вас ждут сюрпризы.
- Речевая разминка (на карточках).
Стоит церковь из оладий складена,
блином покрыта, калашны запорки,
шанежка – дверь.
Я догадался, шанежку – дверь разломал,
калач укусил, сам себя пропустил.
- Прочитайте жужжащим способом.
- Так может быть в реальной жизни? (нет)
- Как можно это назвать? (небылицей)
- Прочитайте скороговоркой.
- Как поняли словосочетание «калашны запорки»? (запорки из калача)
- Актуализация знаний.
- Послушайте первую музыку (играет ученик на музыкальном инструменте).
- Какая это музыка, когда играет артист? (живая)
- Понравилась?
- А вы видели когда – нибудь инструмент, который играет без музыканта?
(Учитель показывает музыкальную шкатулку)
- Что у меня в руках? (шкатулка)
(Учитель открывает крышку шкатулку)
- Что слышно? (музыку)
- Какая это музыка? (механическая, ведь ее играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей)
- Как красивы эти штучки?
- А вам интересно знать, как устроена музыкальная шкатулка?
- Самоопределение и деятельность.
- Узнать устройство нам поможет произведение.
Расшифруйте название.
- Прочитайте сначала нечетные слоги, потом четные. (на доске)
1 5 3 4
Го док ро ба
8 2 6
ке та кер в
- Это рассказ или сказка? Почему сказка? (фантастика)
- Кто автор? (В.Ф. Одоевский)
- Есть автор, значит какая сказка? (литературная)
Презентация биографии (слайд 1)
- Чем сегодня будем заниматься на уроке?
(продолжаем работу над содержанием сказки)
- Кратко скажите, о чем сказка?
- Кто главные герои?
- Вам интересно узнать устройство шкатулки?
- Работа по теме урока.
- Рассказ учителя. . (слайд 2)
- Что же такое «табакерка»?
В XVIII веке курили иностранцы, а русские нюхали табак, как лекарство. Держали эту ароматную пыль в изящных коробочках из золота, серебра, слоновой кости, фарфора, украшенные бриллиантами.
Были табакерки у знати, или вручались как награда от императора.
Сказка написана более 150 лет назад и встречаются устаревшие слова
б) Словарная работа (иллюстрации)
Горка, бюро, ставни, флюгер, шатер, бахрома, тисненная бумага, пядь.
- Работа над содержание сказки.
- Прочитайте описание шкатулки – табакерки.
- Понравилась ли она Мише? Опишите.
- Прочитайте, что услышал Миша, когда папа тронул пружинку?
- Что удивило Мишу, когда папа поднял крышку? Прочитайте.
- Что ответил папа? Прочитайте.
- Синонимы к слову папа? (папенька, отец)
- В какой момент Миша заснул?
- Мы пройдем путь по табакерке с Мишей, чтобы узнать устройство.
- Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели. Вновь за дело!
- Продолжение работы по теме урока.
Игра «Кто сказал?»
(Дети читают по карточкам задания, определяют героя, прикрепляют карточку на доску)
- Чьи это слова?
1 карточка: «Мы слышим, что вам очень хочется побывать у нас в гостях…Динь – динь – динь.» (колокольчик)
- В какой город попал Миша? (Динь - динь)
- Чему удивился Миша, проходя под сводами?
- Как колокольчик объяснил это?
- Какую историю с рисованием вспомнил Миша?
- Что смешного показалось колокольчику?
- Прочитайте, как отреагировал Миша?
- Что такое поговорка?
- Мог ли колокольчик не говорить эти слова?
- А что имел ввиду папа? (слова - паразиты)
- Прочитайте описание улицы.
- В чем ошибался Миша? (разные звуки)
- Как понять слова «Миша закусил язычок»?
- Чему Миша позавидовал?
- Прочтите, что ответил колокольчик?
- Плохо или хорошо ничего не делать всю жизнь? (скучно)
2 карточка: - Кто сказал?
«Тук – тук – тук! Поднимай! Задевай! Тук – тук - тук». (дядьки - молоточки)
- Какая у них работа? (постоянно стучать по колокольчикам)
3 карточка: - Кто сказал?
«Шуры – муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры – муры! Кто прочь не идет? Кто мне спать не дает? Шуры – муры! Шуры – муры!...» (надзиратель - Валик)
- Почему Валик переворачивался с боку на бок?
- Какой вывод сделал Миша? (хорошо, когда присматривают за кем - нибудь)
- А за вами надо присматривать?
4 карточка: - Кто сказал?
«Зиц – зиц – зиц, глупый ты мальчик, неразумный мальчик…» (царевна - пружинка)
- Поверил ли Миша царевне, что она главная?
- Прочитайте, с кого начинал работу механизм?
- Актуализация закрепляемого опыта на этапе общения и систематизации знаний.
Работа над монологом царевны – пружинки по карточке.
- – Каким существительным можно заменить местоимение я? (пружинка)
- – Зачеркни частицы не, бы, кабы.
- – Какие части речи чаще употребляются? (глаголы)
– Какого времени? (прошедшего)
– Замените настоящим временем.
– Прочитайте измененный текст.
- Итог урока.
- Поняли ли вы как устроена табакерка?
- Чем же закончилась сказка? (сломалось все и Миша проснулся)
- Чему научился Миша?
- Рефлексия.
- С каким произведение работали?
- Кому было интересно?
- А сейчас сюрприз! (мультфильм)
Просмотр мультфильма по произведению (слайд 3)
- Д/з с.156 – 167. Составить план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению «Мороз Иванович» Одоевский В.Ф. 3 класс
конспект урока по литературному чтению 3 класс, программа Школа России...
урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)
Данный материал поможет учителям провести интересный урок по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"...
Урок литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
Урок литературного чтения состоит из этапов, соответствующих требованиям ФГОС. В интересной форме организуется мобилизующий этап и этап определения темы урока, целеполагание.. (групповая работа). Необ...
Конспект урока по литературному чтению "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович""
На уроке ученики познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; ...
Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский " Городок в табакерке"
биография автора...
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»...
Урок литературного чтения В. Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Урок составлен по произведению В.Ф. Одоевского, по УМК "Школа России", был проведен в 4 классе, есть к нему презентация....