«Литературные сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Невероятно удивительная сказка "Городок в табакерке" написана замечательным  писателем В. Одоевским. Эта сказка о мальчике, который узнает работу механизма табакерки, попав внутрь этой табакерки. Таким образом ребёнок через сказку познаёт реальность. Он попадает в незнакомый ему сказочный мир, там знакомится с жителями табакерки и узнаёт, как она работает. В этой сказке мир взрослых переплетается с миром детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_kl._urok.docx18.42 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_chteniya_4_klass.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

4 класс

Тема: «Литературные сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Цель: познакомиться с новым разделом; познакомить с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.  

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и постановка целей урока

- Откройте учебник и прочитайте стр. 155, прочитайте название раздела, который мы начнём изучать. (ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ)

- Как вы понимаете, название раздела? (ЭТО СКАЗКИ, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ПИСАТЕЛЯМИ т.е. ИМЕЮТ АВТОРА)

- Ещё, какие бывают сказки? (НАРОДНЫЕ)

- Почему? (ЭТИ СКАЗКИ ПРИДУМАЛ НАРОД)

3. Работа по теме урока

- Прочитайте на стр. 156 название сказки, которую мы начнём изучать сегодня.

- Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрации, предположите, о чём эта сказка.

- Сейчас, мы обьясним слова и выражения, чтобы лучше понять произведение, которое мы будем читать.

ТАБАКЕРКА – коробочка для табака

ПЁСТРЕНЬКАЯ – окрашенная в несколько цветов

СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ – сосчитать нельзя, так как очень много

УВЕРИЛСЯ – убедился, удостоверился

ПОМЕРКЛИ – постепенно утрачивали яркость, блеск

ЗАТЕПЛИЛАСЬ ЗВЁЗДОЧКА – начала загораться

МУДРЕНО – 1) загадочно, непонятно; 2) трудно, сложно

ПРАВО – действительно, в самом деле, правда

ИЗВОЛЬТЕ – 1) обозначает строгое побуждение к соответствующему действию; 2) выражение согласия, хорошо, пусть будет так

С СИМИ СЛОВАМИ –с этими словами

УЧТИВО – очень вежливо

СВОД – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого – нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего - нибудь, напоминающая такое перекрытие

КАМИН –сложенная у стены комнатная печь с широкой открытой топкой

ДОСАДНО – с чувством раздражения, неудовольствия, вследствие неудачи, обиды

МОСТОВАЯ ВЫМОЩЕНА ПЕРЛАМУТРОМ: вымощена – выложена, перламутр – твёрдый внутренний слой раковины некоторых моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской

НИ ПЯДИ: пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев

ИНДО – даже

ОДИНАКИЕ – одинаковые

ОПАМЯТОВАТЬСЯ – опомниться

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

А) Знакомство с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского

(см. презентацию)  

       Отец Владимира Фёдоровича Одоевского был из древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. С 1816 по 1822 г. Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе.

        В годы пребывания в пансионе были напечатаны его первые произведения.

         На протяжении ряда лет тесные  дружеские  и творческие контакты связывали В.Ф. Одоевского с А. С. Пушкиным. Одоевский замечал и всемерно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Но Одоевский был и взыскателен и непримирим, если сталкивался с тем, что считал ошибочным или вредным.  

6. Работа над сказкой «Городок в табакерке»

(Используется аудиозапись, где сказку читает актёр)

- Понравилась вам сказка?

- Ваши впечатления от прочитанного?

7. Рефлексия

- С каким настроение вы заканчиваете урок? Почему?

8. Подведение итогов урока

- Творчество какого писателя мы изучали на уроке?

- Какое произведение читали?

9. Домашнее задание

Стр. 156 – 167, читать сказку, разделить её на части.

ТАБАКЕРКА – коробочка для табака

ПЁСТРЕНЬКАЯ – окрашенная в несколько цветов

СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ – сосчитать нельзя, так как очень много

УВЕРИЛСЯ – убедился, удостоверился

ПОМЕРКЛИ – постепенно утрачивали яркость, блеск

ЗАТЕПЛИЛАСЬ ЗВЁЗДОЧКА – начала загораться

МУДРЕНО – 1) загадочно, непонятно; 2) трудно, сложно

ПРАВО – действительно, в самом деле, правда

ИЗВОЛЬТЕ – 1) обозначает строгое побуждение к соответствующему действию; 2) выражение согласия, хорошо, пусть будет так

С СИМИ СЛОВАМИ –с этими словами

УЧТИВО – очень вежливо

СВОД – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого – нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего - нибудь, напоминающая такое перекрытие

КАМИН – сложенная у стены комнатная печь с широкой открытой топкой

ДОСАДНО – с чувством раздражения, неудовольствия, вследствие неудачи, обиды

МОСТОВАЯ ВЫМОЩЕНА ПЕРЛАМУТРОМ: вымощена – выложена, перламутр – твёрдый внутренний слой раковины некоторых моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской

НИ ПЯДИ: пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев

ИНДО – даже

ОДИНАКИЕ – одинаковые

ОПАМЯТОВАТЬСЯ – опомниться


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Городок в табакерке» Составила: учитель начальных классов Зайцева О. И.

Слайд 3

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».

Слайд 5

Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Слайд 8

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Слайд 9

Горка – это мебель для посуды

Слайд 10

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Слайд 11

Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Слайд 13

Затеплилась звездочка – Право - С сими словами – Учтиво –

Слайд 14

Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Слайд 15

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. — Извольте, с величайшею радостью!

Слайд 16

— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

Слайд 17

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Слайд 18

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша... — А что тебе надобно? — спросил надзиратель. — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...

Слайд 19

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Слайд 20

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...

Слайд 22

Перечитать сказку, поделив ее на части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)

Данный материал поможет учителям провести интересный урок  по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"...

Урок литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"

Урок литературного чтения состоит из этапов, соответствующих требованиям ФГОС. В интересной форме организуется мобилизующий этап и этап определения темы урока, целеполагание.. (групповая работа). Необ...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке". Учитель ГБОУ ШОР №1 г. Москвы Илюшина Л.В.

В конспекте даётся подробный анализ произведения В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке" с выборочным чтением, раскрывается реальное устройство музыкальной шкатулки....

Конспект урока по литературному чтению В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 4 класс

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского, продолжить      изучение литературной сказки «Городок в табакерке», пополнять словарный запас; формировать навы...

Сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» Викторина

Викторина к уроку литературного чтения 4 класс В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"...