урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный материал поможет учителям провести интересный урок по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения 4 класс городок в табакерке | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (2 урок)
Цель: 1.продолжить изучение литературной сказки «Городок в Табакерке»; пополнять словарный запас учащихся; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать детей составлять план; 2.развивать внимание ,память, речь, мышление, навыки чтения;
3.воспитыватьлюбознательность.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных , научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), определение основной мысли , деление текста на части, составление плана,;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, работа в группе.
Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге , аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.
Ход урока
- Организационный момент
"Нужно для счастья порою немного:
Шоферу - прямая дорога,
Летчику - ясное небо,
Пекарю - горы душистого хлеба,
Прохожему - больше улыбок,
Учителю - меньше ошибок".
- А что для счастья нужно вам? Можно ли от урока испытывать счастье?
Сегодня на нашем уроке мы постараемся проследить за своим настроением. У вас на партах карточки настроения. Мы будем заполнять их по ходу урока.
II. Речевая разминка
- Меняя высоту голоса прочитать звуки: И,У,А,О,Ы,Э.
- Расстановка логического ударения.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Заполнение карточки самоанализа
III. Целеполагание
-Сегодня на уроке мы будем работать с одним произведением. А вот с каким вам надо догадаться. Прослушайте мелодию.
-Что она вам напоминает?(звуки шкатулки)
- Эта музыка механическая или живая?
- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!
-В каком произведении встречалась музыкальная шкатулка?
-Кто его автор? Что знаете об авторе?
Что же такое табакерка?
-К какому жанру относим это произведение? В чем особенность литературных сказок?
IV.Постановка темы и целей урока.
_ Сегодня на уроке мы продолжаем работать с литературной сказкой В. Ф. Одоевского « Город в табакерке».
Попробуйте сформулировать цели нашего урока. На доске висят глаголы, поставьте их вместо пропусков по смыслу.
1)Учиться составлять план сказки, ответы на вопросы
2)Познакомиться с устройством музыкальной шкатулки;
3)Закрепим умения работы с текстом.
Какие цели вы бы хотели добавить сегодня на уроке.
Фиксирование своей работы в карточке самоанализа.
V. Работа по тексту .
Деление сказки на части
-Вы дома разделили текст на части. Посмотрим, что у вас получилось.
Коллективное составление частей плана
Iчасть
- До слов: «— Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 159.)
- Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная табакерка».)
II часть
(До слов: «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого», с. 160.)
- Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок ?»)
III часть
До слов: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...», с. 162.
— Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или
«провожатый — мальчик-колокольчик».)
IV часть
До слов: «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил...», с. 163. Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь — большое».
Выбор названия среди вариантов 5,6,7 частей.
Выбор вырианта из 3 представленных.
-Какой заголовок наиболее подходит к части?
V часть
До слов: «Вот перед ними еще дверцы», с. 164. Возможное название — «Маленькая размолвка».
VI часть
До слов: «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», с. 165. Возможное название - «Очутились на улице».
VII часть
До слов: «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тонких ножках...», с. 166.
Возможное название — «Встреча с колокольчиками».
Работа в парах по частям плана.
-Поработайте в парах, озаглавьте части.
VIII часть
До слов: «Миша — к надзирателю», с. 167.
Возможное название — «Господа — дядьки-молоточки».
IX часть
До слов: «Между тем Миша пошел далее — и остановился», с. 168. Возможное название - «Знакомство с надзирателем».
Фиксирование своей работы в карточке самооценки
Самостоятельная работа с оставшимися частями
-Озаглавьте самостоятельно последние две частим.
X часть
До слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169. Возможное название — «Сударыня-царевна».
XI часть
От слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169, идо конца.)
Возможное название — «Миша проснулся».
— Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
Фиксирование своих успехов в карточке самооценки.
VI. Работа в группах по устройству табакерки.
Знакомство с устройством табакерки. Работа в группах.
- А давайте мы с вами в группах составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат карточки
(С опорой на карточки и выборочное чтение.)
Группы получают карточки с текстом. Задание:
1)Прочитать содержание и определить, кто это сказал.
«) Обсудить роль этой детали в устройстве шкатулки.
2) Проставить последовательность в работе шкатулки.
Дети выходят к доске по вызову учителя.
1-я группа
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать
нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
-Чьи это слова? (Колокольчика)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.
2-я группа
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
- А это кто сказал?
- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.
3-я группа
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
- Кто это сказал? (Валик-надзиратель)
- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.
4-я группа
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы
валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не
стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы
колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
- А это кто сказал? ( Пружинка.)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.
- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики) - Вы запомнили механизм работы? (да)
- Как же он работает? (пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)
Фиксирование работы в карточке самооценки.
VII. Рефлексия.
Какие знания получил Миша во время путешествия в табакерку? Вспомни фразу из текста, продолжи мысль:
а) «.. .Видно, вы ни на что вдаль со вниманьем не смотрели; вдали всё кажется .., а подойдёшь -..»
Выполняя рисунок, те предметы, которые расположены ближе, надо рисовать ..., а те, которые расположены дальше, надо рисовать ....
б) «Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над
теми, у которых .. дурная; иной и с .., а больше
другого знает».
Надо судить о человеке не по его словам, а по ....
в) «..когда после ученья примешься за игрушки,
то так ...; а когда в праздник целый день играешь
да играешь, то к вечеру и сделается ...»
Если заниматься постоянно одним и тем же делом ...
г) «..иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня .. .Ведь он не папенька и не маменька;
что ему за дело, что я ...?»
За детьми присматривать ..., чтобы
-Могут ли открытия Миши пригодится вам в жизни.
-Подведите итог своей работе на уроке в карточках самооценки. Получилось ли у вас быть счастливыми в течении урока?
Подведения итога по карточке самооценки
Итог урока
—Что хотел сказать читателям Одоевский в своем произведении?
Домашнее задание: 1)подготовить пересказ от имени Миши кратко.
2)Придумать путешествие в любой механизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
Урок литературного чтения состоит из этапов, соответствующих требованиям ФГОС. В интересной форме организуется мобилизующий этап и этап определения темы урока, целеполагание.. (групповая работа). Необ...
Конспект урока по литературному чтению В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 4 класс
Познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского, продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке», пополнять словарный запас; формировать навы...
Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский " Городок в табакерке"
биография автора...
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»...
Урок литературного чтения В. Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Урок составлен по произведению В.Ф. Одоевского, по УМК "Школа России", был проведен в 4 классе, есть к нему презентация....
«Литературные сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Невероятно удивительная сказка "Городок в табакерке" написана замечательным писателем В. Одоевским. Эта сказка о мальчике, который узнает работу механизма табакерки, попав внутрь этой ...
Урок литературного чтения .В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. 1-й урок
В работе представлены приемы работы с первичным знакомством с текстом....