Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Л.Дуров "Наша Жучка". Урок разработан по технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_kalinkina_l.a._.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Школа 2100»
Тема урока: В. Дуров «Наша Жучка».
Цель: развитие умения анализировать рассказ писателя.
Задачи:
- Ознакомление с творчеством В. Дурова.
- Развивать способность решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения, умение высказывать свои мысли, аргументировать их.
- Формировать навыки работы в группах.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
– уметь обосновывать свои суждения;
– оценивать прослушанное;
– устанавливает причинно-следственные связи.
РегулятивныеУУД:
– определять цели и задачи усвоения новых знаний;
– составлять план и определяет последовательность действий;
– организовывать свою работу;
– понимать оценку событий другими детьми и учителем.
КоммуникативныеУУД:
– уметь выражать собственное мнение;
– уметь слушать собеседника;
– уметь работать в группе.
ЛичностныеУУД:
– выражать эмоциональный отклик на прочитанное;
– показывать собственную нравственную позицию в отношении с животными.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I этап Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Создание рабочей атмосферы. - Прочитайте текст загадки и отгадайте её. «На стене или на тумбе Я плакатиком висела. Приглашала, зазывала – Видеть вас в гостях хотела…» (слайд 2). | Самоопределе-ние учащихся к учебной деятельности. | Положитель- ный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелатель- ной атмосферы доверия и сотрудничества | Личностные: формировать положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности; регулятивные: коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. | Положительный настрой на работу |
II этап Актуализация знаний. | Организация самостоятельной работы с текстом (афиша, слайд 3). Задание. -Рассмотрите афишу, что вы можете сказать, о чём она? Давайте подумаем, каким по характеру человеком нужно быть, чтобы выбрать профессию дрессировщика? | Самостоятель-ная работа | Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся | Познавательные: выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: слушать собеседника, строить свои высказывания, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. | В ходе выполнения практического задания, дети выбирают слова, соответствующие, по их мнению, работе дрессировщика. |
III этап Постановка учебной задачи | Осмысление: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь – внимание! Как вы думаете, почему на уроке чтения мы говорим обо всем этом? Какие у вас есть предположения? (Слайд 4). | Дети высказывают предположения, что будут знакомиться с произведением, связанным с цирком. | Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, установление противоречий | Познавательные: выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: слушать собеседника, строить высказывания, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, оценивать собственные знания по решаемому вопросу, определять уровень своей осведомлённости. | Определили границы знания/незнания. Определили учебную задачу. |
IV этап Открытие нового знания | Знакомство с биографией В. Дурова. Первичное восприятие текста (читается учителем до сцены «утром»). - Какие чувства вы испытали? | Познакомились с автором рассказа и определили вид его основной деятельности – дрессировка животных. Предлагается школьникам, используя стратегию «ИДЕАЛ», попробовать самостоятельно разрешить данную проблему. | Решение учебной задачи через анализ, сравнение, установление противоречий. Работа с текстом по стратегии решения проблем (по технологии критического мышления) «ИДЕАЛ». (Слайд 6). | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, делать выводы в результате совместной работы групп, строить логические цепи рассуждений, искать способ решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: сравнивать мнения других со своим собственным, признавать собственные ошибки. | Посредством вовлечения учащихся в проблемную ситуацию, мы реализовали одну из важных задач фазы вызова – пробуждение познавательного интереса, познавательной активности. |
V этап Физкультминутка | Упражнения для глаз. (Слайд 7). | ||||
VI этап Первичное закрепление | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагается работа в группах. | Организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» и самостоятельной актуализации необходимых сведений для решения данной проблемы и, сформулировав ее, определение направления своей деятельности. | Организация групповой работы. | Личностные: развивать умение выражать эмоции. Регулятивные: осуществлять контроль своей работы. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. Коммуникативные: согласовывать условия по решению учебной задачи. Учитывать мнения других. Познавательные: осуществлять анализ, устанавливать закономерности. | |
VII этап Работа с текстом. | «Интересно, в чем проблема?» – Ребята, давайте определим ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Для этой цели – вспомним, как это нужно правильно делать (учитель обращает внимание школьников на плакат или надписи на доске). Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной. «Давайте предложим как можно больше вариантов решений!» На данном этапе применяется классический «мозговой штурм» (по А.Осборну). Учитель напоминает правила, которым необходимо строго следовать, если мы хотим набрать как можно больше различных идей. Правила следующие: Принимаются все варианты решений. ВСЕ варианты должны быть зафиксированы. Во время «мозгового штурма» запрещена критика. Но можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи. «Есть ли какие-либо хорошие решения?» Это – этап первичной оценки. Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты. «А теперь выберем один вариант!» Обсуждение нескольких вариантов. «Любопытно, как это будет выглядеть на практике?». Содействие реализации задач фаз реализации смысла и рефлексии. Чтение конца произведения. | После уточнений проблемы, каждая формулировка должна быть зафиксирована на доске. Это делается для того, чтобы у ребят был впоследствии выбор: на какой остановиться. Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи (от каждой группы – по 2 идеи). Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оригинальным. В эту же категорию попадают и решения, по поводу которых мнения класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит для всех, поэтому пусть пока «полежит в стороне». Каждая группа должна не только выбрать вариант, приемлемый с их точки зрения, но и обосновать его. Учащиеся составляют план реализации варианта. Самостоятельно систематизируют сведения, подводят итоги работы и имеют возможность сопоставить свои варианты с вариантами одноклассников. | Учитель может пойти двумя путями: либо предоставить каждому ребенку возможность самостоятельно выбрать себе формулировку из предложенных его одноклассниками, либо выбрать одну для всех, – которая удовлетворяет большинство. Конечно, организационно легче второй вариант – тем более, он уместнее в случае первого знакомства с этим методом и – для детей начальных классов. Итак, остановившись на одной из формулировок, мы можем перейти ко второму этапу. | Познавательные: строить собственные рассуждения на заданный вопрос. Личностные: уметь высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Показать собственную нравственную позицию в отношении с животными. | Дети приходят к правильному решению проблемы. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию. Сравнение своих представлений о способах решения проблемы до и после использования стратегии ИДЕАЛ. |
VIII этап Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Проверка восприятия произведения. - Как вы думаете, это быль или выдумка? - Почему ребята решили свою злость выместить на собаке, ведь не она же обижала их любимицу? - Хотел ли кто-нибудь по своей воле выполнить казнь? Почему? - Легко ли было Володе Дурову это сделать? Почему? – Почему мальчик плохо спал в ту ночь? Любил ли он ту другую Жучку? – К какому же выводу мы с вами пришли? Каждой группе предлагается подвести итог урока с помощью метода «Шесть шляп» (по технологии критического мышления). Домашнее задание. ЗЕЛЁНАЯ- Творчество. «Доживи до любви». – Поднимаясь к вершине, запишите все чувства, через которые прошел мальчик (Жалость, решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слезы радости, любовь). | Анализ результатов проделанной работы. В группы: ЖЁЛТАЯ- Всё, чему научила эта история. ЧЁРНАЯ- Плохое. Что было трудно. БЕЛАЯ- Факты. Проблема. КРАСНАЯ- Свои эмоции. СИНЯЯ- Обобщение. Для чего дети изучают этот рассказ? | Творческое задание. Групповая форма работы. | Личностные: формировать эмоциональный отклик на прочитанное, объективно оценить результаты деятельности на уроке. Регулятивные: давать оценку своим знаниям – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё не подлежит усвоению,осуществлять итоговый контроль по результату. Познавательные: установить причинно-следственные связи. делать обобщённый вывод, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы). Коммуникативные: выполнять рефлексию своих действий. | Дети успешно справились с творческим заданием «Шесть шляп». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...