Технологическая карта урока математики «Натуральный ряд чисел и другие числовые последовательности» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с понятием «числовая последовательность» как последовательность чисел, составленная по правилу; формирование умения записывать несколько членов заданной числовой последовательности по правилу; составление простейших алгоритмов.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить понимать принцип составления числовых последовательностей
  2. Научить записывать несколько членов заданной числовой последовательности по правилу

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. Развивать умение составлять план действий при решении задач
  3. Развивать умение логически рассуждать при решении задач с подвохом

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 22.01.2021

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 3-1

Урок: 5

Время: 11:50-12:30

Кабинет: 316

Студент: Карпова Ксения

Группа: 32

Учитель: Богданова В.П.

Методист: Иванова Н.В.

Тема урока «Натуральный ряд чисел и другие числовые последовательности»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с понятием «числовая последовательность» как последовательность чисел, составленная по правилу; формирование умения записывать несколько членов заданной числовой последовательности по правилу; составление простейших алгоритмов.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить понимать принцип составления числовых последовательностей
  2. Научить записывать несколько членов заданной числовой последовательности по правилу

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. Развивать умение составлять план действий при решении задач
  3. Развивать умение логически рассуждать при решении задач с подвохом

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок математики.
  • Я очень рада вас видеть, присаживайтесь на свои места.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Приветствуют учителя.

КУУД: адекватно использовать речевые средства.

РУУД: самоконтроль.

ЛУУД: знание моральных норм

Работа с мультимедийной презентацией.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

потребности к построению нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог.

1. Организует повторение материала пройденного на прошлом уроке.

  • Откройте ваши тетради, запишите число отступив 4 клеточки вниз от предыдущей работы и 10 клеток слева, затем 1 клетку вниз и 6 слева записываем «Классная работа».
  • Вспомните, какие задачи вы решали на прошлом уроке?
  • Как они называются?
  • Какие задачи являются составными?
  • Прочтите требования к задаче, и из данных вопросов выберите подходящий.

Вадим коллекционирует машинки, после того как лучший друг попросил поделиться с ним машинками, Вадим с удовольствием отдал половину своих машинок. Сколько машинок Вадим отдаст своему другу?

  1. у Вадима есть 4 красных и 2 синих машинки;
  2. у Вадима есть зеленые, желтые и красные машинки;
  3. у Вадима одна зеленая машина.

  • Прочтите полностью задачу.
  • Что нам требуется найти?

  • Сколько действий в задаче?
  • Является ли задача составной?

  • Решите получившуюся задачу в тетрадях.

1. Повторяют пройденный на прошлом уроке материал.

2. Делают записи в тетрадях.

  • Составные задачи.
  • Составные задачи- задачи в которых два или более действий.
  • Подходит условие номер 1, в нем дана полезная информация.

  • Нужно найти количество машинок, которые Вадим отдаст своему другу.
  • В задаче 2 действия.
  • Задача является составной.
  • 1)  4+2=6 (м) – всего у Вадима

2) 6:2= 3 (м) – Вадим отдаст своему другу

Ответ: 3 машинки

Предметные: развитие приемов анализа данных; обобщить изученный материал по теме: «Составные задачи»; развитие умений извлекать необходимую информацию из математических текстов для решения задач.

ПУУД: создание способов решения; осуществление поиска необходимой информации; осуществление анализа объектов.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

КУУД: формулировать собственные мнения и позицию.

ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету

Работа с мультимедийной презентацией.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление

места и причины затруднения, постановка цели урока

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Наглядная форма работы.

  1. Создает проблемную ситуацию.
  2. Помогает детям определить тему урока и поставить перед собой цели.

  • Машинки Вадима ,оказывается, были пронумерованы, но одна из них без номера, и Вадим забыл какой номер у нее должен быть. Давайте посмотрим на все номера и подумаем какой же номер может быть у этой машинки.

(на слайде машинки пронумерованы 2, 4, 6, …, 10, 12)

  • Запишите номера всех машинок в тетрадь, в том числе и номер пропущенной машинки.
  • Как вы определили номер машинки?

  • По какому принципу пронумерованы машинки?

  • Что же у нас с вами получилось? Как называется ряд чисел имеющих определенный порядок, в котором числа подбираются по определенному принципу?
  • Буквы в названии темы урока перемешались, давайте посмотрим на слайд и составим тему урока.
  • Как будет звучать тема нашего урока?
  • Какие цели вы можете перед собой поставить?

1. Определяют тему и цели урока на основании проблемной ситуации.

2. Делают записи в тетрадях.

  • Все машинки пронумерованы определенным способом.
  • Каждый номер следующей машинки отличается от предыдущего тем, что он на 2 больше.
  • Ряд чисел. Числовая последовательность.

  • Числовые последовательности.
  • Узнать что такое «Числовая последовательность»; какие бывают числовые последовательности; научиться определять и составлять числовые последовательности.

Предметные: формирование представлений о математике как о методе познания; развитие логического мышления.

ПУУД: формирование логической грамотности учащихся; осуществление операции анализа.

 РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей.

КУУД: общение и взаимодействие

ЛУУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.

Работа с мультимедийной презентацией.

, "Открытие" детьми

нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог.

1.  Помогает детям открыть новые знания.

2. Предлагает задания на выявление нового материала.

3. Использует новый способ действия в решении задания.

  • Открывайте учебник на странице 143, давайте посмотрим на задание номер 473. Как будем выполнять это задание?
  • Запишите отрезок последовательности до числа 10.
  • Прочтите первый вопрос, давайте вместе на него ответим.
  • Как называется такая последовательность?
  • Что такое натуральная последовательность чисел?
  • Каждое число этой последовательности называется НАТУРАЛЬНЫМ, а сама последовательность — НАТУРАЛЬНЫМ РЯДОМ ЧИСЕЛ.
  • Скажите, а каким числом заканчивается последовательность?
  • Абсолютно верно, любая последовательность никогда не заканчивается именно поэтому, мы с вами будем всегда говорить «отрезок числовой последовательности» и в конце отрезка будем ставить знак «…».
  • Сейчас мы с вами поупражняемся в составлении числовой последовательности, я назову правило согласно которому должны строиться последовательность, а вы по цепочке будете называть числа.
  • Давайте составим последовательность у которой следующее число должно быть больше предыдущего на 4. До числа 41. Скажите может ли такая последовательность содержать в себе четные числа? Продолжим нашу цепочку, но задание изменится, вам нужно составить последовательность чисел, каждое число должно быть меньше предыдущего на 3. Начнем с числа 143.

  1. Открывают новые знания с помощью практических заданий.
  2. Учатся применять новые знания на практике.
  • Запишем числа от 1 до 10.

Работают в тетрадях.

  • Натуральный ряд чисел.
  • Ряд, где каждое последующее число отличается от предыдущего на одну единицу.
  • Она никогда не заканчивается.

  • Такая последовательность не может содержать в себе четные числа, потому что она началась с четного числа и мы прибавляем нечетное число.

Предметные:  формирование представления о математике как о методе познания; развитие умения извлекать необходимую информацию.

ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства.

КУУД: формулировать собственные мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению.

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры.

ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .

Работа с мультимедийной презентацией.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог.

1.  Вместе с детьми проводит параллель между заданием и новым материалом.

2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  • Посмотрите следующее упражнение под номером 474, прочтите первую часть задания.
  • С какого числа начинается последовательность? По какому правилу найдем второе число этой последовательности? (Увеличим число 2 в два раза.) Запишите в тетрадях первое и второе числа этой числовой последовательности (последовательности, состоящей из чисел): 2, 4…
  • Как найдем третье и четвертое числа этой последовательности? (умножим 4 на 2), и записываем в тетрадях: 2, 4, 8, 16.
  • Теперь выполним вторую часть задания.
  • С какого числа начинается последовательность?
  • По какому правилу она составлена?
  • Что общего у этих двух последовательностей?
  • Мы записали одинаковые или разные последовательности?
  • Чем они отличаются друг от друга?

Динамическая пауза

  • Давайте встанем со своих мест и разомнемся.  Когда я буду говорить четные числа вам нужно будет хлопнуть, а когда нечетные топнуть.
  • Какие числа называются четными?
  • Какие нечетными?

2, 56, 43, 89, 132, 99, 101, 75, 9, 12

1. Учатся использовать и закрепляют полученные знания.

2. Проводят разминку.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

  • 2, 4 …
  • Умножим на 2 и 4 .

  • С 2 .
  • Увеличим число на 2.
  • Одинаковое начало, действие с 2 .
  • Разные.
  • В первой мы умножаем, во второй прибавляем.

Предметные: формирование умений воспроизводить приобретенные знания.

ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению.

Работа с мультимедийной презентацией.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Индивидуальная форма.

1. Предлагает детям задание на закрепление пройденного материала.

2. Организует проверку выполненных заданий.

  • Откройте рабочие тетради на странице 89, сейчас вам нужно самостоятельно выполнить задания под номерами 188, 189, 190, 191.

  • Те кто закончит обратите внимание на задание на слайде, задание не только на определение последовательности, но еще и на логику.

https://www.dumaika.ru/uploads/files/kokoe-chislo-pod-mashinoy.jpg

  • Давайте проверим на сколько правильно вы выполнили задания в рабочей тетради, кто прочтет упражнение 188, 189, 190.
  • Почему последовательности в номере 190 разные? Чем они похожи?
  • Каким знаком должны быть завершены последовательности?

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Проводят проверку выполненных заданий.

  • Разные, похожи только числами, но принцип составления разный.
  • Многоточием.

Предметные: формирование умений применять приобретенные знания умения и навыки; формирование логического мышления.

ПУУД: создание собственных способов решения.

РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.

КУУД: формулирование собственного мнения и позиции.

ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях.

Работа с мультимедийной презентацией.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Групповая форма работы.

1. Уточняет понимание учащимися темы и целей урока.

2. Формирует задание на проверку понимания пройденного материала.

  • Сейчас вам нужно будет поработать в группах, по 4 человека. Давайте вспомним правила работы в группах. Время для выполнения 6 минут.

1. Посмотрите на последовательность , определите какая закономерность представлена?

12, 24, 36, 48, 60, …    (+12)

100,  86, 72, 58, 44, … (-14)

3, 6, 12, 24, 48, …        (*2) 

2. Представлены несколько последовательностей, определите по какому принципу они составлены и найдите в них ошибки.

2, 10, 18, 23, 34, … (+8)

64, 52, 40, 27, 16, … (-12)

  1. Числа расположены в хаотичном порядке, ваша задача составить из них все возможные последовательности и записать в тетрадь.

2, 4, 6, 8, 10, 12, …

  1. 2, 4, 6, 8, 10, 12, … (+2)
  2. 12, 10, 8, 6, 4, 2, … (-2)
  3. 2, 4, 8, … (*2)
  4. 8, 4, 2, … (:2)

1. Соотнесение целей урока с полученным результатом.

2. Обобщение знаний по пройденной теме.

3. Работают в группах.

4. Проверяют выполненные задания.

Правила работы в группах:

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Выполняют работу в группах. Затем совместно проверяют.

Предметные: научиться проводить диагностику уровня понимания; развитие умений анализировать полученный результат.

ПУУД: умение анализировать и обобщать.

РУУД: умения планировать свои действия.

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.

Работа с мультимедийной презентацией.

4. Соотнесите стрелочками числовые последовательности с их названиями.

1, 2, 3, 4, 5, … ( последовательность натуральных чисел)

2, 4, 6, 8, 10, … ( последовательность четных чисел)

1, 3, 5, 7, 9, … ( последовательность нечетных чисел)

5. Запишите первые пять чисел числовой последовательности, которая начинается с числа 1, а последующие числа строятся по принципу одно на 2 больше, следующее на 1 меньше.

1, 3, 2, 4, 5, …

6. Запишите  числа последовательности, которая начинается с числа 16, а каждое последующее число меньше в два раза.

        

16, 8, 4, 2, 1

7. Определите по какому принципу строится последовательность и вставьте пропущенное число.

2, 10, 18, …, 34, … (+8) 24

100, 93, 86, …, 71, … (-7) 79

8.  По какому принципу строится каждая последовательность. В какой из последовательностей допущена ошибка?

5, 11, 17, 22, 29, … (+6)

98, 89. 80, 71, 62, … (-9)

9. Запишите 8 чисел последовательности, которая начинается с числа 46, а каждое последующее число больше предыдущего на 3. 46, 49, 51, 54, 57, 60, 63, 66,69, …

  • Проверим последовательности, которые у вас получились. Один человек  от группы называет решение, остальные проверяют, если верно поднимаете руки вверх.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: учебный диалог.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

2. Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.

  • Как звучала тема нашего урока?
  • Что такое натуральный ряд чисел?
  • Для чего мы ставим многоточие в конце ряда?
  • Продолжите фразы данные на слайде.

Сегодня на уроке мы повторили …

Я бы похвалил себя за …

Мне было трудно …

Особенно интересно было …

1. Подводят итоги своей деятельности.

2. Соотносят результат полученный с ожидаемым.

  • Числовые последовательности.
  • Натуральный, ряд в котором числа строятся по принципу прибавления единицы.
  • Многоточие показывает незавершенность.

Предметные: научиться проводить диагностику учебных достижений.

КУУД: обобщение и взаимодействие.

ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

Работа с мультимедийной презентацией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики

Слайд 2

Быстрый счёт 322+131+278= 660+100+140= 731 900

Слайд 3

Вставь пропущенный знак 8 00 2 300 2 = 1000 800 400 2 200 = 200 8 : + * - * +

Слайд 4

Числовые последовательности . Чис ло вые пос ле до ва тель нос ти

Слайд 5

Цели урока: у знать понятие «Числовая последовательность»; у знать какие бывают последовательности; научиться определять и составлять числовые последовательности.

Слайд 8

Рефлексия Сегодня на уроке мы повторили … Я бы похвалил(а) себя за … Мне было трудно … Особенно интересно было …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по технологии "Аппликация из семян.Изделие: панно-насекомое" (УМК "Перспективная начальная школа",2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: обучение технологии аппликации из пластилина и семян; освоение технологии изготовления аппликации из природных материалов на пластилине, изг...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Слышать неслышимое"."Тишина" (Ю.Коринец) (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с произведением Ю. Коринца «Тишина», способствование формированию понятия об особенном поэтическо...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...

Технологическая карта урока математики "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока:  формирование представления у обучающихся о случаях сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида  .Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся со случаями слож...

Технологическая карта урока окружающего мира "Москва: память о войне 1812 года" (УМК "Перспективная начальная школа",4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся об Отечественной войне 1812 года; знакомство с памятниками, посвященными Отечественной войне 1812 года.За...

Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рыленков «Всё в тающей дымке»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2)  освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...