Урок по внеклассному чтению по творчеству В. Голявкина "Никакой горчицы я не ел".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Урок для учащихся 3 класса. 

Любимым жанром писателя остается короткий юмористический рассказ.

" …Не одну сотню рассказов написал В. Голявкин, отмеченных индивидуальной печатью его яркого, веселого дарования и прочно утвердился в когорте тех прозаиков, кого можно быстро узнать по самобытной Фразе, по неповторимой интонации, по характерному ритму письма. Но, может быть, главное завоевание ВГолявкина — это его естественное и полноправное «проживание» в детской стихии, ..неподдельное удивление и фантазерство, парадоксальность логики и острота реакции, чистота побуждений и лукавство — все это органично для писателя и все это присутствует в его книгах" И.Кузьмичев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_vneklassnomu_chteniyu.docx22.41 КБ
Office presentation icon golyavkin.ppt273 КБ

Предварительный просмотр:

Виктор Голявкин «Никакой горчицы я не ел »

Цели: познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого, создать условия для:

      - раскрытия смысла художественного произведения;

     - формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;

      - воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд № 2)

У: Я улыбнусь вам,

 Вы улыбнетесь мне,

 Улыбнитесь друг другу

 И мы начнем урок.

. II. Проверка домашнего задания

   Учащиеся рассказывают о рассказах В. Голявкина (раньше с ним никогда не встречались), которые читали дома, по желанию, читают понравившиеся отрывки.

- Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя. Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У Д: Виктор Голявкин – художник и писатель. (Слайд № 4)

Сюжеты для рассказов брал из жизни.

Героями чаще всего являются мальчики.

О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

Физкультминутка

3. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

                             Всё для всех

Каменщик строит жилища,

 Платье – работа портного.

 Но ведь портному работать

 Негде без тёплого крова.

 Каменщик был бы раздетым,

 Если б умелые руки

 Вовремя не смастерили

 Фартук, и куртку, и брюки.

 Пекарь сапожнику к сроку

 Сшить сапоги поручает.

 Ну а сапожник без хлеба

 Много ль нашьёт, натачает?

 Стало быть, так и выходит,

 Всё, что мы делаем, нужно.

 Значит, давайте трудиться

 Честно, усердно и дружно.

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д .

Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

III. Изучение нового материала.        – Сегодня мы прочитаем рассказ о другом мальчике, вашем ровеснике, который однажды тёплым, весенним днём решил не пойти в школу… –Замечательный детский писатель Виктор Голявкин. «Никакой горчицы я не ел.»

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

Не хочет учиться.

                 Вот как это было.

IV. Работа с текстом.

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

(Слайды №№ 8,9)№        

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1.

Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе.

2.

Шофер

Вздохнул и дальше пошел.

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Делай то, что умеешь.

3.

Изобретатели

Удивление, обида, возмущение.

Смеются над ним, Иронизируют.

В мире много непознанного. Познай!

4.

Дворник

Нечем заняться, скучно, обида.

Злится, прогнал. Метла для работы.

Не мешай другим работать.

5.

Строители

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)        

Прогнали, накричали.

Знай правила безопасного поведения.

6.

Кондуктор

Усталость, испуг, стыд, страх.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Тайное становится явным.

7.

Экскаваторщик

Удивление, желание работать на экскаваторе.

Не захотел разговаривать.

Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

Д: Первый.

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1.

Прогульщик

2.

Шофер

3.

Изобретатели

4.

Дворник

5.

Строители

6.

Кондуктор

7.

Экскаваторщик

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

  8.Самостоятельная работа. Заполнить таблицу. Проверка. Оцените себя.

              Закончите фразу:

Мне запомнился…

У меня получилось…

Хотелось бы…(нарисовать смайлик)

  9.Итог урока.

– Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись к нему?

– Как вы думаете, они догадались о том, что он прогульщик?

– Почему в ясный солнечный день ему было скучно?

– Чему учит рассказ В. Голявкина ?

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1.

Прогульщик

2.

Шофер

3.

Изобретатели

4.

Дворник

5.

Строители

6.

Кондуктор

7.

Экскаваторщик

                 

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1.

Прогульщик

2.

Шофер

3.

Изобретатели

4.

Дворник

5.

Строители

6.

Кондуктор

7.

Экскаваторщик

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Владимирович Голявкин (1929 -2001 ) Никакой я горчицы не ел. учитель начальных классов МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Советского Союза В.В.Князева» Л.К. Елистратова

Слайд 2

Виктор Владимирович Голявкин (Р.1929) Никакой я горчицы не ел.

Слайд 3

Коротко об авторе. Художник и писатель. Сюжеты для произведений брал из жизни. Героями чаще всего являются мальчики.

Слайд 4

Никакой я горчицы не ел. Кому принадлежат слова?

Слайд 5

Цель. Выяснить, почему мальчику грустно.( Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Слайд 6

Гипотеза. Кто-то обидел. Не хочет учиться.

Слайд 7

План. 1. Прогульщик Хотелось петь, радовался свободе 2. Шофер Вздохнул и дальше пошел Прогнал (Не умеешь, не надо) Вывод: Делай то, что умеешь. 3. Изобретатели Удивление, обида, возмущение Смеются над ним, иронизируют Вывод: В мире много непознанного. Познай! 4. Дворник Нечем заняться, скучно, обида Злится, прогнал. Метла для работы. Вывод: Не мешай другим работать.

Слайд 8

5. Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Вывод: Знай правила безопасного поведения. 6. Кондуктор Определила, что он прогульщик Усталость, испуг, стыд, страх Вывод: Тайное становится явным. 7. Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать Вывод: Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

Слайд 9

Цель. Выяснить, почему мальчику грустно. Гипотеза. Кто-то обидел. Не хочет учиться. Вывод?

Слайд 10

Почему мальчик прогуливал? Ленился Не выучил уроки Было трудно?

Слайд 11

Какой рисунок к этому рассказу?

Слайд 12

Домашнее задание. Нарисовать подробную карту маршрута мальчика. Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика. Подобрать пословицы или крылатые выражения. Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

Слайд 13

Я вспомнил… Я узнал… Я повторил…

Слайд 14

Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака

Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....

Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"

Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...

Урок внеклассного чтения по творчеству К. Паустовского "Самый мирный писатель на свете"

Цель:  систематизировать знания по  творчеству К.Г. Паустовского.   Задачи:1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своео...