Урок по внеклассному чтению по творчеству В. Голявкина "Никакой горчицы я не ел".
методическая разработка по чтению (3 класс)
Урок для учащихся 3 класса.
Любимым жанром писателя остается короткий юмористический рассказ.
" …Не одну сотню рассказов написал В. Голявкин, отмеченных индивидуальной печатью его яркого, веселого дарования и прочно утвердился в когорте тех прозаиков, кого можно быстро узнать по самобытной Фразе, по неповторимой интонации, по характерному ритму письма. Но, может быть, главное завоевание В. Голявкина — это его естественное и полноправное «проживание» в детской стихии, ..неподдельное удивление и фантазерство, парадоксальность логики и острота реакции, чистота побуждений и лукавство — все это органично для писателя и все это присутствует в его книгах" И.Кузьмичев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_vneklassnomu_chteniyu.docx | 22.41 КБ |
golyavkin.ppt | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Виктор Голявкин «Никакой горчицы я не ел »
Цели: познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого, создать условия для:
- раскрытия смысла художественного произведения;
- формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;
- воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд № 2)
У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнитесь друг другу
И мы начнем урок.
. II. Проверка домашнего задания
Учащиеся рассказывают о рассказах В. Голявкина (раньше с ним никогда не встречались), которые читали дома, по желанию, читают понравившиеся отрывки.
- Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)
Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя. Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
У Д: Виктор Голявкин – художник и писатель. (Слайд № 4)
Сюжеты для рассказов брал из жизни.
Героями чаще всего являются мальчики.
О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.
Физкультминутка
3. Актуализация знаний.
У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)
(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)
Всё для всех
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д .
Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)
III. Изучение нового материала. – Сегодня мы прочитаем рассказ о другом мальчике, вашем ровеснике, который однажды тёплым, весенним днём решил не пойти в школу… –Замечательный детский писатель Виктор Голявкин. «Никакой горчицы я не ел.»
У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)
Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.
Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.
У: Давайте сформулируем цель урока.
Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)
У: А какие есть предположения по этому поводу?
Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.
У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)
Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.
(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)
Гипотеза: Кто-то обидел.
Не хочет учиться.
Вот как это было.
IV. Работа с текстом.
У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.
Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»
У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)
Д: Хотелось петь, испытывал радость.
У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.
У: Что даст ему встреча?
Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.
У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.
(Слайды №№ 8,9)№
№ | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1. | Прогульщик | Хотел петь, радовался свободе. | ||
2. | Шофер | Вздохнул и дальше пошел. | Прогнал (Не умеешь, не надо). | Делай то, что умеешь. |
3. | Изобретатели | Удивление, обида, возмущение. | Смеются над ним, Иронизируют. | В мире много непознанного. Познай! |
4. | Дворник | Нечем заняться, скучно, обида. | Злится, прогнал. Метла для работы. | Не мешай другим работать. |
5. | Строители | Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) | Прогнали, накричали. | Знай правила безопасного поведения. |
6. | Кондуктор | Усталость, испуг, стыд, страх. | Определила, что он прогульщик, разоблачила. | Тайное становится явным. |
7. | Экскаваторщик | Удивление, желание работать на экскаваторе. | Не захотел разговаривать. | Учиться надо, чтобы стать профессионалом. |
V. Вывод.
У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)
Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.
У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)
Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.
VI. Творческая работа. (Слайд № 13)
У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.
Д: Первый.
№ | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1. | Прогульщик | |||
2. | Шофер | |||
3. | Изобретатели | |||
4. | Дворник | |||
5. | Строители | |||
6. | Кондуктор | |||
7. | Экскаваторщик |
VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)
Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.
Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.
Подобрать пословицы или крылатые выражения.
8.Самостоятельная работа. Заполнить таблицу. Проверка. Оцените себя.
Закончите фразу:
Мне запомнился…
У меня получилось…
Хотелось бы…(нарисовать смайлик)
9.Итог урока.
– Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись к нему?
– Как вы думаете, они догадались о том, что он прогульщик?
– Почему в ясный солнечный день ему было скучно?
– Чему учит рассказ В. Голявкина ?
№ | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1. | Прогульщик | |||
2. | Шофер | |||
3. | Изобретатели | |||
4. | Дворник | |||
5. | Строители | |||
6. | Кондуктор | |||
7. | Экскаваторщик |
№ | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1. | Прогульщик | |||
2. | Шофер | |||
3. | Изобретатели | |||
4. | Дворник | |||
5. | Строители | |||
6. | Кондуктор | |||
7. | Экскаваторщик |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Владимирович Голявкин (Р.1929) Никакой я горчицы не ел.
Коротко об авторе. Художник и писатель. Сюжеты для произведений брал из жизни. Героями чаще всего являются мальчики.
Никакой я горчицы не ел. Кому принадлежат слова?
Цель. Выяснить, почему мальчику грустно.( Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)
Гипотеза. Кто-то обидел. Не хочет учиться.
План. 1. Прогульщик Хотелось петь, радовался свободе 2. Шофер Вздохнул и дальше пошел Прогнал (Не умеешь, не надо) Вывод: Делай то, что умеешь. 3. Изобретатели Удивление, обида, возмущение Смеются над ним, иронизируют Вывод: В мире много непознанного. Познай! 4. Дворник Нечем заняться, скучно, обида Злится, прогнал. Метла для работы. Вывод: Не мешай другим работать.
5. Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Вывод: Знай правила безопасного поведения. 6. Кондуктор Определила, что он прогульщик Усталость, испуг, стыд, страх Вывод: Тайное становится явным. 7. Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать Вывод: Учиться надо, чтобы стать профессионалом.
Цель. Выяснить, почему мальчику грустно. Гипотеза. Кто-то обидел. Не хочет учиться. Вывод?
Почему мальчик прогуливал? Ленился Не выучил уроки Было трудно?
Какой рисунок к этому рассказу?
Домашнее задание. Нарисовать подробную карту маршрута мальчика. Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика. Подобрать пословицы или крылатые выражения. Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»
Я вспомнил… Я узнал… Я повторил…
Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака
Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"
Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...
Урок внеклассного чтения по творчеству К. Паустовского "Самый мирный писатель на свете"
Цель: систематизировать знания по творчеству К.Г. Паустовского. Задачи:1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своео...