Урок внеклассного чтения по творчеству К. Паустовского "Самый мирный писатель на свете"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель: систематизировать знания по творчеству К.Г. Паустовского.
Задачи:
1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.
2.Провести синтез и углубление знаний о героях и событиях в произведениях.
3. Выяснить связь биографии писателя с произведениями, продолжить формирование навыков самостоятельно делать выводы, анализируя отдельные эпизоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000a6666-72e2695e.docx | 49.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по теме:
Самый мирный из писателей на свете
Автор: Сердитова Людмила Васильевна
Учитель начальных классов
Возраст учащихся 11 лет (4 класс)
4 класс
Урок литературного чтения
Тема: Самый мирный из писателей на свете
(по творчеству К. Паустовского)
Цель: систематизировать знания по творчеству К.Г. Паустовского.
Задачи:
1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.
2.Провести синтез и углубление знаний о героях и событиях в произведениях.
3. Выяснить связь биографии писателя с произведениями, продолжить формирование навыков самостоятельно делать выводы, анализируя отдельные эпизоды.
Оборудование:
компьютер, экран, мультимедийная презентация и фрагмент м/ф «Стальное колечко», портреты К. Паустовского, книги К. Паустовского, записи на доске.
Литература:
Л.П. Кременцов. К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество. М.Просвещение,1982.
А.Ф.Измайлов. Наедине с Паустовским. Ленинград Наука,1990
Л.Левицкий. К.Г.Паустовский. М.Советский писатель,1963.
Электронные образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР
Ход урока:
I. Организационный этап: (мотивация к деятельности) | Слайд № 1 Учитель (далее У): «…Самый мирный из писателей на свете…». Это слова Веры Пановой. Догадались ли вы о каком писателе идет речь? (предположения детей) |
II. Актуализация опорных знаний: ( формулирование темы и цели) | Слайд №2 У: Давайте прочитаем названия произведений автора. Может они подскажут нам писателя? У: Прочитайте их вслух.
Слайд №3 У: Можете назвать автора? (нет.) У: Добавим в список известные нам произведения. У: Прочитайте их вслух правильно:
Слайд №4 У: Да действительно, эти слова о Константине Георгиевиче Паустовском, и нам, как хорошим читателям, следует прочитать все его произведения. Слайд №5 В конце урока мы обратимся к словам Веры Пановой еще раз: подтвердим или опровергнем слова ее высказывания о К. Паустовском. Слайд №6. Давайте определимся с задачами на урок. |
III. Учебно-познавательная деятельность: (работа в группах) | У: Мы уже беседовали о биографии писателя, давайте вспомним; какие профессии пришлось освоить К. Г. Паустовскому в свое время. Слайд №7
У: О чем это может нам сказать? (тяжело жилось, искал себя в народе и т.д.) У: Какому писателю, как и Паустовскому, пришлось освоить такое же количество профессий? ( Б. Житкову) У: Паустовский признавал писателей от жизни, поэтому он сменил так много профессий, но главная для него профессия - это писатель. У: Как вы думаете, почему мы обратились к таким страницам его биографии и остановились на профессиях писателя? Для чего нам это нужно? (версии детей) У: Как вы думаете, каждая из профессий чему-нибудь научила Паустовского? У: Да. Он приобрел бесценный опыт и впечатления, которые отражены в его произведениях. Сейчас мы разделимся на группы и попробуем сопоставить профессии писателя с его произведениями и найти связь. Например, за время работы на поезде санитаром, он слышал много рассказов от раненых, но записывать не было времени и впечатления от услышанного он отразил в сказке. А какой? Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и догадаемся вместе. («Стальное колечко»). Слайд №8 Повествование всегда идет от лица автора или он передает рассказанную историю. Слайд №9 1 группа: путешественник –« Похождения жука-носорога», «Резиновая лодка», « Дождливый рассвет» и др. Много путешествовал. На карте не было уголка, где он не побывал. Часами склонившись над картой, сокрушался, что во многих местах он еще не был. В описании - подлинный реализм. Он особенно дорожил этими лирическими красками родной природы. |
| 2 группа: переводчик – чешская сказка «Златовласка», польская сказка «Золотой замок», украинская сказка «Соломенный бычок» и др. Благодаря его пересказу нам стали известны сказки других народов. 3 группа: репортер – «Прощание с летом», «Летние дни», «Первый снег» и др. Сюжет всегда прост, язык и стиль ясен и доступен. Паустовский стремился к лаконизму, простоте и художественной выразительности. Вывод: Несомненно, произведения К. Г. Паустовского автобиографичны, в них отражены мысли и чувства Паустовского. «Почти каждая поездка – это книга. Почти в каждом рассказе и каждой повести видны следы скитаний»,- писал автор. |
2) Составление кластера | |
У: А сейчас я предлагаю составить кластер по творчеству К.Г.Паустовского и подчеркнуть своеобразие произведений этого писателя. Составление кластера «Своеобразие произведений К.Г. Паустовского». Слайд №10 | |
| |
3) Работа по опорным словам кластера | Слайд №11 Объяснение слов и подбор примеров из произведений. 3 линии: - описание природы; - жизнь человека; - жизнь животных. |
4) Учитель обращает внимание учащихся на изученные произведения автора | |
У: В каких произведениях мы видим красоту родной природы? Что особенно дорого автору? Почему писателя можно назвать патриотом своей родины? | |
Вывод: | У: Писателю всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке. Ведь он отражает в своих произведениях окружающую жизнь. Природа в произведениях, как чуткий камертон. Своеобразие в том, что природа в них является главным героем. |
IV. Работа над темой урока:
| У: Какую из пословиц выбрал бы Паустовский к своим рассказам? Слайд №12 Растенье - земли украшенье Рощи да леса – всему краю краса Лес и вода – брат и сестра Зеленый наряд радует взгляд Вывод: Цель Паустовского, это научить людей помнить о самом главном, что тебя связывает с родиной и будет сопутствовать удача. |
Слайд №13 | |
Физкультминутка для глаз | |
2) Чтение фрагментов произведений | 4. Выборочное чтение Чтение обучающихся понравившихся фрагментов произведений. У: Вашему вниманию я предлагаю отрывки из произведений автора, ваша задача: узнать название произведения и объяснить его смысл.
Из рассказа «Жильцы старого дома»
Из рассказа «Золотая роза»
Из рассказа «Колотый сахар». (Старик говорит собирателю песен) |
V. Обобщающая беседа | Слайд № 16. У: Давайте обратимся к строчкам Веры Пановой: «Мы любим Паустовского, глубоко уважаем и чтим за то, что он был влюблен в жизнь, в людей, в природу, в искусство, за то, что он веселый и мечтательный, доверчивый и добрый,- быть может, самый мирный из всех писателей на свете. Всем своим творчеством он воспитывал чувства читателя, воспитывал его сердце, а сердце нуждается в воспитании так же, как и разум » У: Как вы думаете, о чем она хотела нам сказать? Давайте выделим (подчеркнем) в тексте главные слова. Слайд № 17Вы согласны с этим утверждением? Почему? |
Вывод: | У: Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. Люди всех времен будут признательны ему за это. «Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя К.Г.Паустовского»,- писал Л.П. Кременцов. |
VI. Домашнее задание | Слайд № 18. Найти и подобрать высказывания о творчестве К. Паустовского писателей и литературных критиков, записать в тетрадь. Прочитать из списка произведения Паустовского, которые вы еще не читали. Слайд № 19. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака
Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...
Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству Л.Ф. Воронковой . ТЕМА. «Родом из детства»
Данный урок позволит расширить литературный кругозор обучающихся, пробудить интерес к личности и творчеству Л.Ф. Воронковой, будет способствовать приобщению детей к чтению. А так же позволит увидеть м...