Урок внеклассного чтения по творчеству К. Паустовского "Самый мирный писатель на свете"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Цель:  систематизировать знания по  творчеству К.Г. Паустовского.   

Задачи:

1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.   

2.Провести синтез и углубление знаний о героях и событиях в произведениях.  

3. Выяснить связь биографии писателя с произведениями, продолжить формирование навыков самостоятельно делать выводы, анализируя отдельные эпизоды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000a6666-72e2695e.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Урок внеклассного чтения по теме:

 Самый мирный из писателей на свете

Автор: Сердитова Людмила Васильевна

 Учитель начальных классов  

Возраст учащихся 11 лет (4 класс)

 


4  класс    

Урок  литературного  чтения

Тема:  Самый мирный из писателей на свете  

 (по творчеству К. Паустовского)

Цель:  систематизировать знания по  творчеству К.Г. Паустовского.    

Задачи:

1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.  

2.Провести синтез и углубление знаний о героях и событиях в произведениях.  

3. Выяснить связь биографии писателя с произведениями, продолжить формирование навыков самостоятельно делать выводы, анализируя отдельные эпизоды.

 

Оборудование: 

компьютер, экран,  мультимедийная   презентация и фрагмент м/ф «Стальное колечко», портреты  К. Паустовского, книги К. Паустовского, записи на доске.

Литература:

Л.П. Кременцов. К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество. М.Просвещение,1982.

А.Ф.Измайлов. Наедине с Паустовским. Ленинград Наука,1990

Л.Левицкий. К.Г.Паустовский. М.Советский писатель,1963.

Электронные образовательные ресурсы:  

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР

Ход урока:

I. Организационный  этап: (мотивация к деятельности)

Слайд № 1

Учитель (далее У): «…Самый мирный из писателей на свете…». Это слова  Веры Пановой. Догадались ли вы о каком писателе идет речь? (предположения детей)

II.   Актуализация опорных знаний:

( формулирование темы и цели)

Слайд №2

У:  Давайте прочитаем названия произведений автора. Может они подскажут нам  писателя?

У: Прочитайте их вслух.

  • Встреча с Гайдаром
  • Летние дни
  • Прощание с летом
  • Родник в мелколесье
  • Какие бывают дожди
  • Однажды ночью
  • Первый снег
  • Заботливый цветок

Слайд №3

У:  Можете назвать автора? (нет.)

У:  Добавим в список известные нам произведения.

У: Прочитайте их вслух правильно:

  • Старик в потертой шинели
  • Заячьи лапы
  • Кот - ворюга
  • Степан и Фунтик
  • Стальное колечко
  • Корзина с еловыми шишками

Слайд №4

У: Да действительно, эти слова о Константине Георгиевиче Паустовском, и нам, как хорошим читателям, следует прочитать все его произведения.

 Слайд №5

В конце урока мы обратимся к словам Веры Пановой еще раз:  подтвердим или опровергнем слова ее высказывания о К. Паустовском.

Слайд №6. Давайте определимся с задачами на урок.

III.  Учебно-познавательная деятельность:

(работа в группах)

У:  Мы уже беседовали о биографии писателя, давайте вспомним;  какие профессии пришлось освоить К. Г. Паустовскому в свое время.

Слайд №7

  • переводчик
  • матрос
  • репетитор
  • санитар
  • путешественник
  • преподаватель русской литературы
  • вожатый трамвая
  • кондуктор
  • рабочий металлург
  • рыбак артели
  • репортер газеты
  • писатель

У:  О чем это может нам сказать? (тяжело жилось, искал себя в народе и т.д.)

У:  Какому  писателю, как и Паустовскому, пришлось освоить такое же количество профессий? ( Б. Житкову)  

У: Паустовский признавал писателей от жизни, поэтому он сменил так много профессий, но главная для него профессия - это писатель.

У:  Как вы думаете, почему мы обратились к таким страницам его биографии и остановились на профессиях писателя? Для чего нам это нужно? (версии детей)

У:  Как вы думаете, каждая из профессий чему-нибудь научила Паустовского?

У:  Да. Он приобрел бесценный опыт и впечатления, которые отражены в его произведениях.

Сейчас мы разделимся на группы и попробуем сопоставить профессии писателя с его произведениями и найти связь.

 Например, за время работы на поезде санитаром, он слышал много рассказов от раненых, но записывать не было времени и впечатления от услышанного он отразил в сказке. А какой? Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и догадаемся вместе.  («Стальное колечко»). Слайд №8

 Повествование всегда идет от лица автора или он передает рассказанную историю. 

Слайд №9

1 группа: путешественник –« Похождения жука-носорога», «Резиновая лодка», « Дождливый рассвет» и др. Много путешествовал. На карте не было уголка, где он не побывал. Часами склонившись над картой, сокрушался, что во многих местах он еще не был. В описании - подлинный реализм. Он особенно дорожил этими лирическими красками родной природы.

 

 2 группа: переводчик – чешская сказка «Златовласка», польская сказка «Золотой замок», украинская сказка «Соломенный бычок» и др. Благодаря его пересказу нам стали известны сказки других народов.

 3 группа: репортер – «Прощание с летом», «Летние дни», «Первый снег» и др. Сюжет всегда прост, язык и стиль ясен и доступен. Паустовский стремился к лаконизму, простоте и художественной выразительности.

 Вывод: Несомненно, произведения К. Г. Паустовского автобиографичны, в них отражены мысли и чувства Паустовского. «Почти каждая поездка – это книга. Почти в каждом рассказе и каждой повести видны следы скитаний»,- писал автор.

 2) Составление кластера  

У:  А сейчас я предлагаю составить кластер по творчеству К.Г.Паустовского и подчеркнуть своеобразие произведений этого писателя.

Составление кластера

«Своеобразие произведений К.Г. Паустовского».

Слайд №10

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\58.jpg

 3) Работа по опорным словам кластера

Слайд №11

 Объяснение слов и подбор  примеров из произведений.

3 линии:

- описание природы;

- жизнь человека;

- жизнь животных.

4) Учитель обращает внимание    учащихся на изученные  произведения  автора

У:  В каких произведениях мы видим красоту родной природы?  Что особенно дорого автору? Почему писателя можно назвать патриотом своей родины?

Вывод:

У:  Писателю всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке. Ведь он отражает в своих произведениях окружающую жизнь. Природа в произведениях, как чуткий камертон. Своеобразие в том, что природа в них является главным героем.

IV. Работа над темой урока:

  1. Работа с пословицами

У:  Какую из пословиц выбрал бы Паустовский к своим рассказам?

Слайд №12

Растенье - земли украшенье

Рощи да леса – всему краю краса

Лес и вода – брат и сестра

Зеленый наряд радует взгляд

   Вывод: Цель Паустовского, это научить людей помнить о самом главном, что тебя связывает с родиной и будет сопутствовать удача.

Слайд №13

Физкультминутка для глаз

2) Чтение  фрагментов произведений  

4.  Выборочное чтение

Чтение  обучающихся понравившихся фрагментов произведений.

У:  Вашему вниманию я предлагаю отрывки из произведений автора, ваша задача: узнать название произведения и объяснить его смысл.

  1. Слайд №14  «…Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно…»

        Из рассказа «Жильцы старого дома»

  1. Слайд №15 «…Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть бы немного зоркости…»

    Из рассказа «Золотая роза»

  1. «…Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких  жизнь, как трава от осенней росы.»

 Из рассказа «Колотый сахар». (Старик говорит собирателю песен)  

V. Обобщающая беседа

Слайд № 16.

У:    Давайте обратимся к строчкам Веры Пановой:

«Мы любим Паустовского, глубоко уважаем и чтим за то, что он был влюблен в жизнь, в людей, в природу, в искусство, за то, что он веселый и  мечтательный, доверчивый и добрый,- быть может, самый мирный из всех писателей на свете. Всем своим творчеством он воспитывал чувства читателя, воспитывал его сердце, а сердце нуждается в воспитании так же, как и разум »

У: Как вы думаете, о чем она хотела нам сказать?  Давайте выделим (подчеркнем)  в тексте главные слова.

 Слайд № 17Вы согласны с этим утверждением? Почему?

Вывод:

У: Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.    Люди всех времен будут признательны  ему за это.

     «Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя К.Г.Паустовского»,- писал Л.П. Кременцов.

VI. Домашнее задание

 Слайд № 18. Найти и подобрать высказывания о творчестве К. Паустовского писателей и литературных критиков, записать в тетрадь.

 Прочитать из списка произведения Паустовского, которые вы еще не читали.

Слайд № 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака

Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...

Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству Л.Ф. Воронковой . ТЕМА. «Родом из детства»

Данный урок позволит расширить литературный кругозор обучающихся, пробудить интерес к личности и творчеству Л.Ф. Воронковой, будет способствовать приобщению детей к чтению. А так же позволит увидеть м...