конспект урока по литературному чтению в 3 Б классе. "Набираемся житейской мудрости. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
конспект урока по литературному
чтению в 3 классе.
"Набираемся житейской мудрости.
Эзоп «Рыбак и рыбешка»,
«Соловей и ястреб»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_chten.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
х. Фельдмаршальского
Новоалександровского района
Ставропольского края
конспект урока по литературному
чтению в 3 Б классе.
"Набираемся житейской мудрости.
Эзоп «Рыбак и рыбешка»,
«Соловей и ястреб»
Подготовила учитель начальных классов:
Дербенская Екатерина Андреевна
Тема: Набираемся житейской мудрости
Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
Цели: создать условия для ознакомления с творчеством Эзопа, сравнения басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Выяснить, что композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали). Обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается. Обнаружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.
Создать условия для развития связанной речь учащихся, внимания, памяти.
Создать условия для воспитания культуры общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Планируемые УУД:
Личностные: ценностное отношение к образовательному процессу, мотивация
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление своих мыслей в устной форме
Предметные: выделение главного в увиденном (услышанном)
Ход урока
- Орг.момент
- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.
1. Определение темы урока:
- Очень рада видеть вас сегодня отдохнувшими, веселыми, готовыми хорошо работать на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим набираться мудрости из басен.
2500 лет назад жил в VI веке до н. эры в Греции человек. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость делали его хозяином положения. Но однажды недруги сбросили его со скалы. Кто это? Эзоп был поэт, он сочинял басни. Что такое басня?
Эзоп считается родоначальником басен. Как вы думаете, были ли басни до него? Это не совсем так. Басни появились 4000 лет назад. Первые басни – современницы просто древних сказок.
Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
2. Постановка проблемного вопроса
- А похожа ли басня на сказку о животных?
Какая басня начинается так же как сказка, какая сказка, автор?
( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)
- А чем басня отличается от сказки?
( Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)
Что такое мораль?
Давайте прочитаем басню «Рыбак и рыбёшка». Какова мораль басни?
Физминутка.
Сегодня мы познакомимся с новой басней?
3. Чтение детьми текста басни «Соловей и Ястреб»
4. Работа над текстом басни
- Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?
- А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?
- Какая же эта мысль? Прочитайте.
- В какой части басни она сформулирована?
(Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)
- Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей? Повествования и морали.
- Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб»
- Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?
( точку зрения Ястреба)
- Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, - это история о животных, а вывод, который из нее делается, - касается людей?
Мораль басни часто напоминает пословицу. Может быть, пословицы появились из басен? Нет. У пословиц нет конкретных авторов. Пословицы — это остроумные народные выражения. Это не литературное, а устное народное творчество. С их помощью даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям. Пословицы передавались из уст в уста, из поколения в поколение. А вот у басен уже есть авторы. Это литературные произведения, в которых пословицы использовались в качестве морали. А если подходящей пословицы не находилось, то баснописцы придумывали свою мораль.
Истории басен Эзопа известны во всём мире и дожили до наших дней. Их пересказывали писатели и поэты в разных странах. Многие басни Эзопа стали известны российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
- Пословицы:
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.
- Осторожного коня и зверь не берет.
- Не доглядишь оком, заплатишь боком.
- Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.
- Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».
- Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?
Работа в парах.
1 группа Галка и голуби
2 группа Галка и кувшин
3 группа Отец и сыновья
Вывод и пословицы.
7. Итог урока:
- На протяжении всего урока мы доказывали, что характерно для басни. Можно ли с уверенностью сказать, что басня не похожа на сказку о животных?
На этом мы заканчиваем урок. В заключении определите, каким выражением заканчивается басня, а каким сказка.
По усам текло, а в рот не попало.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Молодцы. Надеюсь урок вам понравился
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по теме Басни.Набираемся житейской мудрости
Обобщающий урок литературного чтения по басням. В уроке использована презентация, которая позволит учащимся наглядно увидеть фотографии Эзопа, Федра, Лафонтена, Крылова и даны фотографии книг данных а...
План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов».
онспект урока по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов»....
Конспект урока по литературному чтению, тема: «Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей». 4 класс
Представлен подробный конспект урока....
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс, тема "Сказка мудростью богата"
Тип урока: Урок обобщения.Класс: 3Тема: «Сказка мудростью богата».Цели: 1. Повторить и обобщить пройденный материал по разделу....
Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс
Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....
Конспект урока по литературному чтению по теме: «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с элементами арт-терапии
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с е...