Конспект урока по литературному чтению, тема: «Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей». 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению,
составленный для учащихся 4 класса,
тема:
«Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей».
Учитель: Никонорова Светлана Андреевна
Цель: прочитать и проанализировать сказку Г.-Х. Андерсена «Соловей».
Задачи:
Знать: название произведения, автора произведения, имена героев.
Понимать: поступки героев в произведении(как разные персонажи сказки относятся к соловью)
Применять: уметь отвечать на вопросы словами текста, использовать все качества чтения , уметь читать правильно, сознательно, выразительно, темп чтения.
Анализ: описания героев и их поступков в сказке автором : Г.-Х. Андерсена.
Синтез: отвечать на вопросы обобщающей беседы.
Оценка: содержания сказки для воспитания нравственных качеств личности: доброты, справедливости, верности.
Средства обучения: М.П. Воюшина, Хрестоматия по литературе, 2 часть.
Таблица «План урока с эскизом доски и расчетом времени». (45 мин)
Этапы урока | Содержание |
1.Орг.момент. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, сегодня я у вас буду вести уроки. Сейчас у нас литературное чтение. Проверьте готовность к уроку. Садитесь. |
2.Объявление темы и цели урока. | -Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество замечательного писателя Г.Х. Андерсена и его сказку «Соловей» |
3.Актуализация знаний | -Что вы знаете об Г.Х. Андерсене? Какие сказки вы читали? А они вам понравились? -Сейчас я проверю, как вы знаете сказки Андерсена. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать из какой. Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пёстрые лепестки. В цветке что-то щелкнуло, и он распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом… «Дюймовочка». Бумага, из которой был сделан кораблик, разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту, же минуту его проглотила рыба. Какая темнота! Да ещё страх, как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё. Стойкий оловянный солдатик Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть. «Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, ну и пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки кур и гусей, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!» Гадкий утенок Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей .. Снежная королева - Молодцы. |
4. Чтение сказки и анализ по частям. | -Как называлась сказка, которую вы читали дома? («Соловей») -Что вы знаете об этой птице?(Соловей маленькая певчая перелётная птица, с серовато-бурым оперением, отличающаяся красивым пением). - Хорошо. Открываем учебники на стр 162, и начинаем читать. (до стр.164 «…съездить в Китай».) - Что рассказывается в отрывке? -Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»? Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?(Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома) Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей. Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император? - Читаем дальше. (до стр.165 «…и никогда не было» - С какой просьбой обращается император к министру. (Найти соловья) - И что на это сказал министр? (что разыщет ее) - Разыскал? (нет) -Давайте прочитаем что дальше было. ( до стр. 166) - Что же обещает сделать император, если министр не найдет соловья? (поколотить его палкой) - Кто помогают министру? -От куда они узнают о соловье? - Читаем дальше. (до стр 168 «..много знатных особ».) - С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо? - Какая реакция была у министра на соловья? - Читаем дальше. (до стр. 1698 «…приятно императору».) - А теперь как реагирует министр на пение? - Обратите внимание, как обращается министр к соловею? (на ВЫ) -Почему? - Читаем дальше. (до стр.170 «…придворные дамы».) - Куда посадили соловья? - Какой награду за свое пение получил соловей? -Читаем дольше.(до стр 171 «…на весь Китай».) - Что происходило с народом на улице? - Читаем дальше ( …заведенная шарманка.) - Что привезли императору? - Как выглядел соловей? - Что решил император? - Молодцы, на след. уроке вы продолжите читать сказку. |
5.Обобщающая беседа. | - Почему сказка называется “Соловей”, а не “Соловьи”? Высказывания детей. Назовите главных героев сказки. Есть красота внешняя и внутренняя. В сказке Андерсена кто, какой красотой красив? Почему? Есть Жизнь и Смерть. Да, Смерть – персонаж сказки. Кто победил её? Каких героев сказки можно связать с этими понятиями? Какой момент сказки вам понравился? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Я подобрала пословицы Друзья познаются в беде. Не всё то - золото, что блестит. Как вы думаете, подходят они к нашему произведению? |
6. Домашнее задание | Дочитать сказку |
7.Подведение итогов, оценка работы учащихся. | -Чему сказка учит? Какие уроки мы можем вынести из этой сказки? -Ребята, а какой эпизод вам больше запомнился? Какую иллюстрацию ты бы нарисовал, какие цвета использовал? - А вот представьте себе, что вы бы шили костюмы для этой сказки, во что бы вы одели героев? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема: «Г.Х.Андерсен «Чайник». Особенности сказки.»
Урок литературного чтения в 4 классе (образовательная система "Перспектива") в технологии проблемно-диалогового обучения. ...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка. Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...
Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по Литературному чтению. Тема: С.Я. Маршак «Угомон. Дважды два» (1 класс)
Цель урока: знакомство с творчеством С. Я. Маршака; знакомство с произведением «Угомон»; читать выразительно и по ролям;Планируемые результаты:-воспитывать интерес к литературному чтению; ...
Конспект урока по Литературному чтению. Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и другие» (3 класс)
Цель урока: знакомство творчеством И. Токмакова; умение выразительно читать; развитие речевых умений, творческие способности, воображение, читательский результат.Планируемые результаты:- воспитывать и...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» ( 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», с жизнью и творчеством Л.Кассиля. Планируемые результаты:Предметные: знать приемы ан...
Конспект урока по литературному чтению.Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».2 класс.УМК "Школа России".
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о басне как жанре художественной литературы....