Конспект урока по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов».
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему
онспект урока по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
онспект урока по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов». | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Щербакова Ирина Ильинична,
учитель начальных классов
первой категории
МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»
Тема урока: «Эзоп. Крылов».
Ход урока.
- Организационный момент.
(эмоциональный настрой на урок).
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)
- Повторение.
Работа в группах. Задания для групп оформлены на карточках.
- Задание для 1 группы: определить жанр и название произведений:
- «В стародавние времена землёй русской правили князья киевские. Собирали они с народа дани-подати: и меха брали, и холсты, и рыбу, и деньги и мёд. Посылали за всем этим по деревням своих слуг доверенных…» (былина «Волга и Микула»).
- «Корабельщики пристали, на берег взошли, видят – чудо чудное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит – на рогах – церковь, на хребте озеро, на хвосте – баня. В бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься – то и житьё!» (русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»).
- «Золотой хозяин с поля идёт,
Серебряный пастух на поле идёт,
Мелкое стадо гонит». (Устное народное творчество. Загадка.)
- Задание для второй группы – ориентировка в детских книгах.
Из книг, предложенных учителем, найти 3 народных сказки, 3 авторских, выписать названия, авторов. (Подобрать для детей произведения разных авторов, разных жанров из классной библиотечки).
- Задание для 3 группы – рассмотреть книги, сравнить, определить общий признак. (учащиеся только закончили работу с разделом «Устное народное творчество», поэтому целесообразно будет предложить им книги с загадками, сказками, пословицами, поговорками, былинами, что найдётся в классной библиотечке. Общий признак – произведения устного народного творчества или произведения русского фольклора).
Проверка работы групп. Приглашаются по одному представителю от каждой группы. Они зачитывают ответы.
- Изучение нового материала.
- - Отгадайте загадку: Слайд № 2.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
- Лисица часто становилась главной героиней сказок. Выберите основные признаки, присущие лисице:
- Жадность
- Лесть, хитрость
- Глупость
- Трусливость
- Сегодня мы познакомимся с произведениями, героем которых тоже стала лиса.
Чтение статьи учебника о басне, с.58.
- Как понимаете слово «мораль»?
Мораль – (лат. – касающийся нравов) – свод основных правил поведения человека.
- Чтение произведения Эзопа «Лисица и виноград», с.58.
Обсуждение.
– Кто автор?
Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Прошли века, а басни его живы. Слайд № 3.
- Понравилось произведение?
- В каком жанре оно написано?
- Из каких частей состоит басня Эзопа?
- Какой вывод делает автор?
Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа.
- Рассказ учителя. Слайд № 4.
Крылов Иван Андреевич 1769 — 1844
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
О памятнике: Слайд № 5.
Памятник Ивану Андреевичу Крылову стал первым памятником писателю в России. Автор памятника – Пётр Карлович Клодт (1805-1867). Клодт лепил скульптуры животных. Но памятник Крылова в его исполнении был признан гениальным. На постаменте изображены фрагменты из басен Крылова: «Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей» и другие. Иван Андреевич Крылов работал в Национальной Российской Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, жил на 1-й линии Васильевского Острова и всегда ходил на работу через Летний сад. Часто, гуляя после работы по Летнему саду, Иван Андреевич чувствовал творческое вдохновение и сочинял здесь свои произведения. При этом он садился на садовую скамью. Клодт запечатлел баснописца именно в этой позе.
- Чтение вслух басни И.Крылова «Лиса и виноград», с.59.
- Словарная работа. Слайд № 6.
- Рделись – краснели.
- Яхонты – драгоценные камни.
- Неймёт – не берёт.
- Отколь - откуда.
- Око – глаз.
- Оскомина - ощущение вяжущей, терпкой кислоты во рту.
- Ответы на вопросы учебника, с. 60, сравнение двух басен.
- - Как автор говорит о Лисе? (голодная кума Лиса)
- - Как описывает виноград?
(«кисти рделись…», «…кисти сочные, как яхонты горят…»)
- - Прочитайте заголовки и сравните.
- - В какой басне говорится о том, как вела себя Лиса? (В басне Крылова:
«Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око, Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит …»)
- В какой басне Лиса описана хитрее?
(у Крылова: «У кумушки глаза и зубы разгорелись…»,
«Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь»
- В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается? Чем отличаются басни? (У Эзопа название прямо указывает на действующие лица, вывод делает сам автор. Басня написана в прозе. Басня И.Крылова написана в стихах, мораль подразумевается, вывод делает читатель).
- Закрепление.
- Выполнений заданий теста на листках. Работа в парах:
Слайды № 7, 8.
1.Басня – это:
- краткий рассказ;
- поучительный рассказ;
- краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. Герои басни:
- люди
- животные, птицы, растения
- люди, животные
3. Басни писались с целью:
- высмеять пороки людей
- научить правильному поведению
- показать пример для подражания
- рассмешить
4. Форма речи басни имеет:
- прямое значение
- иносказетельное значение
- В басне:
- есть вывод
- вывода нет, каждый придумывает его сам.
- вывод не нужен.
Проверка выполнения заданий теста. Слайд № 9.
- Выполнение заданий № 1, 2 в тетради, с.36 – самостоятельно. Проверка.
- Итог урока.
- С каким новым жанром познакомились?
- Что такое мораль?
- С какими баснописцами познакомились?
- Чем отличаются их басни?
- Оцените свою работу на уроке. (Это может быть словесная оценка или выбор какого-то знака по желанию детей и учителя: солнышко-тучка, смайлик, раскрашивание определённым цветом какой-либо фигуры и пр.)
Д/з: с.58-59, выразительное чтение басен, по желанию – наизусть. В тетради – с.36-37, № 3-5.
Источники:
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. 3 класс. Методическое пособие. М. «Вентана-Граф», 2009.
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся 3 класса в 2 частях. Часть 1. М. «Вентана-Граф», 2009.
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса, часть 1 М. «Вентана-Граф», 2011.
Картинки: http://images.yandex.ru/
Толкование слов: http://ru.wiktionary.org/wiki
Биография поэта: http://www.kostyor.ru/biography/?n=83
Тест: http://sinncom.ru/content/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов: Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009, УМК «Школа России»Тема урока...
Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"
Автор: Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...
Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"
Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей"....
Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс
Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...