Конспект урока по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов».
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему

Щербакова Ирина Ильинична

онспект урока  по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по литературному чтению в 3 классе

Щербакова Ирина Ильинична,

учитель начальных классов

первой категории

МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

Тема урока: «Эзоп. Крылов».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(эмоциональный настрой на урок).

      Я умею думать,

      Я умею рассуждать,

      Что полезно для работы.

      То и буду выполнять.

      У меня получится,

      И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)

  1. Повторение.

Работа в группах. Задания для групп оформлены на карточках.

  1. Задание для 1 группы: определить жанр и название произведений:
  1. «В стародавние времена землёй русской правили князья киевские. Собирали они с народа дани-подати: и меха брали, и холсты, и рыбу, и деньги и мёд. Посылали за всем этим по деревням своих слуг доверенных…» (былина «Волга и Микула»).
  2. «Корабельщики пристали, на берег взошли, видят – чудо чудное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит – на рогах – церковь, на хребте озеро, на хвосте – баня. В бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься – то и житьё!» (русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»).
  3. «Золотой хозяин с поля идёт,

Серебряный пастух на поле идёт,

Мелкое стадо гонит». (Устное народное творчество. Загадка.)

  1. Задание для второй группы – ориентировка  в детских книгах.

Из книг, предложенных учителем, найти 3 народных сказки, 3 авторских, выписать названия, авторов. (Подобрать для детей произведения разных авторов, разных жанров из классной библиотечки).

  1. Задание для 3 группы – рассмотреть книги, сравнить,  определить общий признак. (учащиеся только закончили работу с разделом «Устное народное творчество», поэтому целесообразно будет предложить им книги с загадками, сказками, пословицами, поговорками, былинами, что найдётся в классной библиотечке. Общий признак – произведения устного народного творчества или произведения русского фольклора).

Проверка работы групп. Приглашаются по одному представителю от каждой группы. Они зачитывают ответы.

  1. Изучение нового материала.
  1. - Отгадайте загадку:  Слайд № 2.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

 - Лисица часто становилась главной героиней сказок. Выберите основные признаки, присущие лисице:

  1. Жадность
  2. Лесть, хитрость
  3. Глупость
  4. Трусливость
  1. Сегодня мы познакомимся с произведениями, героем которых тоже стала лиса.

Чтение статьи учебника о басне, с.58.

- Как понимаете слово «мораль»?

Мораль – (лат. – касающийся нравов) – свод основных правил поведения человека.

  1. Чтение произведения Эзопа «Лисица и виноград», с.58.

Обсуждение.

– Кто автор?

Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Прошли века, а басни его живы. Слайд № 3.

- Понравилось произведение?

- В каком жанре оно написано?

- Из каких частей состоит басня Эзопа?

- Какой вывод делает автор?

Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа.

  1. Рассказ учителя. Слайд № 4.

Крылов Иван Андреевич  1769 — 1844

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

О памятнике: Слайд № 5.

 Памятник Ивану Андреевичу Крылову стал первым памятником писателю в России. Автор памятника – Пётр Карлович Клодт (1805-1867). Клодт лепил скульптуры животных. Но памятник Крылова в его исполнении был признан гениальным.  На постаменте изображены фрагменты из басен Крылова: «Мартышка и очки»,  «Ворона и лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей» и другие. Иван Андреевич Крылов работал в Национальной Российской Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, жил на 1-й линии Васильевского Острова и всегда ходил на работу через Летний сад. Часто, гуляя после работы по Летнему саду, Иван Андреевич чувствовал творческое вдохновение и сочинял здесь свои произведения. При этом он садился на садовую скамью. Клодт запечатлел баснописца именно в этой позе.

  1. Чтение вслух басни И.Крылова «Лиса и виноград», с.59.
  2. Словарная работа. Слайд № 6.
  1. Рделись – краснели.
  2. Яхонты – драгоценные камни.
  3. Неймёт – не берёт.
  4. Отколь - откуда.
  5. Око – глаз.
  6. Оскомина - ощущение вяжущей, терпкой кислоты во рту.
  1. Ответы на вопросы учебника, с. 60, сравнение двух басен.
  1. - Как автор говорит о Лисе? (голодная кума Лиса)
  2. - Как описывает виноград?

(«кисти рделись…», «…кисти сочные, как яхонты горят…»)

  1. - Прочитайте заголовки и сравните.
  2. - В какой басне говорится о том, как вела себя Лиса? (В басне Крылова:

«Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око, Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит …»)

  1. В какой басне Лиса описана хитрее?

(у Крылова: «У кумушки глаза и зубы разгорелись…»,

«Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь»

  1. В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается? Чем отличаются басни? (У Эзопа название прямо указывает на действующие лица, вывод делает сам автор. Басня написана в прозе. Басня И.Крылова написана в стихах, мораль подразумевается, вывод делает читатель).
  1. Закрепление.
  1. Выполнений заданий теста  на листках. Работа в парах:

 Слайды № 7, 8.

1.Басня – это:

  1. краткий рассказ;
  2. поучительный рассказ;
  3. краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

2. Герои басни:

  1. люди
  2. животные, птицы, растения
  3. люди, животные

3. Басни писались с целью:

  1. высмеять пороки людей
  2. научить правильному поведению
  3. показать пример для подражания
  4. рассмешить

4. Форма речи басни имеет:

  1. прямое значение
  2. иносказетельное значение
  1. В басне:
  1. есть вывод
  2. вывода нет, каждый придумывает его сам.
  3. вывод не нужен.

Проверка выполнения заданий теста. Слайд № 9.

  1. Выполнение заданий № 1, 2 в тетради, с.36 – самостоятельно. Проверка.
  1. Итог урока.

- С каким новым жанром познакомились?

- Что такое мораль?

- С какими баснописцами познакомились?

- Чем отличаются их басни?

- Оцените свою работу на уроке. (Это может быть словесная оценка или выбор какого-то знака по желанию детей и учителя: солнышко-тучка, смайлик, раскрашивание определённым цветом какой-либо фигуры и пр.)

Д/з: с.58-59, выразительное чтение басен, по желанию – наизусть. В тетради – с.36-37, № 3-5.

        Источники:

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. 3 класс. Методическое пособие. М. «Вентана-Граф», 2009.

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся 3 класса в 2 частях. Часть 1. М. «Вентана-Граф», 2009.

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса, часть 1 М. «Вентана-Граф», 2011.

Картинки: http://images.yandex.ru/

Толкование слов: http://ru.wiktionary.org/wiki

Биография поэта: http://www.kostyor.ru/biography/?n=83

Тест: http://sinncom.ru/content/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"

Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...

Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"

Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей"....

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...