Конспект урока по литературному чтению по теме: «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с элементами арт-терапии
план-конспект урока по чтению
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.
Арт-терапия может содействовать решению воспитательно-образовательных задач путем устранения либо смягчения психологических личностных отклонений у учащихся и членов педагогического коллектива, а также нейтрализации и коррекции некоторых патогенных внутрисемейных влияний на личность учащихся.
Имеются значительные возможности для внедрения арт-терапии не только в массовых и специализированных школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также в высшей школе, в том числе в качестве одного из методов психологического сопровождения студентов.
Показания для проведения арт-терапии: трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_skazka_o_rybake.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению по теме: «А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Активизация на познавательную деятельность.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А) Прочитайте название произведения. Что можно узнать из заголовка? Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Первая часть (читает учитель). Словарная работа до чтения. Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый. Невод – рыболовная сеть. Откуп – плата. Простофиля – глупый, несообразительный человек.
В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети). Словарная работа до чтения. Кликать – звать. Пуще – больше. Корысть – выгода.
Работа со словарем в учебнике (Объяснение слов, выделенных в тексте сказки). Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа над текстом. Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказки. Расскажите, как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку. Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку. Как вы думаете, хорошо быть жадной? К чему приводит жадность. Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые». Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение. Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого. Объясните, кто такая дворянка.
Работа в паре. Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста. Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она - в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так? Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение. Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
4. Физминутка
Г) Чтение «по цепочке». Словарная работа. Чупрун – чуб.
Е) Чтение детьми вполголоса. Работа над текстом. Кем теперь захотела быть старуха? Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. (Работа в паре). Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой? О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам? Кто такая царица? Какой должна быть царица? Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение. Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? Почему народ над старичком насмеялся? («Не садись не в свои сани!»). Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает). Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху? Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками. Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия сравнения (на что обращаем внимание) | Народная сказка | Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) | Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) | Автор известен |
Время создания | Раньше, более древнее произведение | Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения... | Старинные слова... | Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки | Соответствует одному из трёх видов сказок | Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция | Соответствует виду сказки | Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения |
Смысл сказки (главная мысль) | Добро побеждает зло | Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты. |
Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание?
5. Самооценка работы в паре.
6. Домашнее задание. Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки? Нарисовать рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки".
Урок литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс....
План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»
Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...
Конспект урока литературного чтения по теме : "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".
Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; - учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс
Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....
Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить н...
Конспект урока литературного чтения по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...
Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".
Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"....