Технологическая карта урока «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Класс:4
УМК «Школа России»
Предмет: «Литературное чтение»
Тема: «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»
Тип урока: Урок развивающего контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Мостыко Виктория Николаевна
Класс: 4
УМК «Школа России»
Предмет: «Литературное чтение»
Тема: «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»».
Тип урока: Повторение и систематизация знаний и способов действий
Место и роль урока в изучаемой теме: Изучается в разделе «Зарубежная литература»
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Г. Х. Андерсена "Русалочка», формулировка нравственных выводов на основе анализа сказки.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение 4 класс» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Предметные знания: знают содержание сказки Г.Х Андерсена «Русалочка». Предметные действия: составляют пересказы самых интересных эпизодов произведения, составляют собственное окончание сказки, составляют план пересказа, анализируют содержание сказки формулируют нравственные выводы. | - контролируют процесс и результаты деятельности; - принимают и сохраняют цель и учебную - планируют свои действия для решения задачи; - учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. | -осуществляют логическое действие «обобщение»; -строят простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); -дают определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений; -владеют поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; | -сознательно строят речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; -формулируют и аргументируют свою точку зрения (в коммуникативной ситуации); -определяют общую цель и пути её достижения; -договариваются о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. | - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; - проявляют интерес к познанию литературного чтения. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Самоопределение к деятельности, орг. момент | Настроить на рабочий темп, смотивировать к решению учебной задачи. | Фронтальная | Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Положительная мотивация, активный деловой ритм. | Наблюдение. |
2 | Актуализация знаний | Учить умению строить простые рассуждения на основе подводящего диалога (индуктивное умозаключение). Учить актуализировать личный опыт и опорные знания обучающихся, умение использовать их на практике. | Фронтальная в группах. | Просит прочитать: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь. (Г.Х. Андерсен) - Как понимаете смысл высказывания? Предлагает собрать пословицы из частей и разделиться на группы. * Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет. * Для любви нет преград. * Лучше страдать и любить, чем не любя на свете жить. * Любви все возрасты покорны. -Чем похожи все эти пословицы?Объясните смысл каждой, какое отношение они омеют к теме нашего урока? Предлагает сформулировать тему урока. Вспомните с какой сказкой мы работали на прошлых уроках? | Читают, отвечают на вопрос. Демонстрируют умение распределяться на группы. Читают, составляют пословицы отвечают на вопросы. Осуществляют логическое действие «обобщение». Формулируют тему урока. | Постановка темы урока. | Ответы учащихся. |
3 | Постановка учебной задачи, целеполагание | Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися | Фронтальная | Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей и задач, формулированию критериев оценки деятельности, дополняя и конкретизируя их. Учитель предлагает маршрут урока. -Как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке? - Рассмотрите «Лист продвижения». Давайте выделим критерии, которые помогут оценить вашу работу на уроке. Предполагают цель урока. | В совместной деятельности с учителем ставят цели, определяют (уточняют) тему урока, на основе поставленных задач («лист продвижения») формулируют критерии оценки результатов деятельности. Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: - На уроке мы обобщим знания о прочитанной сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка" | Определение и принятие целей и задач урока, критериев оценивания. | Ответы учащихся. |
4 | Обобщение и систематизация знаний | Обеспечить применение обучающимися знаний и способов действий, умению работать в группе. | Фронтальная Работа в группах. | Учитель организует работу в группах. - Что вы знаете о сказочнике Г.Х. Андерсене? 1. Предлагает группам ответить на вопросы викторины. - Придумать свой вопрос для другой группы. (см. Приложение 1) Предлагает проверить выполнение задания. Задать вопросы по тексту. - Кто выполнил безошибочно? - У кого были ошибки? сколько? 2. Предлагает группам восстановить план сказки. (см.Приложение 2) Предлагает выполнить взаимопроверку по группам. | Работают в группах, отвечают. Читают и выполняют задание. Отвечают на вопросы. Задают по одному вопросу любой группе. Демонстрируют умение работать в группах: умение построить диалогическую и монологическую речь, выслушать точку зрения товарища и аргументированно высказать свою. Взаимопроверка по группам. | Осуществление логического действия «обобщение». Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. | Ответы учащихся. Анализ работы по осуществлению логического действия «обобщение», владению поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. |
5 | Физкультминутка | Снять физическое и психическое напряжение | Фронтальная | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. | Выполняют физические упражнения. | Эмоциональный подъем | Наблюдение |
6 | Применение знаний в новой ситуации. | Обеспечить применение обучающимися знаний и способов действий, умению работать в группе. | Работа в группах. | - Предлагает придумать своё окончание сказки. - Организует и контролирует групповую деятельность учащихся. -Организует презентацию работы. - Завершение чьей сказки понравилось больше? | Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам. Высказывают своё мнение. Представляют результаты. Оценирают результаты работы каждой группы. | Составление своего окончания сказки. | Ответы учащихся. |
7 | Итог урока. Рефлексия. | Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке. | Фронтальная | Организует рефлексию деятельности каждой группы. - Какие выводы, можно делать на основе прочитанного произведения? Чему учит нас эта сказка? - Как вы оцениваете свою работу и работу своей группы? (Работа с оценочными листами, выставление баллов с учетом личного вклада в работу группы). | Дети высказывают своё мнение. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия заданным критериям. | Анализируют свою деятельность, соотносят цель урока с достигнутым результатом | Ответы учащихся. |
8 | Домашнее задание. | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение | Фронтальная | Проговаривает и объясняет домашнее задание. - Инсценировать понравившийся эпизод сказки. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Применение знаний в разнообразных ситуациях, развитие умения планировать свою деятельность. | Применение знаний в нестандартной ситуации. Театральная постановка. |
Приложение 1
Викторина | ||
№ | Вопрос | Правильный ответ |
1 | Сколько принцесс дочек было у морского царя? | 6 |
2 | Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. | 15 лет |
3 | Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? | Корабль, людей, принца |
4 | Кто спас принца во время бури на море? | Русалочка |
5 | Что взяла ведьма за помощь у русалочки? | Голос |
6 | Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? | Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти |
7 | Почему русалочка превратилась в морскую пену? | Ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы |
8 | Сколько лет живут русалочки? | 300 |
9 | Любил ли принц русалочку, как она его? | Нет |
10 | Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать? | Свободный ответ |
11 | Какое решение приняла русалочка? | Не мешать счастью принца. |
12 | На какую жертву пошла русалочка, чтобы принц полюбил ее? | Отдать свой голос взамен на ноги. |
13 | Во что превратилась русалочка после смерти? | В морскую пену |
14 | Задайте свой вопрос по сказке любой группе. | Свободный ответ. |
Приложение 2
Деформированный план | Восстановленный план |
* Жизнь во дворце * Тоска Русалочки * Принц встречает принцессу * Разговор с ведьмой * Какая она - человеческая жизнь? * Последняя ночь * Принц спасен * Дорога к ведьме * Отношения с принцем * Морская семья * Наблюдение за принцем * Русалочка узнает о решении принца * Прекрасный принц * Русалочка превратилась в человека * Встреча с сестрами * Гибель русалочки * Морской бал во дворце * Она стала прекрасной девушкой * Страшная буря * Принятое решение | 1) Морская семья. 2) Прекрасный принц. 3) Страшная буря. 4) Принц спасен. 5) Тоска Русалочки. 6) Наблюдение за принцем. 7) Какая она - человеческая жизнь? 8) Морской бал во дворце. 9) Дорога к ведьме. 10) Разговор с ведьмой. 11) Принятое решение. 12) Русалочка превратилась в человека. 13)Она стала прекрасной девушкой. 14) Жизнь во дворце. 15) Отношения с принцем. 16) Принц встречает принцессу. 17) Русалочка узнает о решении принца. 18) Последняя ночь. 19) Встреча с сестрами. 20) Гибель русалочки |
Лист продвижения
План работы | Критерии оценки ( формулируем в совместной деятельности) 2б. – все получилось 1б. – есть недочеты 0б.- с заданием не справились | |||
Работа по содержанию сказки (викторина). Составление вопросов по содержанию сказки. Ответы на вопросы групп. | ||||
Восстановление деформированного плана сказки. | ||||
Творческая работа. Составление продолжения сказки. | + 1 балл за лучшее продолжение |
10 - 11б. – оценка «5»
7-9б. – оценка «4»
5-6б. – оценка «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика....

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Технологическая уарта урока по литературному чтению во 2 классе....

Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА По предмету "Литературное чтение"На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».Разработчик:Учитель начальных классовКольцова Ли...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...

Технологическая карта внеурочного занятия «Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»
Технологическая карта по внеурочному занятию «Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»....
Интерактивный тест к сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»
Интерактивный тест к сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»...