Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорированного плана, инсценирование эпизодов сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_rusalochka.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52"
г. Курска
Технологическая карта урока
по литературному чтению в 4 "Д" классе
Тема: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"
Программа: Школа России
Учебник: Литературное чтение 4 класс(часть 2).
Авторы: Л.Ф. Климанова и др.
Учитель: Еськова Наталья Александровна
Дата проведения: 24.04.2013 г.
2012-2013 учебный год
Тема урока: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Цели: Совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы,
воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД 1)Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков. 2)Умение осуществлять логическое действие «синтез». 3)Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям. 4)Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям. 5)Умение осуществлять логическое действие «обобщение». 6)Умение устанавливать аналогии. 7)Умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. 8)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) 9)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение) 10)Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. 11)Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. 12)Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач. 13)Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия. 14)Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. 15)Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. 16)Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи. 17)Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием. | Регулятивные УУД 1)Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи. 2)Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. 3)Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. 4)Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей 5)Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности 6)Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки 7)Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. 8)Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. | Коммуникативные УУД 1)Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации 2)Умение формулировать точку зрения 3)Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации) 4)Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения 5)Умение определить общую цель и пути её достижения 6)Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации 7)Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности 8)Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи 9)Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи |
Применительно к уроку:
Познавательные: П- 8, 5. 11, 15
Регулятивные: Р - 2, 6, 3, 8
Коммуникативные: К - 2, 3, 5, 7, 1
Структура урока:
Этапы урока | Время |
I. Мотивационный этап | 2 минуты |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 2 минуты |
III. Актуализация знаний | 2 минут |
IV. Обобщение и систематизация знаний IV. I.Викторина IV. II. Восстановление деформированного плана сказки IV. III. Инсценирование эпизодов сказки | 20 минут |
V. Применение знаний в новой ситуации | 15 минут |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 2 минуты |
VII. Рефлексия | 2 минуты |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивационный этап | Проверка рабочих мест Девиз урока: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь. (Г.Х. Андерсен) - Как понимаете смысл высказывания? | Отвечают | П-8 |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Прочитайте пословицы: * Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет. * Для любви нет преград. * Лучше страдать и любить. чем не любя на свете жить. * Любви все возрасты покорны. -Чем похожи все эти пословицы? - Добрые сказки вы помните с детства Хочу чтобы сказки любили вы, Чтобы подкралось к самому сердцу И заронило зерно доброты и любви. - Какова цель урока? - На уроке мы обобщим знания о прочитанной сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка" | Читают пословицы Отвечают Предполагают цель урока, учитель корректирует. | П-5 Р - 2 |
III. Актуализация знаний | - Работать на уроке вы будете в группах. - Как должна быть построена работа в группах, чтобы был качественный результат? (учащиеся распределяются по группам.) Оценивание этапов работы - жетоны. - Что вы знаете о сказочнике Г.Х. Андерсене? | Отвечают | К-2 П-11 |
IV. Обобщение и систематизация знаний IV. I.Викторина IV. II. Восстановление деформированного плана сказки IV. III. Инсценирование эпизодов сказки | -Ответьте на вопросы (вопросы задаются по очереди каждой группе) 1. Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6) 2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л) 3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца) 4. Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка) 5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос) 6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти) 7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы) 8. Сколько лет живут русалочки? (300) 9. Любил ли принц русалочку, как она его? 10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать? 11. Какое решение приняла русалочка? 12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее? 13. Во что превратилась русалочка после смерти? - Задайте свой вопрос по сказке любой группе. Задание: восстановите план сказки. * Жизнь во дворце * Тоска Русалочки * Принц встречает принцессу * Разговор с ведьмой * Какая она - человеческая жизнь? * Последняя ночь * Принц спасен * Дорога к ведьме * Отношения с принцем * Морская семья * Наблюдение за принцем * Русалочка узнает о решении принца * Прекрасный принц * Русалочка превратилась в человека * Встреча с сестрами * Гибель русалочки * Морской бал во дворце * Она стала прекрасной девушкой * Страшная буря * Принятое решение - Проверка выполнения - Кто выполнил безошибочно? - У кого были ошибки? сколько? Задание: выберете любой эпизод в сказке и подготовьте его к инсценировке(даётся на подготовку 5 минут) - У кого получилось, на ваш взгляд, удачнее? | Отвечают на вопросы. Задают по одному вопросу любой группе. Восстанавливают план: 1) Морская семья 2) Прекрасный принц 3) Страшная буря 4) Принц спасен 5) Тоска Русалочки 6) Наблюдение за принцем 7) Какая она - человеческая жизнь? 8) Морской бал во дворце 9) Дорога к ведьме 10) Разговор с ведьмой 11) Принятое решение 12) Русалочка превратилась в человека 13)Она стала прекрасной девушкой 14) Жизнь во дворце 15) Отношения с принцем 16) Принц встречает принцессу 17) Русалочка узнает о решении принца 18) Последняя ночь 19) Встреча с сестрами 20) Гибель русалочки Взаимопроверка по группам Отвечают. Инсценируют эпизод из сказки Определяют, у кого получилось удачнее инсценировать | П- 8 К-3 Р-2 К-5 П- 5, 15 Р-6 К-5, 7 Р-3 Р-6 |
V. Применение знаний в новой ситуации | - Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки. Задание: придумайте своё окончание сказки - У кого больше понравилось завершение сказки? | Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам. Высказывают своё мнение. | К-1, 6 Р-3 Р-6 |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Задание составить кроссворд по данной сказке. | ||
VII. Рефлексия | - Как вы оцениваете работу своей группы? -Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?. | Дети высказывают своё мнение. | Р-8 К-2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Презентация по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок. Люблю природу русскую" (зима)
Презентация составлена по литературному чтению 2 класс по теме " Новогодняя быль. Обобщающий урок"...
Обобщающий урок по литературному чтению, 2 класс
Обобщающий урок по учебнику «Родная речь» авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова,"Школа России"2 класс.Тема: «Я и мои друзья»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «Рисунки И.Билибина к сказке.» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о творчестве художника-иллюстратора И. Билибина.Планируемые результатыПредметные:-знать творчество художн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое». По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...