Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Кольцова Лилия Валерьевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
 
По предмету "Литературное чтение"
На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».


Разработчик:

Учитель начальных классов
Кольцова Лилия Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Кольцова Лилия Валерьевна

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник,
2011)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

Тип урока: урок - обобщение.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных)

учащихся 2  класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».

Учебные задачи :

1 .Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1.  формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчиости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

  1. 1 формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
  3. развитие        способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. ^формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
  2. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  3. формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  4. Развитие творческих способностей.



Средства (оборудование):

  1. учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);
  2. .карточки с текстами;
  3. проектор-компьютер,
  4. листы А-3, фломастеры.

       5. Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.


Использованные современные образовательные технологии

  • Технология проблемного обучения
  • Технология развития информационно - интеллектуальной компетентности
  • Игровые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Система согласованного обучения
  • Обучение в сотрудничестве

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые

УУД

1.

Эмоциональное начало урока.

(ИКТ - приложение 1)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Слайд 1

  -Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

  -Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

  -Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

  -Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

  -Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу.

2.

Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися

а)прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг


б) диалог, основанный

 на предположениях детей.

Учитель предлагает прослушать куплет песни







Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке?

  -Что мы знаем о дружбе и друзьях?

Учащиеся прослушивают первый куплет песни







Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе
прослушивания музыкального

Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

в) игра «Найди друга» (установи соответствие)

.

Учитель в качестве проводит игру в парах сменного состава «Найди друга»

 
-Возьмите на столе карточку и найдите друга - установите соответствие.

-Какие карточки остались? Почему?

В. Осеева «Хорошее»

Ю. Ермолаев        «Я и Вовка»

В. Лунин        «Почему»

Н.        Булгаков»        «За игрой»

В. Берестов «Анна, не грусти!»

«Два пирожных» «Волшебное слово»

К.И.Чуковский «Мой секрет»

А.Л.Барто «Затейники»

Какая же тема нашего урока?

Слайд 2

Какие учебные задачи предстоит решить?

Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».




Учащиеся 
взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие автора и название произведения




Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме « Я и мои друзья»
а)работа в парах

Учитель предлагает учащимся упражнение «Да, нет»

  -Отметьте верные утверждения.

  1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
  2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
  3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
  4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
  5. «Я и Вовка» - рассказ В Лунина о лучших друзьях.
  6.  Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.


-Проверьте по образцу. (Слайд 3)





Учащиеся 
взаимодействуют в парах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать с нетбуком.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона

б) «Узнай

произведение» -
работа с иллюстрациями (ИКТ)подбор пословиц к текстам.































в) Игра

«Дешифровщик»

г) Игра «Суета».

д) Работа в статичных группах.

-Постановка проблемы

-Планирование

деятельности.

Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  -Посмотрите на экран.

Слайд 4

-К какому произведению иллюстрация?

-Прочитайте наизусть

 -А почему дружба не кончается?

-Что помогло героям быть вместе?

-Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого стихотворения и докажите.

Слайд 5

  -Надо уметь мириться, прощать и не

обижаться, а то получится как у героя        (

иллюстрация к стихотворению)

  -Причитайте наизусть.

  -Найдите пословицу к этому стихотворению.

Слайд 6

  -Какое ещё произведение помогает найти способ избавления от обиды?

Прочитаем стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

Слайд 7

Герой какого произведения старался не помнить обиды?

Стр. 74, прочитаем стихотворение.

Какая пословица выражает главную мысль?

Слайд 8

Героиня какого произведения поступает иначе?

Слайд 9

«Делу время, а потехе - час» - к какому рассказу подойдёт?

Слайд 10.

Учитель предлагает спомощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.

 -Расшифруйте запись.

Учитель предлагает взять на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал начала игры.

  -Продолжим работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.

-Сегодня у нас будут работать 3 группы:

1 группа - рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

3 группа - рассказ В.А.Осеевой «Почему»

 -Каждая группа смоделирует свою пирамиду критики, используя текст произведения.

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

(приложение 2)

-Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой. ( приложение 3)

Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют автора и название произведения, участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения, подбирают подходящую пословицу.

   -Берестов «За игрой»

Читают наизусть.

   -Детей связывает игра.

   -Дружба

«Дружбу помни, а зло забывай»

Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду...».

Читают наизусть.

-«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

-стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,        

Теряю обиду из виду»

Читают наизусть

Учащиеся высказывают свои предположения

В.Лунин «Я и Вовка»

Читают стих.

 -«Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

  -Н.Булгаков «Анна, не грусти!» «Дружба заботой да подмогой крепка»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»,

Взаимодействуя в парах, учащиеся на карточке определяют автора.

3.1.13.6.15.20.10.15.1

1.13.6.12.19.1.15.5.20.16.3.15.1

  •  Валентина Александровна Осеева

Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем- экспертом. осуществляютисследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.

Учащиеся предоставляют пирамиду критика, осуществляют защиту своей исследовательской работы, (приложение 4)

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе: -коллективного обсуждения; -самоанализа.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные:

Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией, воспроизводить по памяти информацию.Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

.Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.        

Принимать, дополнять,

уточнять высказанные мнения

Познавательные:

развитие операций мышления .

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

К оммуникативн ые: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением

последовательности развития сюжета.

Коммуникативн ые:

Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога.Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

Личностные :

Знание основных моральных норм        (справедливого

распределения, взаимопомощи, правдивости,честности,

ответственности), развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной        осознанной

самооценки и самопринятияПознавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.Коммуникативные:

Развитие умений работать в        

статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

4.

Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

беседа

Синквейн

Лист самооценки

Круг «Дружбы»

Спрогнозированный результат: моделированные пирамиды критика, освоение темы: «Я имои друзья»        

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

- Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

-Какими качествами должен обладать настоящий друг?

-Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»

-Встаньте, пожалуйста, в круг «дружбы», передавая друг другу игрушку - солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.

-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

Учащиеся составляют синквейн: 1 .Дружба.

2.Верная,        крепкая.

3.Доверять,        помогать, не предавать.

4.Не        оставлять друга в беде.

5.Верность..

Дети встают в круг и передают друг другу игрушку - сердечко, при этом они “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Познавательные:

- Сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

Формирование         адекватной

позитивной        осознанной

самооценки и самопринятия.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"

Урок литературного чтения во 2 классе по  УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика....

Конспект урока : Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Обобщающий урок по разделу  «Я и мои друзья»              Цели урока:  Обобщи...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Технологическая карта урока «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Класс:4       УМК «Школа России»Предмет: «Литературное чтение»Тема: «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»Тип урока: Урок р...

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...