Технологическая карта урока Литературного чтения Тема: Борис Леонидович Пастернак "Золотая Осень".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Муркина Дарья Сергеевна

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._literaturnoe_chtenie_27.02.18.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.18

Школа: МАОУ СОШ №152

Класс:

Кабинет: 209

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая Осень»

Цели и задачи урока: познакомить детей со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», используя приемы технологии развития критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учеников.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», учатся осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Развитие этических чувств: сопереживание, взаимоуважение, уважение к чужому мнению.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 4 кл.: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2 ч., наглядное пособие.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности.

Психологический настрой.

17:55 – 17:56

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.  

- Ребята, улыбнитесь мне и друг другу, присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

  1. Актуализация знаний и мотивация.

Практический: выраз. Чтение.

Словес.: подводящий диалог.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

17:56 – 18:02

Фронтальная форма работы.

- Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопросы.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

- Какое время года так любил А.С.Пушкин? 

- Ребята, давайте с вами посмотрим, как видели это время года русские художники.

- Картина В. Поленова «Золотая Осень». Какие краски здесь увидел художник ярким осенним днем?

- Картина И.Левитана «Золотая Осень». Какая осень изображена на ней?

- Что изобразили художники в этих двух картинах?

- Что можно сказать о чувствах авторов к своей Родине?

Осень.

Желтые, золотые, алые краски.

Художники изобразили период увядания природы, «прощальную красу» русской осени.

Они очень любили свою родину.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  1. Постановка учебной задачи.

Словес.: подводящий диалог.

18:02 – 18:05

Фронтальная форма работы.

- Ребята, вы догадались, о чем сегодня будет идти речь на нашем уроке?

- Тема нашего урока Б.Л. Пастернак «Золотая Осень».

- Какие цели мы поставим на урок?

- Ребята, откройте учебник на стр. 114 прочитайте название стихотворения.

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 115.

- Соответствует ли она названию стихотворения?

- А можем ли мы сюда поместить рассмотренные сегодня картины?

- Кто автор этого произведения?

- Обратите внимание на портрет этого писателя. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством.

Об осени.

  1. Познакомится с поэтом Б.Л. Пастернак.
  2. Познакомиться со стихотворением «Золотая Осень».
  3. Научиться выразительно его читать.

Нет.

Да.

Борис Леонидович Пастернак.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание.

18:05 – 18:07

Фронтальная форма работы. Слово об авторе.

- Сейчас я познакомлю вас с его биографией.

Борис Пастернак, русский поэт, писатель и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из крупнейших поэтов XX века. Родился в конце 19 века. В стихах Б.Л. Пастернака природа занимает первое место. В поэзии он переживает и проживает собственные чувства вместе с природой, с которой он един. Поэтому почти в каждом стихотворении есть упоминание о природном явлении, о дожде, снеге, ветре, солнечном луче, дереве. Среди его произведений можно найти пейзажные зарисовки, которые тонко и точно передают красоту окружающего мира. Стихотворение «Золотая Осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд, кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красой. На самом деле он сравнивает эту пору году с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

  1. Открытие нового знания.

Практич: прослушивание аудиозаписи.

18:07 – 18:08

Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы

Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. Предлагаю вам прослушать стихотворение «Золотая Осень» и попытаться ответить на вопрос – какое настроение передает автор?

В этом тексте есть слова, значения, которых вам неизвестны.

Слушают, отвечают на вопрос.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

  1. Первичное закрепление.

Практич: работа со словарем.

Практич.: Выразительное чтение учеников.

18:08 – 18:16

18:16 – 18:17

Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы

Ребята, на доске вы можете увидеть эти слова: Чертог, просеки, венец, флигеля, каталог.

- Прочитайте эти слова про себя.

- Прочитайте эти слова хором с выделением ударного слога.

- Кто из вас знает значения этих слов?

1 строфа.

- Прочитайте первые две строчки в стихотворении, какое слово выделено?

- Читаем дальше. Что такое просеки?

- На что похожи озера, если в них можно заглядеться?

2 строфа.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

- Чем заполнены залы дворца? 

- Что изображено на картинах? 

- Как вы понимаете смысл выражения «в позолоте небывалой»?

3 строфа.

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы – под фатой

Подвенечной и прозрачной.

- Найдите здесь метафору.

- С кем сравнивает поэт липу и берёзу? 

- Как называется этот приём в литературе? 

- Что надето на липе? 

Динамическая пауза

Легкие прыжки – раз, два, три.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Чертог – дворцы или роскошные палаты.

Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.

Венец – славянский девичий головной убор.

Каталог – упорядоченный список.

На зеркала.

Картинами.

Деревья.

Имеется в виду цвет листьев.

Липы обруч золотой.

С девушками – невестами.

Олицетворение.

Обруч золотой.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практич: чтение и анализ Т.

Словес.: ответы на вопросы.

18:17 – 18:27

Фронтальная форма работы

4 строфа.

Чтение первых двух строк.

Погребённая земля

Под листвой в канавах, ямах.

- Как понимаете слово «погребённая»? 

- А чем присыпана земля? 

Чтение 3 и 4 строки.

В жёлтых клёнах флигеля

Словно в золочёных рамах.

- С чем сравниваются клёны? 

 - Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту  клёнов? 

5 строфа.

Где деревья в серебре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

- Что такое закат? 

 - Видели ли вы янтарь? 

 - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? 

6 строфа.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

- Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? 

- Прочтите про себя 3 строку, выделяя звук [ш].

- Кто хочет нам прочитать вслух эту строку так, чтобы мы услышали, как шелестят листья?

- Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? 

- Как называется этот прием у поэтов?

7 строфа.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в  виде сгустка.

- Что ещё можно услышать в осеннем лесу? 

- С чем сравнивает автор зарю? 

- Почему с вишневым клеем?

8 строфа.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог.

Перелистывает стужа.

- С чем сравнивает осень Пастернак? 

- Что хранится в этом уголке? 

Похоронена, присыпана землей.

Опавшей листвой

С золочеными рамами.

Желтых, золоченных.

Ответы детей.

Закат отражает на коре деревьев красные, коричневые, желтые краски осени.

Ответы детей.

Поэт имеет в виду все листья.

Звукопись.

Эхо.

С вишневым клеем.

С древним уголком.

Ответы детей.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

  1. Включение в систему знаний, повторение.

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

18:27 – 18:32

Фронтальная форма работы

- Ребята, как вы думаете, почему предложили вам зимой стихотворение об осени? 

- В этом заслуга Бориса Леонидовича Пастернака. Он глубоко понимал мир природы, умел донести до читателя звуки и краски осеннего леса, которые он сам увидел и услышал.

- Ребята, расскажите, что вы запомнили о Борисе Пастернаке?

-Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому.

Ответы детей.

Ответы детей.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

  1. Рефлексия деятельности.

Словесн.: ответы на вопросы.

18:32 – 18:34

Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому.

-Изменилось ли ваше настроение после прочтения стихотворения «Золотая осень»? 

- В какую сторону оно изменилось?

- Спасибо за урок, вы хорошо работали.

Проводят самоанализ деятельности.

Да.

Ответы детей.

Р: осуществление итогового контроля

Домашнее задание

18:34 – 18:35

Выразительное чтение стихотворения.

Записывают домашнее задание.

Р: планируют свою деятельность в соответствии с задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»

Урок открытия новых знаний.        Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного ч...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские. 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным». За...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения  Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс...