Урок литературы в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Волженина Светлана Анатольевна

Урок литературного чтения в 3 классе "Кот ворюга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot_-_voryuga.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Цели :

1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;

2. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Планируемые результаты:

1.Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;

3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

4. Знать  и правильно называть произведения о животных,

5. Уметь работать с текстом, уметь различать героев(главных и второстепенных), создавать их образы(внешний вид, отношение автора), уметь работать со справочной литературой
Учебные задачи: ввести в круг чтения произведение Паустовского, учить работать с текстом: самостоятельно читать, делить на части, составлять план, учить понимать главную мысль, содержание произведения; учить выражать свою точку зрения о произведении, о героях и их поступках, дать понятие юмористического рассказа, отрабатывать навык чтения.
Оборудование для учителя: учебник Л.А. Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь к учебнику, модель обложки.
Оборудование для ученика: учебник Л.А. Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь к учебнику, план схема с пропусками, модель произведения о животных

Ход урока.


1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых!

 - Тихо сели, девочки!

- Тихо сели, мальчики!

2. Актуализация знаний.
- Перед вами модель произведения. Определите по ней жанр и тему произведения.




(Это рассказ о животных)

- Каких вы знаете авторов, которые  писали о животных?

(На доске демонстрируются портреты знакомых писателей(Михаил Михайлович Пришвин,                                          Чарушин, Виталий Валентинович Бианки,                         Скребицкий, Константин Георгиевич Паустовский. )

Игра «Узнай и назови писателя» Портрет К.Г. Паустовского показывается последним.

Слайд 2

- Кто это? ( Паустовский К.Г.)

-Что вы знаете о писателе?

-Сообщение о К.Г.Паустовском подготовили ребята .

Ученик. (На экране фотографии К.Г. Паустовского,украинская деревня, г.Киев в начале XXв.)

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском.

Ученик. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

Ученик. К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Слайд 3

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу,

 Слайд 4

где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. (На экране мещерские места, виды г. Тарусу)

3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня  мы будем продолжать знакомиться с произведением К.Г.Паустовского.
Слайд 5

Назовите произведения, которые написал К.Г.Паустовский.

Отгадайте загадку: (ученик)

Острые ушки,

 на лапках подушки,                                      

 Усы, как щетина, дугою спина,

Днём спит, на солнышке лежит.

      Ночью бродит, на охоту ходит. (Кот)

- Какое произведение вы читали дома? ( Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)

Слайд 6
- Подходит ли эта модель к прочитанному произведению? (Да. Это рассказ о животных)
-Заполните модель (Дети вписывают автора и название рассказа).
Сколько слов в заглавии?

Какое слово первое? (Кот)

Работа над скороговоркой.

- Чтобы четко проговаривать слова, надо иметь хорошую дикцию. В этом нам поможет скороговорка. (На столе лежат скороговорки, проговорите их друг другу).

Выберите от группы 1 человека

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Кот встречается и в сказках, и в колыбельных, и в стихах . Он является одним из важных животных в жизни человека. С ним связано много пословиц, поговорок, примет.

Игра « Договори » по группам. Составьте предложение и скажите, что это - пословица, поговорка, примета.

- Кошка умывается - гостей намывает. (примета)

- Доброе слово и кошке приятно.( поговорка)

- Не всё коту масленица. пословица

        - Чёрная кошка перешла дорогу -  ожидай неприятностей (примета)

 Работа с текстом произведения. К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Проверка домашнего задания.

Слайд 7

- Какое 2 слово?- (Ворюга)

- Сравните слова: вор, воришка, ворюга.

Кто такой вор? (Берет чужое  без спроса)

А воришка? (берет мелкое и редко)

Ворюга?  (не перед чем не остановятся и украдет)

Итак: К. Г. Паустовский в своём произведении поведал нам о коте.


Дома вы читали рассказ и делили на части. Перед вами лежит план рассказа с пропусками. На сколько частей разделен текст?

        

Прочитайте первую часть.

 Часть 1.
Читайте внимательно, а конце урока узнаем, кто самый внимательный читатель.
Чтение учащимися 1 части по абзацам. 
Беседа по вопросам.


- С чего начинается рассказ?
«Мы»-кто это?

От чьего лица ведется рассказ? - Прочитайте первое предложение.

(Мы пришли в отчаяние.)

-Как вы понимаете слово отчаяние?

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

-Есть ли от чего приходить в отчаяние?

-Зачитайте, какие проделки совершал кот.


-Как выглядел кот?
-Почему кот   таким стал?
-Как относится к коту рассказчик?

Здесь слово «ворюга» кличка или характеристика?

 Почему кот получил такую кличку?

Может ли до отчаяния довести воришка?
-Почему вы улыбались, читая рассказ? ( Добрый юмор К.Паустовского)
Появляются новые герои . Кто они?
-«Примчались, запыхавшись»- сравнить прибежали.
«Пронёсся, приседая», - о ком это? Расскажите.
- Прорва. Что это? Почему она могла получить такое название? (Весной вода прорывала дамбу и могла затапливать поселок
- «Вздуть за бандитские проделки» - объясните.

Что такое подполье? Слайд 8

Что такое кукан?

Какие слова можно подписать по картинкой? Слайд 9 (Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб)

Слайд 10   Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота)

Какая главная мысль этой части? (автора довели до отчаяния)

Как можно озаглавить 1 часть? (В отчаянии) 

-Запишите.

- Прочитайте вторую часть про себя

 Слайд 11

Найдите слова к рисунку    (Кот попался этим же   вечером)

Слайд 12   ( Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как  футбольный мяч, и умчался под дом)

 - О каком доме идет речь? Это красивый дом? Что такое тесовая крыша?
- Что такое «босяцкие выходки?
( невоспитанные повадки)

- Удалось ли поймать кота рыбакам? Как можно озаглавить?
Озаглавьте. (Дети дают ответы и записывают название в план) (
Неудачная охота)

Третья часть. Прочитайте по цепочке.

- Что такое «лаз» - Слайд 13   ?

Что такое плотица?

-Шиворот? Слайд 17  

-Подпалина? Слайд 18  

Как вел себя кот в ловушке? Почему он выл и ругался?
- Кто такой Ленька? Почему позвали именно его?
- Как же удалось поймать кота?
- Что такое «мертвая хватка»?
- Как выглядел кот? Зачитайте.
- Кто такой Рувим? (Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями)

- Кому же доверить жизнь кота? Леньке или Рувиму? Слайд 19

Почему ? (Он понимает, что наказание- кота не исправит и предлагает путь добра)

   
- Что произошло с котом после ужина?
 Слайд 20    найдите

Выделите главное, озаглавь. (Ловушка)

Физминутка

Слайд 21

   У нашего котища              

Длинные усищи.

У нашего котища            

Острые когтищи.

Моется котище                

С каждым днём всё чище,

Отмывая мордочку

От остатков пищи.

Вечером охотиться        

В чулане за мышами.

И играет в ладушки          

С пушистыми котами.

Часть 4

Сядьте поудобнее и послушайте продолжение, а ребята покажут небольшую сценку
- Какое важное событие произошло? Что значит «прижился»?
- Что значит «дрожа от негодования», «с победным криком»?
- Что случилось с курами? Что значит «с отчаянным воплем»?
- Найдите описание петуха. Почему его   так прозвали?

Что такое припадок? (Припадок- внезапное или обычное повторяющееся проявление какой-нибудь  болезни . потеря сознания, судороги)
- Как вел себя кот? Как чувствовал себя кот?

Что же побудило кота на столь внезапное благородство?   ( платит добром за добро, его накормили, пытались перевоспитать.)


- Почему Ворюгу переименовали в Милиционера? Подходит ли коту его кличка? Что делают милиционеры?
выдели главное, озаглавь.

- Как назвали
заключительную часть? Прочитайте. (Кот- Милиционер)

-Прочитайте составленный план.
– Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны?

Д. Кот "совершил благородный поступок", тем самым произошло его перерождение в "Милиционера".

Слайд 22

Распределите слова-действия,  которые совершал кот, когда он был Ворюгой и когда стал милиционером?

- Произошли ли изменения в характере кота? Что способствовала такому перерождению? ( влияние доброго поступка со стороны людей на перемены в характере кота)

Тест по группам «Самый внимательный читатель»слайды

  • Жанр этого произведения:
  • сказка;
  • рассказ;
  • повесть.
  • От имени кого ведется повествование?
  • Леньки;
  • кота;
  • автора.
  • Кто главный герой рассказа?
  • Ленька;
  • кот;
  • голенастый петух.
  • Удалось установить, что у кота   разорвано ухо:
  • через 2 дня;
  • через 2 недели;
  • через неделю.
  • В кукане жирных окуней было:
  • 5;
  • 10;
  • 7;
  • Кот полез с колбасой:
  • на дуб;
  • на березу;
  • на тополь.
  • Поесть давали коту:
  • сметану ;
  • рыбу;
  • молоко;
  • жареную свинину.
  • Кот свалился с березы:
  • как камень;
  • как футбольный мяч.

Проверка теста.

Итог урока.

-Какова главная мысль рассказа? (Спешите делать добро)

Рефлексия (Слайд 23)

Сегодня на уроке…

Я понял (а), что…

Мне захотелось…


 (Надо накормить бездомных животных.

  Если относиться к животным по-доброму,  заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.

  Жадность  и воровство всегда будут наказаны.

 «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.)

Уч. - Написав это произведение , К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота-милиционера.

 «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Ю. Мориц
« Мы в ответе за тех, кого приручаем». Антуан де Сент-Экзюпери

Домашнее задание.
-Придумайте историю  «Моя кошачья жизнь».

Тест по группам

«Самый внимательный читатель»

  • Жанр этого произведения:
  • сказка;
  • рассказ;
  • повесть.
  • От имени кого ведется повествование?
  • Леньки;
  • кота;
  • автора.
  • Кто главный герой рассказа?
  • Ленька;
  • кот;
  • голенастый петух.
  • Удалось установить, что у кота   разорвано ухо:
  • через 2 дня;
  • через 2 недели;
  • через неделю.
  • В кукане жирных окуней было:
  • 5;
  • 10;
  • 7;
  • Кот полез с колбасой:
  • на дуб;
  • на березу;
  • на тополь.
  • Поесть давали коту:
  • сметану ;
  • рыбу;
  • молоко;
  • жареную свинину.
  • Кот свалился с березы:
  • как камень;
  • как футбольный мяч.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.  

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

 Кошка умывается – гостей  намывает.

Доброе  слово и кошке    приятно.

Не всё      коту масленица.

 Чёрная     кошка перешла   дорогу -  ожидай неприятностей.

 У нашего котища              

Длинные усищи.

У нашего котища            

Острые когтищи.

Моется котище                

С каждым днём всё чище,

Отмывая мордочку

От остатков пищи.

Вечером охотиться        

В чулане за мышами.

И играет в ладушки          

С пушистыми котами.

Исследовательская работа в группах.

Дается задание 4 группам.

1 группа:

Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. 2 группа:

Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?

(Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада. )

3 группа:

Подготовит выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом

-Какое решение оказалось верным?

4 группа:

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

( Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. стал хозяином  и сторожем дома

. – Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны?

Д. Кот "совершил благородный поступок", тем самым произошло его перерождение в "Милиционера".

-Почему?




7. Моделирование. Выявление главной мысли рассказа. Работа в группах.

- Сравните отношение кота к людям в начале и в конце рассказа. Изменилось ли оно? Что способствовало такому перерождению кота?
- Какова же главная мысль рассказа? Запишите её на обратной стороне модели.

3. Повторение. Портрет в художественном произведении

У. Что входит в понятие "портрет"?

По ответам детей составляется алгоритм.

На доске.

http://zvonoknaurok.ru/97/33.gif

III. Исследовательские работы в группах

Учащиеся получают задания по исследованию текста, в ходе которого происходит заполнение таблицы (текст берется до переломного момента: "Кот ждал, зажмурив глаза...").

Группа 1

Внешний вид

"Рыжий кот", "разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста", "дикие глаза", "тощий... огненно-рыжий... с белыми подпалинками на животе".

Группа 2

"Обворовывал", "ловко прятался", "воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб", "разрыл жестяную банку с червями", "протащил кукан с окунями", "уронил колбасу", "решился на отчаянный поступок", "украл кусок ливерной колбасы", "грозно выл", "отчаянно упирался".

Группа 3

Отношение людей

Группа 4

Авторская оценка

"Кот, потерявший всякую совесть", "кот – бродяга и бандит", "ворюга", "грабеж средь бела дня", "бандитские проделки", "босяцкие выходки", "кот-беспризорник".

Учитель просит каждую группу учащихся дать оценку, какие чувства вызвало такое описание, и охарактеризовать кота по данному описанию.
Далее каждая группа делает выводы.

Группа 1. Видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

Группа 2. Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган-мальчишка, то есть налицо явное "очеловечивание".
Нам кот понравится: он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет.

Группа 3. Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из "голодного положения".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 4 класс

урок литературы  по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова  по теме "Л.Н.Толстой".  4 класс...

урок литературы 4 класс

закреплять знания о произведениях Пушкина...

Урок литературы 2 класс

Урок литературы по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. За основу взят курс Кудиной, Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Тема урока: Точка зрения....

Проверочные работы для урока литературы 5 класс

Проверочные работы для урока литературы 5 класс: 1. Раздаточный материал по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"2. Зачет по литературе (5 класс 1 четверть)3. Контрольная работа по лите...