Урок литературы 2 класс
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме
Урок литературы по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. За основу взят курс Кудиной, Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Тема урока: Точка зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_tochka_zreniya.docx | 80.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ТОЧКА ЗРЕНИЯ. (2класс)
Цель: 1. Познакомить с понятиями РГ, РП, отличием между театром и литературой.
- Познакомить с понятием «точка зрения», упражняться в видении мира с точки зрения разных вещей, предметов.
- Развивать речь, фантазию детей.
Учитель: Харисова Татьяна Евгеньевна
I. 1. Оргмомент.
2. Сообщение цели.
На доске:
Водопад | ||
Очаг с дверью | ||
Ручеёк |
На доске перед вами потайная дверь, за которой был.
(новый театр, новая жизнь)
Вот и сегодня мы с вами откроем эту потайную дверь, узнаем для себя много нового и интересного, выясним секреты литературы. Побудем немного волшебниками, будем угадывать чужие мысли.
3. Отличие театра и литературы.
Но прежде, чем мы начнем, я хочу узнать, кто из вас смотрел сказку «Приключения Буратино»?.
Кем вы тогда были? (зрители)
За кем вы наблюдали? (за актерами)
Как называется человек, который написал произведение? (автор)
А как называется помещение, где мы, зрители, наблюдаем за актерами? (театр) Обобщение по схеме «театр».
А кто из вас читал сказку эту? Кем вы тогда были?
Если с актерами - театр, а если просто читаем -... (литература) Обобщение по схеме «Литература»
II. 1. Рассказчик - герой, рассказчик - повествователь.
Итак, мы открывает потайную дверь и отправляемся в волшебный мир
литературы. (музыка).
Давайте вспомним:
Столяр Джузеппе Сизый нос...
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало... (говорить)
Вспомнить этот сюжет, я вам его зачитаю, а вы мне скажете, кто рассказывает эту историю.
Джузеппе опять взял.топорик и опять, - только ударил по полену...
- Ой, больно же, говорю! - завыл тоненький голосок.
«На этот раз Джузеппе испугался не на шутку, у него даже вспотели очки... Он осмотрел все углы в комнате, залез даже в очаг и, свернув голову, долго смотрел в трубку.
- Нет никого.
Немного успокоясь, Джузеппе взял полено, положил его на верстак и только повел стружку...
- Ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплитесь? - отчаянно запищал тоненький голосок.
Джузеппе уронил рубанок, попятился, попятился и сел прямо на пол: он догадался, что тоненький голосок шел изнутри полена...» (автор)
Итак, эту историю рассказывает автор. А он участвует в событиях?
(нет).
Когда историю рассказывает человек, не участвующий в событиях, который наблюдает со стороны - его называют РП. (схема).
А сейчас я вам этот же отрывок прочитаю от лица того, кто участвует в этой сцене.
Он - кто? (герой)
Итак, РГ говорит о себе Я. (схема).
Вы послушаете и подумаете, кто РГ и чьими глазами он смотрит на мир и почему?
«.. .Этот огромный ствол с ветками и корнями носил на себе разноцветные листья.
Он взял какую-то штуку с чем-то блестящим и острым на конце и ударил по мне.
- Ой, больно же, говорю! - я заскрипел. Ствол сильно испугался , у нег широко открылось большое дупло на вершине ствола, а два маленьких дупла быстро задвигались в разные стороны.
Он все осмотрел, даже заглянул в глубокую страшную нору и глянул наверх.
- Нет никого - заскрипел он.
Потом это чудовище положило меня на какую-то доску... и вдруг мне стало снова больно, он стал сдирать с меня кору.
Я не выдержал и заскрипел отчаянно изо всех сил.
- Ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплитесь?
Ствол уронил все со своих веток, попятился, попятился, распустил свои корни и раскидал их по полу. Видимо он догадался, что это скрипел я...»
Итак, кто здесь РГ? (полено)
А чьими глазами виден мир, предметы? Человека? (нет глазами полена)
Когда на мир смотрит предмер своими глазами, значит он выражает свою точку зрения. Здесь была точка зрения полена.
Почему? Как выглядел с точки зрения человек, топор?
2. Точка зрения дерева.
А откуда взялось полено, где оно раньше было? (на дереве)
Иллюстрация
Вот и настала ваша очередь, Волшебники, угадать о чем думает дерево в этой ситуации.
Дерево смотрит на мир нашими глазами? (нет своими).
Выясним с точки зрения дерева. Как назовет дерево птиц?
(пушистые комочки, листики, веточки, сучки)
Клюв? (гвоздик, сучок, веточка, шипы, шило и т.д)
Дерево: ему больно, страшно, неудомевает. Попробуем рассказать эту историю с точки зрения дерева.
3. Точка зрения облака.
Итак, наше дерево пожаловалось, и птички улетели и поднялись высоко в небо, а там...
Песня «Облака».
Зачем нужны облака? (дождь)
Работа волшебников продолжается. Теперь мы - облака. Смотрим на мир с точки зрения тучки.
Облако решило дать нам дождик, потому что...
Плачет, поливает с лейки, замочек расстегнуло.
Закрыли глаза (я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь) Кто уже готов?
4. Точка зрения воды. Разговор ручейка и водопада.
Тучки плачут, поливают нас, и их слезы попадают куда? (в реки)
А поменьше если? (ручеек)
А если огромный ручей падает с высоты, то это... (водопад)
Наш водопад и ручеек попали под наше влияние и тоже стали волшебными, Они живые, как мы, однажды встретились и поспорили, а может быть просто побеседовали.
Но сначала выясним их характеры:
Водопад Ручеек
Большой маленький
шумный тихий
сильный слабый
важный добрый
гордый ласковый
высокомерный звонкий
Старый (папа) Молодой (сын)
О чем они могут говорить? (старый учит, гордится, хвастается) Кто попробует рассказать диалог ручейка и водопада с их точки зрения?
III. 1. Вывод по уроку.
А)отличие театра и литературы.
Б) точка зрения (чья была на уроке), (полена, дерева, облака, воды)
За свою работу многие получили ключики. Они помогут вам дома снова открыть эту потайную дверь в секреты литературы.
2. Дома: вы напишете рассказ с точки зрения парты.
Подумайте, как она назовет своих соседей парт, учительский стол, как назовет вас, учеников.
Вы все по-разному относитесь к ним, пишете на листочках на них, что они чувствуют, думают?
Может быть о чем-то мечтают?
Только парта обязательно РГ, то есть говорит Я о себе.
3. Выявление лучших литераторов.
Вручение медалей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
Презентация к конспекту урока литературы в 4 классе "Поклонник вечной красоты"
Смотреть в конспект урока....
урок литературы 4 класс
закреплять знания о произведениях Пушкина...
Урок литературы, 2 класс. Л. Воронкова "Что сказала бы мама?"
Урок построен по технологии РКМЧП....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....