Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чайкина Марина Михайловна


Познакомить учащихся с новой басней русского баснописца.

Закрепить литературоведческие  понятия "Басня","баснописец","олицетворение".

Дать понятия "ирония ", "аллегория",учить работать с текстом басни.

Учить отличать басню от других произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока чтения в  4 классе.

Тема урока:  Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели урока: 

Обучающая:  познакомить   с новой басней  русского баснописца; закрепить

литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать

понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно

называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню

от других произведений.

Развивающая:  развивать  речь,  мышление, фантазию, наблюдательность;  развивать умение сравнивать, обобщать; умение  выразительно читать тексты басен, развивать  познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.

Ход урока.

I. Организация класса .  1 СЛАЙД 

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся . 2-10 СЛАЙД

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись  произведения ( прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)  [1] 

2 СЛАЙД

- Кто автор данного произведения? Как оно называется?

- Что вы помните о И.А.Крылове?  3, 4 ,5 СЛАЙД– биография автора [2]

- Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

- Что такое басня? Прочтите.  6 СЛАЙД

- Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

- Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

- Что такое мораль?  Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

- Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

- Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

 -Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

- Прочитайте морали к данным басням. Объясните  их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

-  Прежде чем преступить к изучению нового произведения,  давайте отдохнем.

- Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

- Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III.  Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова,  а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

IV. Знакомство с новым материалом .

  1. Знакомство с темой урока.

- Прочитайте на экране автора и  название басни, с которой  мы сегодня познакомимся.(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)  11 СЛАЙД

-Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?

-Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?

-Почему так думаете?

2. Первичное восприятие текста

- Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)[3]

- Назовите героев басен.

-Оправдались ли наши предположения?

- Как изображена в басне стрекоза?

- Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, хвастливость)

- Почему автор Стрекозу называет  попрыгуньей?

- А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

- Как изобразил автор муравья?

-  Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

  1. Вторичное восприятие текста

- Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню. [4]

А) Словарная работа.  12 СЛАЙД

а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».

  - Как вы понимаете его смысл?

б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?

г) «Помертвело чисто поле»

  - Объясните, как вы это понимаете.

  - А почему оно стало пустым?

д) «Нет уж дней тех светлых боле».

«Боле» - значит больше.

  - Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).

е) «Нужда» - забота, тягость.

ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.

ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.

з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.

и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.

Проведение гимнастики для глаз  по методу Жданова. [6]

- А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

- Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.

-Открыли глаза,  часто поморгали.

-Посмотрели на право, налево, часто поморгали.

-Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.

-Посмотрели по диагонали, часто поморгали.

-Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

Б) Работа с текстом.

- Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.

- Ребята, как вы уже заметили,  И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с  иронией.

-  В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ . 13 СЛАЙД

-Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка. 

- Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

-А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово  греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях  хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

- Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

- Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

- Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

-Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)

-Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов.

- С каким произведением мы познакомились?

- Какого оно жанра?

- Что такое басня?

- Кто главные герои этой басни?

- Что высмеивается в баснях?

-Чему учат басни?

- С какими новыми литературными понятиями познакомились?

- Что такое мораль, аллегория, ирония?

- К какому герою басни  можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД

VI. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей  тетради на стр. 22.

- Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Список литературы:

  1. Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
  2.  Биография Крылова – интернет -ресурсы images.yandex.ru

биография И.АКрылова

  1. Интернет –ресурсы . Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» multpro.netbasni-krylova-strekoza-i-muravej.html
  2. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
  3. Литературное чтение в  4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.comwatch?v=FuYkFCQxBf4.
  5. Интернет-ресурсы.  Картинки для призентации  Deti-Online.com, images.yandex.ruлитературные картинки,    images.yandex.ruкартинки по басням крылова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Тема урока:  Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:·       урок, обучающий читательской деятельности,·...

Работа над басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Презентация содержит материал для работы в группах....

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Сценарий урока чтения: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"

Материал состоит из развернутого сценария к уроку и презентации....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".

.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК «Школа России»

   Методическая разработка по предмету «Литературное чтение » во 2  классе (учебный  комплект Л.Ф.  Климанова  «Литературное чтение», УМК «Школа России») разработа...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....