Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Познакомить учащихся с новой басней русского баснописца.
Закрепить литературоведческие понятия "Басня","баснописец","олицетворение".
Дать понятия "ирония ", "аллегория",учить работать с текстом басни.
Учить отличать басню от других произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». | 43.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока чтения в 4 классе.
Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Цели урока:
Обучающая: познакомить с новой басней русского баснописца; закрепить
литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать
понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно
называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню
от других произведений.
Развивающая: развивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность; развивать умение сравнивать, обобщать; умение выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.
Ход урока.
I. Организация класса . 1 СЛАЙД
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся . 2-10 СЛАЙД
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения ( прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак») [1]
2 СЛАЙД
- Кто автор данного произведения? Как оно называется?
- Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД– биография автора [2]
- Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)
- Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД
- Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД
- Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)
- Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД
- Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД
- Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД
-Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД
- Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.
Проведение физ. паузы.
Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.
- Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.
- Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».
- Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
IV. Знакомство с новым материалом .
- Знакомство с темой урока.
- Прочитайте на экране автора и название басни, с которой мы сегодня познакомимся.(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей») 11 СЛАЙД
-Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?
-Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?
-Почему так думаете?
2. Первичное восприятие текста
- Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)[3]
- Назовите героев басен.
-Оправдались ли наши предположения?
- Как изображена в басне стрекоза?
- Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, хвастливость)
- Почему автор Стрекозу называет попрыгуньей?
- А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?
- Как изобразил автор муравья?
- Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)
- Вторичное восприятие текста
- Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню. [4]
А) Словарная работа. 12 СЛАЙД
а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».
- Как вы понимаете его смысл?
б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?
г) «Помертвело чисто поле»
- Объясните, как вы это понимаете.
- А почему оно стало пустым?
д) «Нет уж дней тех светлых боле».
«Боле» - значит больше.
- Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).
е) «Нужда» - забота, тягость.
ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.
ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.
з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.
и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.
Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова. [6]
- А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
- Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.
-Открыли глаза, часто поморгали.
-Посмотрели на право, налево, часто поморгали.
-Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.
-Посмотрели по диагонали, часто поморгали.
-Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.
Б) Работа с текстом.
- Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.
- Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией.
- В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ . 13 СЛАЙД
-Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.
- Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.
-А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
- Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.
- Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?
- Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД
Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?
-Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)
-Давайте прочитаем басню по ролям.
V. Подведение итогов.
- С каким произведением мы познакомились?
- Какого оно жанра?
- Что такое басня?
- Кто главные герои этой басни?
- Что высмеивается в баснях?
-Чему учат басни?
- С какими новыми литературными понятиями познакомились?
- Что такое мораль, аллегория, ирония?
- К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД
VI. Домашнее задание.
Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.
- Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД
Список литературы:
- Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
- Биография Крылова – интернет -ресурсы images.yandex.ru›
- Интернет –ресурсы . Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» multpro.net›…basni-krylova-strekoza-i-muravej.html
- Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
- Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
- Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.com›watch?v=FuYkFCQxBf4.
- Интернет-ресурсы. Картинки для призентации Deti-Online.com, images.yandex.ru›литературные картинки, images.yandex.ru›картинки по басням крылова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:· урок, обучающий читательской деятельности,·...
Работа над басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
Презентация содержит материал для работы в группах....
Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"
Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»» разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...
Сценарий урока чтения: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"
Материал состоит из развернутого сценария к уроку и презентации....
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК «Школа России»
Методическая разработка по предмету «Литературное чтение » во 2 классе (учебный комплект Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», УМК «Школа России») разработа...
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....