Конспект урока по литературному чтению "Н.Носов "Заплатка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА» | ||
Тип урока: изучающее чтение | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами | Метапредметные: познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие | Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением |
Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики |
Организационная структура урока | |||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Проверка домашнего задания | - Назовите общую тему произведений, которые мы читали. - Какое произведение изучали на прошлом уроке? - Что такое рассказ? - Кто автор этого рассказа? - Какая пословица подходит к этому произведению? Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка». - Выполним задания-тесты по прочитанному произведению. Вариант I 1. Что посадила Таня рядками? а) Листочки; б) черенки; в) ростки. 2. Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»: Вариант II 1. Где Таня вырастила смородину? а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде. 2. Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»: | - «Дети». - Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка». - Рассказ - это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о каком-либо - Евгений Александрович Пермяк. Называют пословицу. Пересказывают рассказ: 1-й ряд - 1-я часть. 2-й ряд - 2-я часть. 3-й ряд - 3-я часть. Выполняют задания по вариантам по прочитанному произведению. Осуществляют взаимопроверку | Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
II. Актуализация знаний | - Прочитайте отрывки из произведений. 1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. 2. Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь. - Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын! 3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. - Кто автор этих строк? - Попробуйте смоделировать обложку книги. - Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал: «Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы». - Отгадайте, что спряталось в этой записи? (зал - л) + (платок - о) + а = - Что такое заплатка! - Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка | Читают отрывки вслух. - Николай Николаевич Носов. Предугадывают название текста. - Заплатка. Высказывают свои предположения | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
III. Постанов- ка учебной проблемы | - Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Николаевича Носова и его произведением «Заплатка». Носов написал много произведений о детях и для детей. Все они наполнены юмором. - Что такое юмор? | Внимательно слушают, отвечают на вопрос | Принимают и сохраняют учебную задачу |
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Знакомство с биографией Н. Н. Носова. 2. Первичное слушание текста. 3. Анализ произведения. 4. Выразитель- ное чтение и анализ эпизодов. 5. Фронталь-ный опрос, составление схематического плана по ключевым словам. 6. Игра «Найди и прочитай». 7. Работа в тет- ради. 8. Восстановле- ние плана и пе- ресказ | На доске портрет писателя и выставка книг. Знакомит с биографией писателя. Ресурсный материал. - Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в аудиозаписи). - Понравился вам рассказ? - Как звали главного героя произведения? - Чем хвастался Бобка? - Что случилось с его штанами? - Почему мама не стала зашивать штаны? - Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте. - Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень - Как автор относится к мальчику? - Что смешного в этом рассказе? - У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос. 1-я группа. Почему мама не помогла сыну? 2-я группа. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал? 3-я группа. Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»? - С чего начинается история? - Какие они были? - Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его. (1-й «кирпичик» к схеме.) - Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.) - Что сделал Бобка? - Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ. - Как поступил мальчик? - Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й «кирпичик» к схеме.) - Мальчик остался доволен своей работой? - Что же он сделал? - Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.) - Что ответил Бобка? - Вам понравился мальчик? - Что понравилось в нем? - По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка». - Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте. - Что Бобка говорит иголке? Почему? - Понравилась ли Бобке его работа? - С чем сравнивается первая Бобкина заплатка? - Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу. - Как он работал во второй раз? - Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка очень старался. - Как ребята отнеслись к работе Бобки? - Каким вы представляете себе Бобку? - Откройте тетради на с. 19. Какие черты характеризуют Бобку? Осуществляет проверку задания. - Каким был мальчик в начале рассказа? - Как вы думаете, что помогло ему исправиться? - Прочитайте пословицу. - Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу «Заплатка»? Восстановление плана: Разговор с мамой. (3) Гордость Бобки. (6) Замечательные штаны. (1) Нелегкое дело: (5) - первая попытка; - вторая попытка. | Внимательно слушают. Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке. Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос. - Терпение и труд все перетрут. - История начинается с описания штанов. - Они были замечательные, защитного цвета, солдатские. - «От досады он чуть не заплакал». - Мама рассердилась. - «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?» - Он решил ходить в штанах с дыркой. - «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой». - Ему стало стыдно. Он пошел домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку. - «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче». - Нет. Ему не понравилось. - «Он взял ножик и отпорол заплатку». -«Молодец!». - «Эх, мне бы пуговицы научиться пришивать». - Понравились его терпение, старание, настойчивость в работе. Отвечают на вопросы. Самостоятельно работают в тетрадях. - Ленивым, злым. - Труд, упорство. - Терпение и труд все перетрут. - Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит, эта пословица подходит к рассказу. Читают повторно про себя | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме. Адекватно воспри-нимают информацию, полученную из рас-сказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотруд-ничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
V. Итог урока. Рефлексия | - Рассмотрите выставку книг. - Кто из вас читал книги Н. Носова? - Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите смайлик (в конверте на столе). - Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах. - Прочитайте хором | Желающие поднимают руки. Собирают пословицу: «Где труд, там и радость» | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятель- ности |
Домашнее задание | Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания 2, 3). Творческое задание по выбору: - нарисовать портрет Бобки; - написать свою смешную историю | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения |
Ресурсный материал:
Носов Николай Николаевич родился [23.11.1908 пос. Ирпень под г. Киев] в актёрской семье – писатель.
Начальное образование получил в гимназии. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».
В 19 лет (1927 г.) Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве.
В 24 года (1932 г.) окончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии.
Долгих 19 лет (1932-1951 г) Носов работает в качестве режиссера - постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.
Родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор.
Писатель обладал запоминающейся внешность. Он соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд - неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его "хмурым ворчуном".
Конечно, нельзя объяснить популярность носовских книг только их научной содержательностью. Ведь это ещё и на редкость весёлые книги. Писатель видел смешное в жизни и сумел передать его в своих произведениях.
Рассказы и повести писателя переводятся во всём мире.
Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.
Книги Н.Н. Носова:
"Тук-тук-тук" (1946);
"Ступеньки", "Веселые рассказы" (1947);
"Веселая семейка" (1949);
"Дневник Коли Синицына"(1950); "Витя Малеев в школе и дома" (1950). (Гос. премию СССР)
"Приключения Незнайки и его друзей" (1953);
"Незнайка в Солнечном городе" (1958);
"Незнайка на Луне" (1964).(За трилогию о Незнайке Носов получил премию им. Н.К. Крупской)
"Приключения Толи Клюквина" (1961);
"Повесть о моем друге Игоре" (1971);
"Тайна на дне колодца" (1977);
Перечень учебного материала, используемого на уроке
- Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-Граф, 1999.
- Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.
- Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. - сост. Л.А.Ефросинина].- 6-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
- Рабочая тетрадь ≪Литературное чтение. 2 класс в 2-х ч. (Автор Л.А. Ефросинина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...