Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад" /Программа "Школа России"/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_i._bunin._listopad.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения Иван Бунин "Листопад".
Цели:
формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.
Ход урока
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке
(Слайд 2)
Учитель:
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
2. Постановка цели урока (Слайд 3)
У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
3. Артикуляционная гимнастика (Слайд 4)
У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!
УПРАЖНЕНИЯ:
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. |
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону - |
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. |
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение: На развитие интонационной выразительности речи (Слайд 5)
У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Мы когда отправляемся на экскурсию
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Что мы делаем сейчас?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Куда мы отправляемся сейчас?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.
Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию.
Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.
4. Введение в тему урока. (Слайд 6)
- Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.
( на фоне музыки П И. Чайковский «Времена года. Октябрь» учитель читает стихотворение)
Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).
- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи.
Стихи эти красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы.
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
- Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?
- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы).
5. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
6. Знакомство с биографией поэта. (Слайд 7 )
Сообщение ученицы:
Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.
Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.
7. Работа над стихотворением.
а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал.
Слушание стихотворения в грамзаписи. (Слайд 8)
- Что вы почувствовали, слушая стихотворение? ( изумление, радость, восторг, грусть, сожаление)
-Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Какое явление природы описывает И. Бунин в своем стихотворении?
б). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.
в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. (Слайд 9, 10)
Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками
Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый
Багряный – красный, густого, тёмного оттенка
Лазурь - светло-синий цвет, синева
Вдова - печальная женщина, у которой умер муж.
8. Физкультминутка "В лесу".
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Ветер тихо клён качает
И листочки обрывает.
Листья жёлтые летят, в нашем классе листопад.
г) Выборочное чтение.
Анализ стихотворения.
1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса.
- Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.
- На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.
2. Анализ первой части отрывка. (Слайд 12-17)
- Кто же является главным героем стихотворения?
- Кто наблюдает за всем происходящим в лесу и заворожён красотой увиденного и его тишиной?
- Верно, лес.
- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.
- Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса.
-Что напомнил осенний лес Бунину?
-Что же особенно его удивило?
- Почему он сравнивает лес с расписным теремом?
- Что общего между ними?
- Кто в природной тишине является одушевлённым? (Бунин наделил свой лес и осень, и мотылька человеческими качествами для того, чтобы мы могли им сопереживать им, как живым людям.)
-Как называется этот приём в художественной литературе?
- Что называется олицетворением? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).
- Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты).
Работа в группах. Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"
- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину).
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный).
--Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья).
-Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.
- Что автор пишет о ёлочках?
-Почему автор использует такое сравнение?
- На что похожи ёлочки? (на башни терема)
--Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон).
-Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение).
-Почему появились эти оконца?
-Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца)
- О каком качестве поэта это говорит?
-Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки).
-Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью).
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
-Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине
1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"
2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"
3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
9. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?
10. Физкультминутка для глаз. Слайд 18
11. Анализ 2 части отрывка. Слайд 19
- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.
-Какова здесь осень? (грустная)
- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой).
- О чём грустит осень?
-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). - Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).
- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.
- Как вы понимаете выражение «воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра»?
- Как люди называют этот период осени? (бабье лето)
- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит).
- Как он пишет о тишине?
-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое).
-Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"
- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании?
(Я представляю :)
- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).
- В каком образе выступает осень в этой части?
12. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г. Слайд 20
- Что изобразил художник? О чём эта картина?
- Какие деревья здесь занимают центральное место?
- Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?
- Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?
- Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?
- Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.
- Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?
Чтение сочинения Ивановой Марии по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
13. Работа над выразительностью. Слайд
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
- Читай медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины.
- После каждой строчки надо обязательно делать паузу, независимо от того, есть ли в конце знак препинания.
- Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.
14. Итог урока.
- Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?
- О чем это стихотворение?
-Что вы запомнили о И.Бунине?
- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?
- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу?
-Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?
- Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?
Вывод: Бунин заканчивал свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение?
-А как вы думаете, для чего Бунин написал его?
-Что можете сказать о поэте, как о человеке?
-Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?
Вывод: Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней).
Домашнее задание:
Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).
15 . Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
-У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый. Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.
- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.
- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"
Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматр...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...
План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"
Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....
конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:И.А.Бунин "Листопад"
Технологическая карта урока с УУД и СОТ. презентация....
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина
Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....