Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цели урока:

  • учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
  • упражняться в выразительном чтении;
  • видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;
  • воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Цели урока:

  • учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
  • учить различать темп и тон стиха;
  • учить указывать паузы;
  • упражняться в выразительном чтении;
  • видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;
  • воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к слову.

Ход урока:

Организационный момент

Настроенье,  каково!                - Во!

Все такого мнения!                   - Все без исключения!

Может Вы уже устали?            - Мы с собой  таких не брали!

Может, ляжем, отдохнём?       - Лучше мы урок начнем!

 - Все за парты дружно сели,

 Друг на друга посмотрели,

- Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.

И вперед за новыми знаниями.

Введение в тему урока

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
Зелёные сосны, зелёные ели
С лёгким пьянящим запахом прели.
На шаг отошла, прищурила глаз,
По веткам кармином прошла ещё раз.
Тихо, красиво и грустно немножко
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке.
Солнце скупо дарит лучи.
Осень. На юг улетели грачи.

Е. Бочковская

Кармин

К. называется ярко-красный, с огненным оттенком, препарат из кошенили и употребляющийся как акварельная и масляная краска в живописи, для окрашивания искусственных цветов, для приготовления красных чернил и в ситцепечатном производстве.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.)

- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие?

- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)

- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?

- Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе)

- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)

- А какие стихи о родной природе вы уже читали?

Вступительное слово учителя.

 Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).

   Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Алексеевич Бунин  родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец.  Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
   Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
 Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

   Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
   В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

    В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

   В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И.А.Бунина.

 - Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

Творческая работа (в группах).

- Я предлагаю составить синквей.

- В чем его особенность?

- Вспомните правила работы в группах.

а)  1строка –  подлежащие (тема)

б)  2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)

в)  3  строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г)  4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д)  5 строка -  вывод  (слово – резюме, ассоциация с первым словом)

   -Проверка задания.

Варианты синквейна:

1.Бунин Иван Алексеевич

Талантливый, почетный
Писал, творил, создавал
В России и Франции.
Лауреат

2. Бунин Иван Алексеевич
Русский, талантливый
Печатался, переводил, эмигрировал
Лауреат Нобелевской премии по литературе
Писатель

Первичное знакомство со стихотворением

Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

(аудиозапись; электронное приложение к учебнику)

Проверка первичного восприятия стихотворения:

– Понравилось ли вам это стихотворение?

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.
- О каком явлении природы идет речь?

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)

Словарно-лексическая работа.

«Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова».

- Какие слова требуют разъяснения?  (Ответы учащихся)

- Какие слова требуют объяснения?

 (завороженный, лиловый, золотой, багряный, лазурь, терем, резьба)

    Завороженный – очарованный, околдованный.

    Лиловый – фиолетовый, сиреневый.

    Золотой – жёлтый, изумительный.

    Багряный – красный.

    Лазурь – яркий светло-синий цвет.

    Терем – на Руси дом в виде башни.

    Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

Работа над анализом стихотворения.

- Исследуем стихотворение.

-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)

-Какие рифмы в этом стихотворении (перекрёстные)

-Назовите рифмы.

- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.

- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

( Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом?

( Он, как терем, нарядный и пёстрый).

-Как вы понимаете лексическое значение слова терем?

-Давайте за помощью обратимся к словарю Ожегова

- Терем – это высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

- Кто жил в теремах?

(Князья, бояре).

- Для них строили деревянные теремные дворцы. Они были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?

(Листья берёзы).

- Какие деревья напомнили ему вышки?

(Ёлочки).

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?

(Просветы в небо между клёнами).

- Есть ещё и клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале.

- Какие листья у клёнов?

 (Золотые, красные, багряные, лиловые, некоторые бывают смешанные: жёлто – красные).

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).

 - Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой, запахом.

- Где стоит терем? Найдите эти строки.

(Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора…)

- Найдите и прочитайте отрывок, каким изображается двор?

(Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И точно белый лепесток,

На паутине замирает…)

- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

- С помощью чего создаются эти картины?

 (с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?

  ( эпитетами, сравнением, олицетворением)    

Физкультминутка.

Работа над анализом стихотворения ( продолжение)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

( на экране определения, дети читают)

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

- Поработаем в группах.

1,3 группа - ищут эпитеты,

2,5– олицетворения,

4,6 – сравнения.

Подготовка к выразительному чтению.

- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали, с какой интонацией будете читать?

(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).          

Работа в парах над выразительностью чтения

Выразительное чтение стихотворение

   - Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

   - Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

Итог урока.

- Какие открытия вы сделали?

- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?

- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?

- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам,  когда их читаешь, будто слышишь голос самого  поэта.

Заполните схему.

Родные поэты

  - На уроке:               

 - Мне понравилось …

 - Я понял, что …

 - Я научился …        

 - Я сегодня работал …

- Оценить работу учащихся на уроке.                                                  

Домашнее задание по выбору

1.Составить синквейн к стихотворению и подготовить выразительное чтение.

2.Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"

Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...

Презентация.Литературное чтение.4 класс. И.А.Бунин "Листопад"

Познавательная и красочная презентация  поможет учащимся познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Бунина....

урок по литературному чтеню 4 класс И.А. Бунин «Листопад»

Урок способствует фоормированию целостногопредставления об основной идее произведений....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Первопечатник Иван Федоров"

Цели: ознакомить учащихся с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; закрепить знания о рукописных книгах Древ­ней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков...

Урок литературного чтения. 4 класс И.А. Бунин "Листопад

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А. Бунин "листопад"....