Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели урока:
- учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
- упражняться в выразительном чтении;
- видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;
- воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
Цели урока:
- учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
- учить различать темп и тон стиха;
- учить указывать паузы;
- упражняться в выразительном чтении;
- видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;
- воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к слову.
Ход урока:
Организационный момент
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения! - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
- Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
- Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.
И вперед за новыми знаниями.
Введение в тему урока
Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
Зелёные сосны, зелёные ели
С лёгким пьянящим запахом прели.
На шаг отошла, прищурила глаз,
По веткам кармином прошла ещё раз.
Тихо, красиво и грустно немножко
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке.
Солнце скупо дарит лучи.
Осень. На юг улетели грачи.
Е. Бочковская
Кармин
К. называется ярко-красный, с огненным оттенком, препарат из кошенили и употребляющийся как акварельная и масляная краска в живописи, для окрашивания искусственных цветов, для приготовления красных чернил и в ситцепечатном производстве.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.)
- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие?
- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
- Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе)
- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)
- А какие стихи о родной природе вы уже читали?
Вступительное слово учителя.
Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).
Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.
В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.
В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И.А.Бунина.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
Творческая работа (в группах).
- Я предлагаю составить синквей.
- В чем его особенность?
- Вспомните правила работы в группах.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка - вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)
-Проверка задания.
Варианты синквейна:
1.Бунин Иван Алексеевич
Талантливый, почетный
Писал, творил, создавал
В России и Франции.
Лауреат
2. Бунин Иван Алексеевич
Русский, талантливый
Печатался, переводил, эмигрировал
Лауреат Нобелевской премии по литературе
Писатель
Первичное знакомство со стихотворением
Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
(аудиозапись; электронное приложение к учебнику)
Проверка первичного восприятия стихотворения:
– Понравилось ли вам это стихотворение?
- Что вы представили, когда слушали стихотворение?
- Какое время года описывает поэт? Докажите.
- О каком явлении природы идет речь?
- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)
- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)
Словарно-лексическая работа.
«Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова».
- Какие слова требуют разъяснения? (Ответы учащихся)
- Какие слова требуют объяснения?
(завороженный, лиловый, золотой, багряный, лазурь, терем, резьба)
Завороженный – очарованный, околдованный.
Лиловый – фиолетовый, сиреневый.
Золотой – жёлтый, изумительный.
Багряный – красный.
Лазурь – яркий светло-синий цвет.
Терем – на Руси дом в виде башни.
Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.
Работа над анализом стихотворения.
- Исследуем стихотворение.
-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)
-Какие рифмы в этом стихотворении (перекрёстные)
-Назовите рифмы.
- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.
- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?
( Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).
- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом?
( Он, как терем, нарядный и пёстрый).
-Как вы понимаете лексическое значение слова терем?
-Давайте за помощью обратимся к словарю Ожегова
- Терем – это высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.
- Кто жил в теремах?
(Князья, бояре).
- Для них строили деревянные теремные дворцы. Они были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.
- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?
(Листья берёзы).
- Какие деревья напомнили ему вышки?
(Ёлочки).
- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.
- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
(Просветы в небо между клёнами).
- Есть ещё и клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале.
- Какие листья у клёнов?
(Золотые, красные, багряные, лиловые, некоторые бывают смешанные: жёлто – красные).
- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.
(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).
- Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой, запахом.
- Где стоит терем? Найдите эти строки.
(Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора…)
- Найдите и прочитайте отрывок, каким изображается двор?
(Воздушной паутины ткани
Блестят как сеть из серебра
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И точно белый лепесток,
На паутине замирает…)
- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.
- С помощью чего создаются эти картины?
(с помощью художественных средств)
- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?
( эпитетами, сравнением, олицетворением)
Физкультминутка.
Работа над анализом стихотворения ( продолжение)
- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.
( на экране определения, дети читают)
Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.
- Поработаем в группах.
1,3 группа - ищут эпитеты,
2,5– олицетворения,
4,6 – сравнения.
Подготовка к выразительному чтению.
- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.
-Вы подумали, с какой интонацией будете читать?
(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).
Работа в парах над выразительностью чтения
Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
Итог урока.
- Какие открытия вы сделали?
- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?
- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?
- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
Заполните схему.
Родные поэты | ||||
- На уроке:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал …
- Оценить работу учащихся на уроке.
Домашнее задание по выбору
1.Составить синквейн к стихотворению и подготовить выразительное чтение.
2.Выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"
Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...
Презентация.Литературное чтение.4 класс. И.А.Бунин "Листопад"
Познавательная и красочная презентация поможет учащимся познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Бунина....
урок по литературному чтеню 4 класс И.А. Бунин «Листопад»
Урок способствует фоормированию целостногопредставления об основной идее произведений....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Первопечатник Иван Федоров"
Цели: ознакомить учащихся с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков...
Урок литературного чтения. 4 класс И.А. Бунин "Листопад
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А. Бунин "листопад"....