конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyshova_o.m.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс
Программа «Школа России»
ТЕМА УРОКА: И.Бунин «Листопад»
Цели:
- Познакомить учащихся со стихотворением И.Бунина «Листопад»
- Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности, детей, внимание к образным средствам языка;
- Учить выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;
Воспитывать любовь к родной земле, природе.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» 1 часть Л. Ф. Климанова
Портрет И. А. Бунина
АРМ – Презентация
Словарь С. И. Ожегова
Выставка книг
Этапы урока | время |
Психологический настрой Прозвенел звонок для нас, Всех ребят собрал он в класс, Чтобы дети не ленились, с удовольствием учились Всем здоровья пожелаем И урок наш начинаем | 0,5 минуты |
Проверка домашнего задания Мир поэзии состоит Из образных средств языка - И ваше домашнее задание было: выписать из стихотворения И. Никитина 2 эпитета и 1 сравнение Давайте послушаем выразительное чтение. | « Облака с золотыми краями», « звезд золотое сиянье» - эпитеты, « месяц огненным шаром встает» - сравнение |
Актуализация сравнений. Сообщение темы и целей урока Послушайте, Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. . . - Кто автор этих строк? - О чем это стихотворение? – Как вы узнали? – Как поэт воспринимает осень? Какие еще поэты писали об осени? – Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением об осени. А написал его Иван Алексеевич Бунин. Научимся выразительно читать стихотворение, находить поэтическое средства языка. В 3 классе вы уже знакомились со стихами Бунина. - Вспомните их, пожалуйста. Есть на полях моей родины скромные Сёстра и братья заморских цветов. Их возрастила весна благовонная В зелени майских лесов и лугов. - О чем все эти стихотворения? Что их объединяет? - Детство и юность писателя прошли на природе. Вся поэзия Бунина освещена солнечным блеском. Только человек с высокой поэтической душой мог так чувствовать и так писать. Мир природы передает Бунин в своих стихах . . . Лес становится героем маленькой поэмы «Листопад». Послушайте отрывок из этой поэмы - Подумайте, каким настроением проникнуты эти строки? | Слайд 1 А. С. Пушкин ( об осени ) А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» Н. А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный . . .» ( дети читают отрывки из этих стихотворений) И. А. Бунин ( « Детство», « Полевые цветы», « Густой зеленый ельник у дороги») Слайд 2 ( открываются названия стихов ) ( о природе) Слайд 2 ( портрет писателя) |
Учитель читает стихотворение. - Что вы представили себе, когда слушали это стихотворение? | ( ответы детей ) |
Словарная – лексическая работа - В стихотворении вы, наверно, обратили внимание на слово «завороженный», «очаровать», «околдовать». - Что обозначает слово «завороженный». - В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово «заворожить», значит « очаровать», «околдовать» - С помощью прилагательных поэт создает красоту картины осенней природы. Подберите синонимы к словам: лиловый, золотой, багряный - Прочитайте самостоятельно стихотворение ( жужжащее чтение). - Каким настроением проникнуто это стихотворение? - А теперь вопрос к самым внимательным читателям. Сохраняется ли светлое, радостное настроение на протяжении всего стихотворения? - Давайте найдем слова, которые помогают поэту создать светлое, радостное настроение? - Найдите строчку, где настроение меняется. Почему? - Появляется Осень – вода – и восторг и восхищение меняется тихой грустью. - Какой художественный прием использует автор? - Прочитайте только русские буквы и Это будет вам подсказкой. - Найдите и прочитайте эту строчку. - Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса – терема? Какие эпитеты использует автор -Посмотрите на картины. Какая из них больше подходит к этому стихотворению? | ( ответы детей ) Показать детям словарь ( фиолетовый, сиреневый, желтый, красный). ( радостное, светлое ) ( веселый, светлый, блестящий, лазури голубой ) ( дети читают ) ( осень не только буйство красок, но и прощание с теплом, летом ) Слайд 3 «ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ» «И осень тихою водой вступает в пестрый терем свой» «Лес стеной стоит», « Как вышки, елочки темнеют», сеть из серебра,, мотылек – белый лепесток, поняла – широкий двор. ( стена пестрая, березы желтою резьбой, терем пестрый,) Слайд 4 ( картины осени ) |
Физминутка . - А сейчас давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами находимся в лесу. На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы - Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы искать. Ну, а по команде «шесть», Всем за парты тихо сесть! | |
- Поэт создает образы и предает звуки осени - Найдите и прочитайте, что поэт говорит о звуках, о запахах. - Обратите внимание, какие слова повторяются несколько раз? - Как вы думаете, почему поэт слова «сегодня» употребил несколько раз? - Поэт прощается с теплом, солнечными дням, и может быть только именно «сегодня» последний теплый день, и мотылек последний раз играет, и паутина блестит на солнце тоже в последний раз. Поэт говорит, что красота осени недолговечна - Найдите и прочитайте ту часть стихотворения, где звучит восхищение. - А теперь прочитайте вторую часть стихотворения, начиная со слов «сегодня» - Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина. - Сравните начало стихотворения и его конец. Что изменилось? | «мертвое молчание», «расслышать листика шуршание», « пахнет дубом и сосной». «сегодня» - 3 раза «тишина» - 2 раза ( ответы детей ) ( читают 3 ученика ) ( тихая вода, замирал, мертвое молчанье, завороженный тишиной ) ( ответы детей) Изменилось настроение |
Стихотворение легко запоминаются. В чем же секрет? В рифмах А сейчас немного поиграем Задание – отыщи рифмы Резьбой- голубой Темнеют – синеют Оконца – солнца Водой - свой Поляне- ткани , Мотылёк-лепесток Играет-замирает Теплом-кругом - Молодцы, ребята! Хорошо! -Мы с вами тоже были в осеннем лесу. Можно ли сравнить наш лес с «лесом» Бунина. Что общего? -Давайте найдём строки, которые помогут описать наш лес. | Слайд 5 ( открываются рифмы ) НРК (краски осени, тишина) Фоторгафии осеннего леса со строчками из стихотворения. |
Давайте прочтём ещё раз это стихотворение по «цепочке» по две строки. И постараемся передать настроение. - Молодцы, ребята! - Как вы думаете, удалось ли нам при чтении передать чувства поэта? - Чьё чтение вам понравилось больше? | |
ИТОГ УРОКА -Если бы вы рисовали картину к этому стихотворению, какие краски вы бы выбрали? - Какое «настроение» будет у вашей иллюстрации? - Вот и домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению и выучить его наизусть. И. Бунин- Лауреат Нобелевской премии, признан не только в России, но во Всём мире. Перед вами книги И.Бунина. С ним вы продолжите знакомство в старших классах. | (ответы детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...