План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Антонина Михайловна Билибина
Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

               

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

Тема урока:  И.А .Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина

Тип урока:  урок усвоение новых знаний

Подготовила и провела:Билибина Антонина Михайловна

Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.

Личностные:

  • Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
  • Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оборудование урока:  портрет И.А. Бунина, видео, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение, презентация

                                                             

                                                                            Ход урока

  I Организационный момент.

-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости.  А когда приходят гости, в доме бывает праздник. Пусть этот урок принесет всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

II Проверка домашнего задания:

 -- Сегодня мы продолжаем работу над темой «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения. На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).

1.Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ф.И.Тютчев

2.Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

А.А.Фет

3.Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А.Баратынский

4.«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

А.Н.Плещеев

5.Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И.С.Никитин

6.В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их запахи тонкие,

Листья и стебли полны красоты.            

                                                                                                                                   «Полевые цветы» И.Бунин

- Скажите, что общего в этих строфах?

(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

III Мотивация.

  1. Загадка. (записана на доске)

Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … 
(листопад).

- О каком явлении будем читать стихотворение?

- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- В какое время года это происходит? (Осенью).

- Почему? (Практически останавливается сокодвижение.  Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?

(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).

-- Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.

2. Речевая разминка. (по загадке)

-- прочитать медленно.

-- прочитать быстро

-- прочитать с тоскливым настроением.

-- с радостным настроением.

IV.Постановка цели.

- Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую он посвятил писателю А.М. Горькому. 

Читает учитель.

Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал стихи:

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной….

-И восклицает:

- Очень хорошо, очень верно!

(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)

Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так, как в произведении И.А. Бунина "Листопад”.

V. Работа над темой урока

  • Слово о поэте: (рассказывают уч.)

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.

  • Первичное знакомство со стихотворением

Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях, и поможет нам в этом музыка Чайковского из сборника «Времена года».(аудиозапись)

  • Проверка первичного восприятия стихотворения:

– Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

  • Словарно – лексическая работа.

Словарная работа

На доске: 

• терем 

• лиловый 

• багряный 

• лазурь 

• просветы 

• вдова

• мотылёк

  • резьба

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.

Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылёк – небольшая бабочка.

 Заворожённый - очарованный, околдованный

VI.Самостоятельное чтение  стихотворения учащимися

  • Первичная проверка понимания

- Прочитайте стихотворение на стр. 150-151 учебника про себя и скажите, что напомнил осенний лес Бунину.

- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

- С помощью чего создаются эти картины?

(с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?

( эпитетами, сравнением, олицетворением)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

- Поработаем в группах.

1 группа - ищут эпитеты,

2 группа - сравнения.  

3 группа –олицетворения

Проверка 

- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема

Лес – терем расписной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.

- А какие эпитеты использует для этого автор?

(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье»,  «сонная поляна». Лес стоит стеной..)

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).

- Можно ли услышать тишину?

Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.

-- Какие звуки повторяются ?

- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).

-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?

 - Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

 (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать?

(Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?

(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их). 

- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

VII.Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

( Это интересно!)

VIII.Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского

- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?

IX. Первичное закрепление. Работа над выразительностью чтения

-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?( Спокойно и с восхищением)

- А теперь давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения.

2.Тон чтения.

3. Логические ударения.

4. Паузы.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.)

X. Рефлексия 

Выразить одним предложением свою мысль об уроке.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

(Ответы записывают на листьях, Этими листьями украшают осеннее дерево.)

XI. Итог урока.

Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о И. Бунине?

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А. Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

 " Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко". (А. Блок)

XII. Домашнее задание:  чтение наизусть отрывка.

Выставление отметок

А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Стихи о зиме".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

Технологическая карта. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах поэта

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока литературного чтения для 4 класса...

Презентация к уроку И.А. Бунин "Листопад". Картина осени в стихах поэта" для 4 класса

Презентация для урока чтения по теме: И.А. Бунин "Листопад. Картина осени в стихах поэта" 4 класс...