Технологическая карта урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
И. А. Бунин "Листопад" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_cht.docx | 36.12 КБ |
презентация к уроку | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс) | ||
Тема | И.А.Бунин «Листопад» | |
Тип урока | Освоение нового материала | |
Планируемые результаты | ||
Предметные познакомятся с творчеством И.А.Бунина и содержанием его произведения «Листопад»; научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; читать наизусть, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них | Метапредметные: Познавательные: понимать значение лирических текстов, размышлять над ними; определять настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществлять отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге; узнавать книги по обложке; сравнивать разные книги, классифицировать их; обобщать представленное; на основе фактов составлять собственный текст по итогам исследования; понимать произведения живописи; определять темы произведения, главную мысль, содержание, интерпретировать текст в соответствии с заданием. Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослым, через учебные книги. Осознавать цель своего высказывания. Строить диалог в паре | Личностные: осмыслять базовые ценности (красота, любовь, понимание); посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения |
Образовательные ресурсы: репродукции картин И.И. Левитана и И.С. Остроухова «Золотая осень», ноутбук, экран, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося ( осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
IАктуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе: - С каким автором вы встретились в домашнем задании? Что готовили? - Почему ты выбрал именно это стихотворение? -Какие строки стихотворений больше всего привлекли ваше внимание? Прочитайте их. -Подберите рифму к словам, которые записаны на доске: листок, листопад. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» и «В зимние сумерки нянины сказки…», выбирают лучшего чтеца. Подбирают рифму к данным словам: Листок – цветок, лепесток. Листопад – звездопад, снегопад. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II Сообщение темы урока. Определение целей урока III Работа с репродукциями картин | Задает вопросы, Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. - Над каким разделом учебника мы работаем в настоящее время? - Сегодня мы заканчиваем раздел «Поэтическая тетрадь». Последним в «Поэтической тетради» стоит произведение писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, фамилия которого зашифрована на доске. Прочтите только русские буквы: SDБRWУНJYSИZVН Слайд 1-2 - А кто назовет имя и отчество этого поэта. - Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова Организует беседу по картинам русских художников И. И. Левитана и И.С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями обучающихся от наблюдений во время осенней прогулки. Слайд 3 - Мы продолжим наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов. - Одинаковую ли осеннюю пору изобразили эти художники на своих картинах? - Почему картины так называются? - Какая картина вам больше нравится? Почему? - Чем они отличаются? - Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки? - Что он нам хотел сказать, показать? - Какое настроение вызвала у вас эта картина? - С какими чувствами художники писали свои картины? - Сумели художники передать свое настроение вам? - Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи и составляют план чтения. - Раздел «Поэтическая тетрадь» - Бунин - Иван Алексеевич После рассмотрения картин ребята обмениваются мнениями. - Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед нами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». - Художники показали, как осень богата на краски. - Радостное, восторженное, ликующее настроение. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
IV Знакомство с биографией И, А. Бунина | Рассказывает о творчестве поэта. - Рассмотрите выставку книг. Дайте название этой выставке. - Все, что вы сказали, верно. Учитель делит книги на две группы. - Что сейчас вы можете сказать о выставке книг? Учитель показывает сборник стихов И. А. Бунина. - Я добавляю эту книгу. Давайте рассмотрим, что написано на обложке? - Ученица нашего класса подготовила сообщение, послушайте его. Слайд 4-6 - Обратите внимание на годы жизни. Определите, в каком веке жил этот автор? - Мы с вами живем в XXI веке, сколько лет тому назад вышел сборник стихов Ивана Бунина? | Слушают учителя. Задают вопросы. - Стихи русских поэтов, русские поэты, чудесный мир классики и т. д. - В первую группу вошли авторские сборники, во вторую – совместные, общие. - На обложке написан автор – И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин pодился 22 октябpя 1870 года в Воpонеже. Детство Бунин провел в небольшом родовом имении в деревенской глуши. От родителей он впитал предания и песни тех лет; он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891г. Сборник «Листопад» -1901г., который принёс ему в 1903г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук. В 1909г Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почетным академиком. С 1920г. Бунин жил во Франции. Умер 8 ноября 1953г. | Осуществлять анализ объектов, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
V Первичное знакомство с произведением | Организует прослушивание стихотворения И. А. Бунина «Листопад» (электронное приложение к учебнику) - Какое настроение выражено автором? - Чем восхищается автор? О чем это стихотворение? - Как вы думаете, для чего Бунин написал его? - Поэт назвал стихотворение «Листопад» Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение. - Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту. - Среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, то есть обращается внимание на несколько картин, а другие ограничены изображением отдельных, конкретных деталей. | Слушают произведение. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. - В стихотворении Бунина два настроения. С одной стороны, автор показывает осень яркой, пышной. С другой – бледной, увядающей. - Стихотворение об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты. - Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею. - Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. Придумывают название: «Осень», «Осенние картины», Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осеннее настроение» и др. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Аргументировать свою точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VI Чтение стихотворения с анализом | Организует повторное чтение стихотворения с анализом. Слайд 7 - А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как. Прочитайте 1-ю часть стихотворения. - Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам? Слайд 8 - Найдите в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины. Слайд 9 - Почему лес «расписной»? Кто его расписывал? - Как вы понимаете выражение: лес «Стоит веселой, пестрою стеной»? Слайд 10 - Найдите и прочитайте другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. - Прочитайте 2-ю часть стихотворения. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. - А теперь прочитайте последнее четверостишие. Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А разве тишину можно услышать? А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Найдите в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика. - Какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина. Какие цвета осени использовал в картинах художник? Какие цвета здесь преобладающие? Слайд 11 | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Объясняют значение слов: Лиловый- голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый). Багряный- красный густого, тёмного оттенка. Лазурь- светло-синий цвет. - В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными. - Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами. - Автор стихотворения наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной». - Он услышал «мертвую» тишину: «такое мертвое молчание». В лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине» - А еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: «молчанье» - [ ч’]; «вышине» - [ ш ]; «можно» - [ ж ]; «тишине» - [ ш ]; «расслышать» - [ ш ]; «шуршание» - [ ш ]; Читают слова: «лиловый, золотой, багряный»; желтый – «желтою резьбой»; голубой – «в лазури голубой»; синий –«в синей вышине»; серебристый –«как сеть из серебра»; белый – «белый лепесток» | Осуществлять анализ произведения, выделять последовательность развития сюжета. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологическое высказывание. Делать выводы, извлекать необходимую информацию. Аргументировать свою позицию. |
VII Подготовка к выразитель ному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта | Организует работу над выразительностью чтения. - В каких словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как вы должны их прочитать. - Попробуйте прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам. | Самостоятельно( в паре) с карандашом в руках перечитывают стихотворение и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он их рассказывает. Лес, точно терем расписной, Торжественное Березы желтою резьбой радужное Читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу | Выразительно читать. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. |
VIII Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить наизусть. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
IX Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - В начале урока мы подбирали рифму к словам. Вы доказали, что подбирать рифму вы умеете, но для того, чтобы написать стихотворение, надо обладать талантом. - Что нового узнали на уроке? - Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? Что особенно запомнилось? Какие открытия сделали? - Что бы хотели еще выполнить? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Алексеевич Бунин «ЛИСТОПАД»
И. С. Остроухов «Золотая осень» И. И. Левитан «Золотая осень»
Иван Алексеевич Бунин pодился 22 октябpя 1870 года в Воpонеже...
Детство Бунин провел в небольшом родовом имении в деревенской глуши...
О чем писал Бунин? «Так знать и любить природу, как умеет Бунин – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко...» Александр Блок
И.А.Бунин «ЛИСТОПАД»
Словарная работа Лиловый - голубой с розовым оттенком ( светло-фиолетовый ). Багряный - красный густого, тёмного оттенка. Лазурь - светло-синий цвет. Заворожённый - 2. Объясните смысл выражений: мёртвое молчание – сердце замирает -
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...