Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе -Твердый согласный звук буквы Ц
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Холодилова Татьяна Михайловна

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе -Твердый согласный звук буквы Ц

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по обучению грамоте в 1 «Б» классе

"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; формировать навыки выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом;
  • развивать память, логическое мышление, внимание, любознательность; способствовать развитию фонематического слуха;
  • расширять кругозор учащихся; воспитывать взаимоуважение к одноклассникам; прививать чувство прекрасного.

Оборудование: учебник “Азбука”, индивидуальные слоговые схемы, презентация, мультимедийный проектор, магнитные слоговые схемы, магнитная азбука, наглядные пособия «Живые буквы», «Печатная и письменная буквы Ц, ц».

Ход урока

Организационный момент. Слайд 1.  1'

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня на уроке нам понадобится учебник “Азбука” и слоговые схемы. А чтобы наш урок прошёл хорошо, вы должны настроиться на работу, поднимать руку и активно работать.

II. Повторение изученного. Актуализация знаний. 2'+ 2'

1. - Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные бывают ударными и безударными)

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими, глухими, парными, непарными)

- Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

- Когда буквы я, е, ё, ю обозначают 2 звука? (Когда они стоят в начале слова, после гласных, после мягкого знака)

Молодцы, ребята!

2. . Слайд 2.

 - У меня на слайде написаны слова. Прочитаем их.

Юрий Ёлкин

Екатерина Юрова

Юлия Яшина

Яков Ефимов

Что общего у этих слов? (обозначают одушевленные предметы, имена собственные, начинаются с гласной, обозначающей 2 звука)

III. Сообщение темы урока. 4'

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной новой буквой и её звуком. А какая это буква, вы скажете позже сами.

- Из какой сказки эти слова?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

(Цветик-семицветик)

Слайд 3-4.

- Кто написал эту сказку? (Валентин Петрович Катаев). Сказка эта про девочку Женю, которая получила в подарок чудесный цветочек с семью разноцветными волшебными лепестками, каждый лепесток мог исполнить 1 желание девочки. Шесть из них она растратила просто так, а седьмой, голубой, лепесток ей хотелось сохранить для какого-нибудь настоящего желания. Прочитав сказку, вы узнаете, что за желания Женя загадывала и какое настоящее желание исполнил последний лепесток.

Эту книгу вы можете прочитать самостоятельно. А где ее можно взять? (в школьной библиотеке, в других библиотеках города, у друзей и т.п.)

- Произнесите название сказки, с какого звука она начинается.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Звук [ц] и буква, которая его обозначает).

- Буква Ц гласная или согласная?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий? А какие еще буквы имеют только твердый звук?

IV. Физкультминутка для глаз «Цветик-семицветик». Слайды 5-13.  1'05''

V. Знакомство с буквами Ц, ц. Слайды 14-19. 3'

VI. Составление схемы слова.  2'

- А сейчас составим схему 1-го слова из  названия сказки.

- Сколько в нём слогов? (2) Почему? (В нём 2 гласных).

- Назовите 1 слог (цве), 2 слог (тик). И т.д.

- Произнесите 1 звук в слове цветик. [ц] Какой он? (Он согласный, твёрдый, глухой)

VII. Игра “Кто внимательный?” 1'

- Сейчас мы поиграем в игру “Кто внимательный?” Я буду называть слова, а вы слушайте. Если в них есть звук [ц], то хлопайте, если нет, то молчите.

Слова: цыган, свет, колодец, цирк, светофор, мастер, цепочка, стул, стол, овца, Москва, блюдце, яйцо.

VIII. Чтение слогов – слияний. 1'

На доске магнитная азбука.

          а

          о

          е

ц        у

          ы

          и

IX. Работа с учебником. Стр. 51. 3'

- Откройте учебник на странице 51.

- Схема какого слова изображена в учебнике? (Это схема слова кузнец)

- В какой части слова находится буква ц?

- Кто такой кузнец? (Кузнец-это мастер по ковке металла.)

- Где работает кузнец? (В кузнице)

Слайд 20

- Рассмотрите картинку с изображением кузнеца.

- Какие инструменты помогают кузнецу в работе? (в одной руке - клещи, в которых он держит раскалённый кусок железа, а в другой руке -  кувалда, которой он будет ударять по железу.)

X. Чтение слов. 2'

- Прочитайте слова на странице 51, вверху. (Кузнец, кузнецы, кузница, кузницы)

- Что можем сказать о всех этих словах? (однокоренные) Какая общая часть? (кузн)

- Чем различаются слова? (Кузнец, кузница стоят в единственном числе, а кузнецы и кузницы во множественном числе; кузнец и кузнецы отвечают на вопрос кто?, а кузница и кузницы отвечают на вопрос что?)

XI. Работа с учебником. Стр. 51.  2'

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кто изображен на рисунке? (Мальчик-наездник и кузнец)

- Почему конь поднял ногу? (Потерял подкову)

- Для чего мальчик привел коня к кузнецу?

- Для чего коню подковы?

XII. Чтение стихотворения с.51.  3'

- Сколько человек разговаривают в этом стихотворении? (2)

- Как называется разговор между двумя или более людьми? (диалог)

Чтение по ролям.

XIII. Игра “Полубуковка”. Слайд 21.  1'

- Куда мы отправимся, вы сейчас узнаете. Но буквы решили поиграть с нами в прятки. Вам надо догадаться, какие буквы здесь спрятались.

Учитель показывает на слайде слово цирк. Буквы наполовину закрыты.

- Кто знает, что за цирк изображен на этом слайде? (Нижегородский цирк)

XIV. Физкультминутка для снятия общего утомления и корректирующая осанку «Цирк» Слайды 22-33.  1'05''

А сейчас мы отправимся в цирк и будем повторять движения за клоунами. Давайте выполним физминутку, которая так и называется «Цирк».

XV. Чтение текста с.50  4'

Чтение текста по цепочке.

- О чем текст?

- Озаглавьте. (Цирк и др.)

- Давайте перескажем этот текст. (Несколько учеников пересказывают.)

XVII. Самостоятельная работа с последующей проверкой.  2'

1 вариант - цапля, 2 – зайцы. За доской работают 2 ученика с каждого варианта.

XVIII. Подведение итога урока.  1'

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какой звук она обозначает?

- Что нового узнали на уроке?

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".

Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т".

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т"....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »Цель деятельности учителя: формирование понятия о согласных звуках [д] и [д’], умения проводить сло...