Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Карловская Вера Павловна

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Парные согласные Д-Т

Тип урока: Урок закрепление

Цель: 

  • Закрепить знания о буквах Дэ и Тэ, звуках, их обозначающих. Тренировка в написании букв Дэ и Тэ в словах и предложениях.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: Написание букв Дэ и Тэ и звуки, их обозначающие, что такое пословица

Понимать: значение пословицы: «Сделал дело – гуляй смело».

Уметь: писать слова и предложения с буквами Дэ и Тэ

Анализировать: делать звуковой анализ слов

Синтезировать: письмо слов и предложений

Оценить: значимость теоретических знаний

Метапредметные:

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке.

3. Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

Познавательные

1. Отвечать на простые вопросы учителя.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные 

1. Участвовать в диалоге на уроке.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

3. Слушать и понимать речь других.

Личностные

1. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Межпредметные связи: чтение

Ресурсы урока:

Для учителя: загадки, пропись

Для учащихся: прописи №3

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Актуализация необходимых знаний

Здравствуйте, дети! Меня зовут Вера Павловна и сегодня я проведу у вас урок письма. Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на столах лежали прописи №3 и пенал. Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока вам нужно отгадать 2 загадки:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

-Какая буква? (Учитель показывает указкой на букву «Дэ» в слове «дерево»).

-Какой звук обозначает буква Дэ?  (буква Дэ обозначает звук [д’])

-Какая буква? (Учитель показывает указкой на букву «Тэ» в слове «туча»).

-Какой звук обозначает буква Тэ?  (буква Тэ обозначает звук [т])

-Сегодня мы будем писать слова и предложения с буквами Дэ и Тэ.

-Откройте прописи №3 на странице 4.

- Какие буквы вы видите сверху страницы? (Дэ и Тэ)

- Когда используют заглавную букву? (В именах собственных и в начале предложения)

Дети готовятся к уроку;

Отгадывают загадки;

Отвечают на вопросы учителя

2. Работа в прописях

-Посмотрите на следующую строчку.

-Докажите, что первая схема относится к слову «Дима»

- Посмотрите на схему слева.

- Какой первый звук? (согласный, мягкий, глухой)

- А как вы узнали, что он глухой? (нет колокольчика)

-Значит звук [д'] заменили на звук? [т’]

- Какое слово получилось? (Тима)

- Запишите это слово.

- Продолжите выполнять задание самостоятельно.

- Какое слово вы записали на 2-ой строке? (дело)

- на 3-ей строке? (тома)

- на следующей строке? (денёк)

- Вернемся к 1ой строке.

- Какие парные звуки мы слышим в словах Дима и Тима? [д’], [т’]

- Какие парные звуки мы слышим в словах дело и тело? [д’], [т’]

Какие парные звуки мы слышим в словах дома и тома? [д], [т]

Какие парные звуки мы слышим в словах денёк и тенёк? [д’], [т’]

- Посмотрите на следующие строчки под схемами.

- Прочитайте слова со звуком [д] (дом)

-Прочитайте слова со звуком [д’] (Дима, люди)

- Прочитайте слова со звуком [т] (туман, Таня, трактор, утята)

- Прочитайте слова со звуком [т’] (утята)

- Почему в слове «утята» есть звуки и [т] и [т’]?

-Что нам на это указывает (тя – буква я обозначает мягкость предшествующего согласного; та – буква а обозначает твердость предшествующего согласного)

- Выпишите слова с буквой Дэ, которая обозначает звуки [д] и [д’]

- Кто закончил, руку на локоток.

-Выпишите слова с буквой Тэ, которая обозначает звуки [т] и [т’]

Дети отвечают на вопросы учителя;

Работают в прописях

3. Физминутка

А теперь мы немного разомнемся. Все встали. Повторяем за мной.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Дети повторяют движения за учителем

4. Работа в прописях (продолжение)

- Посмотрите на страницу справа, страницу №5

- Что вы видите на 1ой строке? (предложение)

- Какую букву надо вставить в слова?

- Какой звук обозначает буква Дэ?  [д’]

- Что такое пословица? (Пословица – это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.)

- Кто знает значение этой пословицы? (Говорится по окончании работы или как совет сначала завершишь дела, а затем уж развлекаться и отдыхать.)

- Запишите на следующей строчке пословицу.

- Следующее предложение.

- Почему это предложение? (содержит сообщение; начинается с заглавной буквы; в конце стоит точка)

- Сколько слов в этом предложении? (5)

- Какую букву надо вставить в слова?

- Какой звук обозначает буква Дэ?

- Какие буквы нужно вставить в следующем предложении?

- Почему тёти Тони, а не Сони?

- Какие звуки обозначает буква Тэ в этом предложении?

- Какой звук обозначает буква Дэ?

- Запишите это предложение на следующей строке.

- Подчеркните буквы, которые обозначают звуки [д], [т]

Дети отвечают на вопросы учителя;

Вставляют пропущенные буквы в предложениях

5. Физминутка

Сейчас мы снова немного разомнемся. Все встали. Повторяйте движения за мной.

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!
Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)

Дети повторяют движения за учителем

6. Работа в прописи (продолжение)

- Что написано печатными буквами на следующей странице?

- Внизу напишите это предложение письменными буквами.

- Переверните страницу. Стр. 6

- Кто может прочитать слова на первой строке? (тарелка, радуга, Надя)

- Какая буква пропущена в слове «тарелка»?

- Какой звук обозначает буква Тэ?

-Чем отличается звук в слове «радуга» от звука в слове «Надя»? ([д] и [д’])

- Запишите эти слова на следующей строке

- Какие буквы пропущены в словах «Таня», «трудное» и «задание»?

-Какие звуки обозначают эти буквы?

- Кто может прочитать следующее предложение?

- Кто знает что-нибудь про реку Дон?

- На территории Ростовской области протекает 150 рек. Самая крупная река – Дон. Слово «Дон» обозначает «река», или «вода». Оно сохранилось с тех времен, когда там жили древние народы. Дон, четыре раза меняя направление, протекает по территории Тульской, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областей. Исток реки Дон находится в Детском парке города Новомосковска Тульской области.

-Какие буквы пропущены в этом предложении?

- Какие звуки их обозначают? ([д] ,[т])

-Запишите это предложение ниже

- Что вы видите на рисунках? (дыня, радуга, утята)

-Запишите эти слова

- Посмотрите на слова, написанные ниже.

- Чем отличается слово «страна» от слова «страны»? «стрела» от слова «стрелы»?

- Запишите рядом эти слова письменными буквами.

- Посмотрите на страничку справа. Стр. 7.

-Посмотрите на 2 строчки слов. Слово «трудное» и слово «дело» уже соединены.  

-Как вы думаете, какие слова еще можно соединить? (сладкий торт, тенистая аллея)

- Запишите ниже эти словосочетания.

- Посмотрите, ниже даны слова и звуковые модели. Нам надо выяснить к какому слову какая модель подходит

- Рассмотрим 1ую схему.

- Какой 1ый звук в схеме? (согл., мягк., глух.)

-Какое слово подходит? (тетради)

-Запишите это слово под звуковой моделью.

- рассмотрим слово «ягода».

- Произносим 1ый слог: йа

- Какой первый звук? [й’]

-Какой он? (согл.,мягк.,звонк.)

- Какая модель подходит? (2и3)

- Слушаем 3ий звук. (г)

- какой он? (согл., тв., звонк)

-Какая модель подходит? 2

- запишите это слово под моделью

- Какое слово подходит к 3ей модели? (Регина)

-запишите это слово под моделью

Дети отвечают на вопросы;

Вставляют пропущенные буквы

Записывают предложения, слова

7. Подведение итогов

-Предложения с какими буквами мы сегодня тренировались писать? Дэ и Тэ

-Какие звуки обозначает буква Тэ?  [т] и [т’]

-Какие звуки обозначает буква Дэ?  [д] и [д’]

-Что связывает эти звуки? Они парные

-Назовите звонкие звуки. [д] и [д’]

-Назовите глухие звуки. [т] и [т’]

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за урок. Вы все очень хорошо работали.

Вы можете готовиться к следующему уроку. До свидания!

Дети отвечают на вопросы

 Дополнительный материал:

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...

Конспект урока по обучению грамоте " Гласные и согласные звуки"

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично - поисковой деятельности....