Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
(УМК «Начальная школа 21 век»)
2 класс
Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения
Планируемые результаты:
- Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
- Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.
Метапредметные результаты познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяют особенности;
регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли
- Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор, карточки со словами-признаками.
I. Орг. момент.
заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.
-Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Дыхательная гимнастика.
-Выполним упражнение для дыхания:
Стоим на одной ноге, руки на груди, выдох, вдох – руки расправить.
Иногда люди придумывают очень полезные упражнения, наблюдая за повадками животных или птиц. А на кого похоже наше упражнение?
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка цели урока.
-Вы уже догадались, кто герои нашего сегодняшнего произведения?
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Она целый день в работе,
Ловит лягушат в болоте.
На ходулях, клюв, как сабля.
Кто скажите это? ...
(Цапля)
- Журавль и цапля – это кто? (Птицы, живущие на болоте).
Что вы о них знаете?
Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу. Летают медленно, при этом вытягивают лапы назад, а шею S-образно втягивают в себя.Цапля летает, ходит главным образом по земле, но может влезать и на ветки деревьев. Конечности цапли длинные, на лапах отсутствуют перепонки. Птица тщательно за собой ухаживает. У цапли по всему телу есть маленькие перья – пудретки. Они хрупкие и легко крошатся. Именно этой мелкой крошкой и посыпается, «пудрится» цапля. На лапах цапли есть специальный палец, который цапля использует как гребень.
Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни. Журавли, в отличие от цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на аистов, но журавли никогда не садятся, как они, на деревья. Уникальная особенность журавлей — очень длинная, изогнутая петлёй трахея. Благодаря такому устройству горла журавли способны очень громко кричать: их курлыканье, всем хорошо знакомое, можно услышать более чем за километр. Журавли - великолепные "танцоры". Это не только токовый ритуал, но и способ выразить свое настроение, радость. В полете могут выстраиваться клином. Если визуально сравнивать журавлей с цаплями, их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Здесь спряталось название произведения. Назовите его.
Мижуравльицапляорпав
-Что мы будем делать на уроке?
-На какие вопросы ответим? Прочтите их.
Какой жанр?
Кто герои?
Какие они?
Главная мысль?
III. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля» ( чтение учителем)
первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.
Какие чувства у вас возникли?
- Понравилось ли вам это произведение?
-Какое оно по жанру? (докажите, что это сказка)
-Какая это сказка? Народная или авторская?
-Посмотрите и скажите, какая по виду?
-Назовите героев сказки.
- Выполнили ли мы первую задачу урока?
IV. Выполнение практической работы. Работа в группе.
Моделирование обложки.
V. Вторичное восприятие текста,
словарная работа.
Объяснение непонятных слов.
Посвататься – попросить выйти замуж
Верста – старинная мера длины, равная чуть больше 1 км
Долговязый – высокий и худой
Несолоно хлебавши – не получить того, на что рассчитывал (фразеологизм)
Раздумалась – передумала
Чтение по цепочке.
VI. Работа над содержанием сказки.
– Чем необычно начало сказки?
– Что такое присказка?
– Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание к сказке.)
– Какие слова повторяются?
Физкультминутка.
Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.
Летела сова – весёлая голова.
(Взмахи руками в стороны)
Вот она летела, летела и села, (Приседания)
Да хвостиком повертела,
(Повороты туловища влево-вправо)
Да по сторонам посмотрела
(Круговые вращения головой)
И опять полетела…
(Взмахи руками в стороны)
– Как начинается сказка? Прочитайте.
Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга?
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь верст болото
месил».)
– Почему журавль решил жениться? Прочитайте.
(Невесело, одиноко стало журавлю: «скучно показалось жить одному».)
– Сколько раз сватался журавль к цапле?
-Почему цапля отправилась свататься к журавлю?
-Почему цапля заплакала после отказа журавля?
(Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда».)
– Исполнилось ли его желание? Почему?
- Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?
(Не нашли общего языка, каждым овладела гордыня, оба важничали друг перед другом, нос задрали, не смогли договориться)
-Как закончилась сказка? Прочитайте.
(«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».)
- Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)
VII. Работа в группах.
Дифференцированные задания.
4 группа
Расставьте иллюстрации по-порядку.
5 группа
Охарактеризуйте журавля.
-На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.
3 группа
Охарактеризуй цаплю.
-На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.
смешные
нерешительные
добрые
умные
горделивые
несговорчивые
придирчивые
хвастливые
честные
2 группа
Инсценируйте сказку.
-Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятными для них или нет?
-Что ты чувствовал, когда тебе грубо отказала цапля?
3 группа
Инсценируйте сказку так, чтобы цапля смогла отказать вежливо.
Какой диалог вам понравился больше, где цапля грубо отказала или где вежливо?
-Могла ли эта история приключиться с людьми?
(Да, люди часто не могут договориться, не умеют решать проблемы.)
-Какой вывод следует из этой сказки?
(Надо учиться общаться друг с другом, договариваться.)
-Прочтите пословицу.
(ЕСТЬ СОГЛАСИЕ – ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.)
- Подходит она к уроку? Почему?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Чему учит сказка?
(Надо уметь договариваться.
Надо понимать, что ты хочешь и уметь принимать нужное решение.)
-На все вопросы ответили?
-Понравился ли вам урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по математике 3 класс Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. УМК Начальная школа 21 века
Урок закрепления знаний...
литературное чтение Класс: 1 Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)
Продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста, развивать представление о фольклорном мире....
Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...
Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщение к разделу "И в шутку, и всерьез" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты: Предметные:Знать: произведения...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Поговорим о самом главном. С.Васильев "Белая береза" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белаяберёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтен...