Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 (УМК «Начальная школа 21 век»)

2 класс

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
  • Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.

Метапредметные результаты познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяют особенности;

регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

  • Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор, карточки со словами-признаками.

I. Орг. момент.

заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Дыхательная гимнастика.

-Выполним упражнение для дыхания:

Стоим на одной ноге, руки на груди, выдох, вдох – руки расправить.

Иногда люди придумывают очень полезные упражнения, наблюдая за повадками животных или птиц. А на кого похоже наше упражнение?

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка цели урока.        

-Вы уже догадались, кто герои нашего сегодняшнего произведения?

Длинноногий, длинношеий 
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)

Она целый день в работе,
Ловит лягушат  в болоте.
На ходулях, клюв, как сабля.
Кто скажите это? ...
(Цапля)

- Журавль и цапля – это кто? (Птицы, живущие на болоте).

Что вы о них знаете?

Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу. Летают медленно, при этом вытягивают лапы назад, а шею S-образно втягивают в себя.Цапля летает, ходит главным образом по земле, но может влезать и на ветки деревьев. Конечности цапли длинные, на лапах отсутствуют перепонки. Птица тщательно за собой ухаживает. У цапли по всему телу есть маленькие перья – пудретки. Они хрупкие и легко крошатся. Именно этой мелкой крошкой и посыпается, «пудрится» цапля. На лапах цапли есть специальный палец, который цапля использует как гребень.  

Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни. Журавли, в отличие от цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на аистов, но журавли никогда не садятся, как они, на деревья. Уникальная особенность журавлей — очень длинная, изогнутая петлёй трахея. Благодаря такому устройству горла журавли способны очень громко кричать: их курлыканье, всем хорошо знакомое, можно услышать более чем за километр. Журавли - великолепные "танцоры". Это не только токовый ритуал, но и способ выразить свое настроение, радость. В полете могут выстраиваться клином. Если визуально сравнивать журавлей с цаплями, их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Здесь спряталось название произведения. Назовите его.

Мижуравльицапляорпав

-Что мы будем делать на уроке?

-На какие вопросы ответим? Прочтите их.

Какой жанр?

Кто герои?

Какие они?

Главная мысль?

III. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля» ( чтение учителем)

первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

Какие чувства у вас возникли?

- Понравилось ли вам это произведение?

-Какое оно по жанру? (докажите, что это сказка)

 -Какая это сказка? Народная или авторская?

 -Посмотрите и скажите, какая по виду?

-Назовите героев сказки.

- Выполнили ли мы первую задачу урока?

IV. Выполнение практической работы. Работа в группе.

Моделирование обложки.

V. Вторичное восприятие текста,

словарная работа.

Объяснение непонятных слов.

Посвататься – попросить выйти замуж

Верста – старинная мера длины, равная чуть больше 1 км

Долговязый – высокий и худой

Несолоно хлебавши – не получить того, на что рассчитывал (фразеологизм)

Раздумалась – передумала        

Чтение по цепочке.

VI. Работа над содержанием сказки.

– Чем необычно начало сказки?

– Что такое присказка?

– Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание к сказке.)

– Какие слова повторяются?

Физкультминутка.

Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.

Летела сова – весёлая голова.

(Взмахи руками в стороны)

Вот она летела, летела и села, (Приседания)

Да хвостиком повертела,

(Повороты туловища влево-вправо)

Да по сторонам посмотрела

(Круговые вращения головой)

И опять полетела…

(Взмахи руками в стороны)

– Как начинается сказка? Прочитайте.

Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга?

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь верст болото
месил».)

– Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

(Невесело, одиноко стало журавлю: «скучно показалось жить одному».)

– Сколько раз сватался журавль к цапле?

-Почему цапля отправилась свататься к журавлю?

-Почему цапля заплакала после отказа журавля?

(Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда».)

– Исполнилось ли его желание? Почему?

 - Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?

(Не нашли общего языка, каждым овладела гордыня, оба важничали друг перед другом, нос задрали, не смогли договориться)

-Как закончилась сказка? Прочитайте.

(«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».) 

- Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)

VII. Работа в группах.

Дифференцированные задания.

4 группа

  Расставьте иллюстрации по-порядку.

5 группа

Охарактеризуйте журавля.

-На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.

3 группа

Охарактеризуй цаплю.

-На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.        

смешные

нерешительные

добрые

умные

горделивые

несговорчивые

придирчивые

хвастливые

честные

2 группа

Инсценируйте сказку.        

 -Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятными для них или нет?

-Что ты чувствовал, когда тебе грубо отказала цапля?

3 группа

Инсценируйте сказку так, чтобы цапля смогла отказать вежливо.

Какой диалог вам понравился больше, где цапля грубо отказала или где вежливо?

-Могла ли эта история приключиться с людьми?

(Да, люди часто не могут договориться, не умеют решать проблемы.)

-Какой вывод следует из этой сказки?

(Надо учиться общаться друг с другом, договариваться.)

-Прочтите пословицу.

(ЕСТЬ СОГЛАСИЕ – ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.)

- Подходит она к уроку? Почему?

VIII. Итог урока. Рефлексия.
Чему учит сказка?

(Надо уметь договариваться.

Надо понимать, что ты хочешь и уметь принимать нужное решение.)

-На все вопросы ответили?

-Понравился ли вам урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

литературное чтение Класс: 1 Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)

Продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста, развивать представление о фольклорном мире....

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщение к разделу "И в шутку, и всерьез" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты:           Предметные:Знать: произведения...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Поговорим о самом главном. С.Васильев "Белая береза" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя:  ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белаяберёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтен...