Знакомство с буквой Л, л.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Маргулис Инна Иосифовна

Конспект урока на тему "Знакомство с буквой Л, л".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_l_l.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Знакомство с буквой Л, л.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звуки [л], [л’] и букву Л.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звуков[л], [л’] и буквы Л,л.

Задачи урока: 

Образовательные:

- формирование представления  о звуках  [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;

- формирование представлений о графическом образе буквы  Л,л;

- формирование умения плавного осознанного чтения слов и предложений с новой буквой.

Воспитательные:

- создавать условия для  положительного отношения к процессу чтения;

-  воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.

Развивающие:

-  содействовать развитию фонематического слуха, умения анализировать звучащую речь;

 - развитие коммуникативной культуры речи;

- развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, любознательность, навыки чтения,

- развивать мелкую моторику,

- расширять кругозор;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

 - интерес к учебному материалу,

-уважение к  мнению другого человека, 

-мотивировать совершенствованию личностных качеств.

Регулятивные УУД: 

-принимать учебную задачу,

-программировать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности,

- умение работать с учебником;

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

- понимать значение речи в жизни каждого человека и общества;

-учиться строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: 

-принимать участие в работе, выражая свои мысли достаточно полно и точно.

Предметные УУД:

- использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью фишек зеленого и синего цвета; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; читать слова по слогам и орфоэпически.

Оборудование и материалы:Учебник « Азбука» Горецкого, карточки для составления звуковой схемы слов, сигнальные карточки, тетрадь с образцом печатных букв,презентация к уроку, раздаточный материал элементы буквы Л.

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная,  парная, групповая.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

ХОД УРОКА:

I.  Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

  

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!


- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

II.  Актуализация знаний, подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли подружки ЛАДА и ЛИДА (слайд 1)

- Как вы думаете, чему мы можем  сегодня научиться на уроке чтения? (читать, узнаем новую букву, правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ по картинке, внимательно слушать учителя, отгадывать загадки, печатать  и т.д. – ответы детей)

- ЛАДА и ЛИДА предлагают начать урок с пословицы. Они считают, что она поможет нам сегодня на уроках. Согласитесь ли вы с ребятами?

Пословица: Повторение – мать учения(слайд 2)(Ребята объясняют смысл пословицы)

- Я с вами согласна. Без повторения хорошего учения не получится. С него и начнем наш урок.  

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

- А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гласных звуков рот открыт, нет преграды, слышится голос. При произношении согласных звуков во рту есть преграда, слышится шум)

- Давайте пропоем гласные (учитель показывает буквы на ленте букв, дети поют а-а-а, у-у-у…)

- А теперь давайте назовем согласные, которые уже знаем (учитель показывает букву, а дети называют соответственно мягкий и твердый звук).

- На какие группы делятся согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие).

- Поиграем. Если я называю твердый звук, вы  показываете сигнальную карточку синего цвета, если мягкий – зеленого цвета.

- Молодцы!

III. Работа над новым материалом.

 1)Звукобуквенный анализ слов. 

- Ребята , кто запомнил как зовут наших новых друзей? Назовите их имена. А кто может сделать схемы имён наших друзей? (2 ученика работают у доски).

- Проведём звуковой анализ этих слов.

- Сколько звуков в каждом слове?

-Сколько гласных звуков в каждом слове?

- Назовите все гласные звуки. Сколько их? Какими гласными буквами мы заменим эти звуки?

-Чем схемы отличаются? Назовите первые звуки. 

 [л],   – согласный, твердый, звонкий звук.

[л’],   – согласный, мягкий, звонкий звук.

 Вывод повторяют все хором.(слайд 2)

2) Групповая работа. Игра « Кто больше?»

Класс делится на  команды.

–Ваша задача: вспомнить и  назвать как можно больше слов со звуками [л], [л’]. Чья команда назовёт больше слов со звуками [л] или   [л’]– та и победит.

– Молодцы, много слов назвали.

3) Знакомство с буквой Л.

- Какой же  буквой обозначаются эти звуки?

 – Твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначается одной буквой Л «эль». Показ буквы.  (слайд 3)

- Ребята, новую букву мы всегда помещаем на ленте букв. Давайте найдем место и для буквы Л.

- Как вы думаете, куда нужно поместить букву Л? Объясните свой выбор.

- Молодцы! Теперь у буквы Л есть свое место.

– На что похожа буква Л?

Алфавит продолжит наш,

 Буква Л – лесной шалаш.

4)Работа по усвоению графического образа буквы.

- Из чего можно изготовить буквы? (Варианты детей)

- Составьте букву у себя на парте (конструирование из  веревочки)

-Лада и Лида тоже составили буквы. Посмотрите, есть ли у вас такие же варианты изображения букв.(Слайд 4)

Физминутка:

Буквой Л расставим ноги,

Точно в пляске руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

– На что еще похожа буква Л? (Ответы детей)

IV. Закрепление.

1)Работа в парах

 - Вот, молодцы! А где же наша буква? Мы так  разыгрались, что  она рассыпалась на части. Давайте попробуем её собрать. (Ученики собирают букву из раздаточного материала на партах).

2)Работа в тетради. А теперь мы пропечатаем её в тетради.

3) Чтение. Работа в парах.

- Сможем ли  составить слоги с новой буквой и прочитать  их ? (Дети составляют слоги в парах и поочерёдно читают полученные слоги)

4) Работа по учебнику. С. 58

Текст на стр. 58 читают дети , хорошо читающие.(2 – 3 ученика).

 -Значение каких слов вам непонятно? (Объяснение значений непонятных слов).(Щеголиха, кубарем).

5) - Ой, что–то наши ребята  заскучали. Давайте поиграем в игру. (Вызвать 4-5 человек из класса). Правила игры: получил букву – назвал слово, где есть звук «л», «л′» и передал букву следующему.

Зарядка для глаз.

V. Работа с текстом (с.59)

Работа строится дифференцированно. Ребята, которые хорошо читают, читают про себя слова и текст, а ребята с низким уровнем готовности – работают с учителем.

1) Чтение слов хором, потом по цепочке.

 Проверка, как справились с работой хорошо читающие ученики.

2) – Прочитайте предложения. Составляют ли эти предложения текст? Докажите.Сколько предложений в данном тексте?.

– О ком говорится в тексте?

– Прочитайте первое предложение.

– Прочитайте второе, третье предложение.

– В первом предложении прочитайте только имена детей.

– Есть ли имена во втором предложении? В третьем?

– С какой буквы написаны имена детей?

3) Придумайте продолжение данного текста.

4)  Работа парами.Лада и Лида приготовили для вас загадки. Послушайте и отгадайте их.

Есть и ножки, есть и спинка, 

И подушка в серединке, 
Я нагружен точно мул, 
Все сидят на мне, я…(Стул
) (СЛАЙД 5)

Сделайте схему данного слова. Проверьте схему у соседа.

Водитель в машине вцепился в него,
То влево, то вправо гоняет его.
А если уж в лоб он в сердцах как нажмёт,
Тогда тот бедняга громко орёт.
(Руль)

Сделайте схему данного слова. Проверьте схему у соседа.

VI. Итог урока.Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает эта буква?

-  Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...