Урок по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Детство"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок по литературному чтению для учащихся 4 класса, сопровождается мультимедийной презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._n.tolstoy_detstvo.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой разминки, задания, пословицы), аудиопесня «Мама» О.Газманова, презентация.
Ход урока
I.Орг момент
-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу.
К уроку готовы? Тогда – за работу!
II. Актуализация прежних знаний
Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы и цели урока
- Мы сегодня познакомимся с повестью великого русского писателя. А вот кто это?
Предлагаю вам расшифровать, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.) Слайд 1
UЛGEWB SHИVKOWJЛSAEGBSИWЧ WTSOIЛISCTVOHSЙ
2. Работа по теме урока
Заранее подготовленные ученики рассказывают биографию Л.Н.Толстого
(Выходят к доске и рассказывают) Слайд2
1 ученик. Л.Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) в 1828г. в имении Ясная Поляна.
- Отец - Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии Крапивенского уезда.
"Мать - Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Была чутка к художеству…, была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки.
Толстой не помнил своей матери, потому что она умерла в 1830 г., когда ему было полтора года.
2 ученик В 1837 г. умер отец. Воспитанием детей занялась дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 г. дети переехали в Казань к тетушке – опекунше Пелагее Ильиничне Юшковой.
В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, а в 1847 г. подал прошение об увольнении его из числа слушателей.
В 1851 г. с братом Николаем поступил на военную службу.
В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных детей и больницу для народа, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Он сам обучал ребят грамоте.
Составил "Азбуку”, "Книгу для чтения”. Написал рассказы, сказки и басни для детей. Создание этих книг он считал одним из самых важных дел в своей жизни.
Учитель: Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.
- Ребята, а ещё Л.Н.Толстой создал «10 уроков жизни» для детей. (Каждый учение читает и вывешивает на доску)
1) Делай все по возможности сам, не будь "барином”.
2) Не будь назойлив.
3) Будь внимательным.
4) Не надо жадничать.
5) Не нервничай, держи себя в руках.
6) Будь тверд и стоек.
7) В игре, спорте, в труде - будь разумен.
8) Будь организованным.
9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается
10) Имей свое мнение.
- Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?
-Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.
3. Знакомство с повестью
-Ребята, с автором произведения мы познакомились, а какое же произведение мы будем сегодня с вами изучать? Предлагаю вам обратить внимание на доску Слайд 3
- Ребята, что вы видите? (Дети играют, веселяться)
-Что вы думает об этом (Радость, беззаботное время)
-Каким одним словом можем назвать эту картину? (Детство)
Значит, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? (Детство) музыка 5 секунд
4. Чтение произведения
-Мы с вами познакомились с произведением. Теперь давайте проведем словарную работу и разберем незнакомые слова. Слайд 4
Один ученик выходит к доске и объясняет значения слов
Maman – мама Мамаша – мама
Досыта – вдоволь, больше не хочется.
Впросонках – сквозь сон
– Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
– Возвышает мою душу – стремится к лучшему.
– Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
– Сладкие грёзы – приятные мечты.
– Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Беседа по тексту
- Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе "Детство”? (Л.Н.Толстой вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.)
- Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста. (Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.) Чтение 1 абзаца.
- Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя? (Здесь важней внутренний мир героя.)
- Какими чувствами переполнен отрывок? (Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.)
- Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет? ( -Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.)
- Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.)
-С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка, с плеском воды)
Учитель: Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней.
Звучит песня Олега Газманова «Мама»
Учитель: Для каждого из нас мама - самый дорогой и любимый человек. Сейчас проявите сообразительность.
— Сейчас Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Затем нужно прочитать ее хором
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец - матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать плачет, что река льется.
Нет милее дружка, чем родная батюшка
-Посмотрите на доску – здесь ваши любимые мамочки! Слайд 5
Доскажите фразу: Моя мама …. Я никогда больше не буду … Я желаю моей маме …Мамины руки… Мамино сердце… Мамин голос…
Учитель: Мама - это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и опекает.
Для каждого мама - главный человек.
-Ребята, а вы знаете какой праздник у нас приближается? (Да, день матери 27 ноября)
Вы должны знать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и любовь матери всегда согревает ребенка.
Хлынул дождь — и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги...
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли: —
Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама — это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать — весь мир, и рощи, и поля».
Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги...
Грохот грома — голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!» Р. Гамзатов
IV. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
V. Подведение итогов урока
— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали?
VI. Постановка домашнего задания
Читать произведения Л.Н.Толстого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».
Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:• повторить и изученный материал;•...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворением «Лунная сказка»Планируемые результатыПредметные: - уметь извлекать информаци...