Конспект урока по лит-те Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности (Оргмомент)
Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
1 грань( зеленая). Назовите виды сказок. (волшебные, бытовые, о животных)
2 грань (желтая). Чем отличается литературная сказка от народной?
3 грань (синяя). Назовите сказочные формулы. ( Присказка, зачин, концовка, формула обращения, пространства и времени, стилистические фигуры)
4 грань ( красная). Какие два мира существуют в сказках? (Мир света, правды, добра. Мир тьмы, зла, лжи)
5 грань(белая). Назовите главную идею сказок. (В сказках обязательно добро побеждает зло)
6 грань (розовая). Назовите известных вам авторов литературных сказок. (Братья Гримм, Шарль Перро, Гауф, А.С. Пушкин, Х.К.Андерсен…)
- Прочитайте слова на доске. Какое слово в ряде слов лишнее? Почему?
Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор.
(Слово рифма, так как оно относится к поэзии, а не к сказке.)
Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро. (Слово Барто, так как остальные – имена писателей-сказочников, а Барто писала стихи.)
Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза. (Василиса
Прекрасная, так как остальные слова – имена героев сказок Андерсена.)
Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
А. Трофимов
- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке?
(Ханса Кристиана Андерсена.)
- Сегодня мы обратимся к творчеству известного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена.
IV. Подготовка к чтению сказки
Х.К. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье,
мать его была прачкой, отец – сапожником.
В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Андерсен
по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные
приключения героям сказок и … рассказывал свои сказки старому коту по
имени Карл.
В 14 лет, после смерти отца, он уезжает в Копенгаген. Андерсен работал,
чтобы свести концы с концами, но сочинять продолжал. И его юношеские
сказки уже публикуются в печати.
У Андерсена не было семьи, поэтому он много путешествовал в разные
страны. Он знакомится с замечательными художниками, писателями,
композиторами. Всё это накладывает отпечаток на его творчество. Как и
другие сказочники, он брал многие сюжеты для своих сказок из народных,
но его фантазия любую обыкновенную вещь в сказке делала волшебной,
удивительной.
Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. По сюжетам его сказок ставятся спектакли, снимаются художественные и
мультипликационные фильмы.
В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день детской книги, где присуждается Международная Золотая медаль Х.К.
Андерсена лучшему современному автору раз в два года.
- Сейчас я загадаю вам загадку: угадайте из какой сказки эти слова.
«Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла»
- А сегодня мы начнём изучение уже хорошо знакомой с детства сказки «Дюймовочка». (Слайд №9-10)
К.Г. Паустовский писал: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмой и доброго человеческого сердца над злом».
- А чему научил датский сказочник вас, ребята?
- Какие человеческие качества воспитывает он, рассказывая трогательные истории своих героев?
4. Аналитическая работа с научным текстом
- Какие приметы волшебства подчёркивают необыкновенное, чудесное рождение девочки?
Физкультминутка. Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)
Работа с текстом. Выборочное чтение. (Слайд 11)
- Какое зерно дала старая колдунья бедной бездетной женщине?
- Что выросло из ячменного зёрнышка?
- Отчего цветок распустился?
- Как назвали девочку? (Слайд №12)
- Что служило колыбелькою для Дюймовочки?
- Как вам кажется, описание Дюймовочки грустное, тревожное? Или нежное, трогательное?
- Ей трудно в большом мире? Почему?
5. Закрепление полученных знаний (Слайд №13)
- Как вы думаете, какие качества характера помогли Андерсену создавать его прекрасных героев?
Мудрость
Тщеславие
Любовь к людям
Нужда
Желание сделать мир лучше
Душевная щедрость
Доброта.
Ребята (по выбору) указывают эти качества на лепестках.
Выразительное чтение учителя или подготовленного учащегося.
- С каким чувством описывает автор жабу и её сына?
- Есть ли в отношении к ним полутона, оттенки?
- Поступок жабы хорош? Как вы его охарактеризуете?
- Важно ли для жабы и её сына, что чувствует Дюймовочка?
- Смущает ли их то, что девочка не принадлежит к лягушачьему роду?
9. Подведение итогов урока
Прошло много лет, а люди до сих пор с удовольствием читают сказки Андерсена, любят его героев. На родине писателя ему установлен памятник с надписью «Воздвигнут датским народом», а 2 апреля – день его рождения – с 1967 года отмечается как международный день детской книги.
За выдающиеся заслуги детским писателям ежегодно вручается Международная премия Г.Х.Андерсена – золотая медаль с его профилем.
Среди награждённых – Астрид Лингрен и Джанни Родари.
Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходит от сказок Г.Х. Андерсена. А доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - писал К.Г.Паустовский (Слайд №14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"
Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...
Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку
Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...
Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.
Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...
План – конспект урока по физической культуре (раздел подвижные игры 1 класс по ФГОС) Тема урока: «История, девиз и символика Олимпийских игр»
История возникновения Олимпийских игр. Символика зимних и летних Олимпийских игр....
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...
Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цель: Повторить звуки [т] [т’], и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...
Конспект урока внеклассного чтения СКАЗКА Х.-К. АНДЕРСЕНА «САМОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ»
Конспект урока внеклассного чтения СКАЗКА Х.-К. АНДЕРСЕНА «САМОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ»...