Чудесная сказка русской зимы в литературной гостиной
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс) на тему

Краснова Юлия Валентиновна

 Чудесная сказка русской зимы в литературной гостиной

     Мероприятие познакомит с произведениями о зиме русских поэтов, художников, композиторов обогатить художественно-эстетическое восприятие при знакомстве детей с поэтическим словом, музыкой, живописью.

     Мероприятие позволит создать положительное  эмоциональное настроения у детей. Важно воспитывать у детей любовь к русскому языку и родной природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Чудесная сказка русской зимы в литературной гостиной

Цель: познакомить с произведениями о зиме русских поэтов, художников, композиторовобогащать художественно-эстетическое восприятие при знакомстве детей с поэтическим словом, музыкой, живописью. Создание положительного эмоционального настроения у детей. Развивать устную речь учащихся. Воспитывать любовь к русскому языку и родной природе.

Задачи: 
• Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства; 
• Знакомство с разнообразием способов изображения снега на примере творчества художников; 
• Развитие творчества, воображения, познавательного интереса; 
• Развивать умение чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи, в музыке; 
• Воспитывать эстетическое чувство, бережное и внимательное отношение к природе; 
• Развивать логическое мышление через разгадывание загадок; художественно-поэтический образ зимы через стихи о зиме, пословицы и поговорки. 

Материал: мультимедийная установка; аудиозаписи: П. И. Чайковского «Зимнее утро», из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев»; Свиридова «Метель»; Вивальди «Зима»; песни «Кабы не было зимы». Слайд – шоу картин: И. Левитан «Занесенный снегом парк», «Деревня зимой»; И.И.Шишкин «Зима в лесу», «Зима», «На севере диком»; В.Серов «Зима в Абрамцево», Клод Моне «Сорока»; Альфред Сислей «Снег на дороге», «Снежная зима»; А.Пластов «Первый снег».

Ход мероприятия.

1.Организация

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем литературном вечере .Сейчас мы перенесёмся в прекрасный мир поэзии. Но поэзия – это не только стихи, это состояние души, когда переполненные чувства вырываются наружу, чувствуя вдохновение, и воплощаются в музыку, живопись, литературу. Ребята! Вы любите ходить в гости? Вот и сегодня мы отправляемся в гости к красивому времени года. Послушайте загадку и определите тему сегодняшнего нашего занятия:

С каждым днём всё холоднее,

Греет солнце всё слабее,

Всюду снег как бахрома,

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла …

2.Основная часть. 

-Ребята, а вы любите зиму? Почему?

Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, попробуем вместе с поэтами расслышать язык природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа, услышать с композиторами музыку зимы. Ещё совсем недавно мы вспоминали о лете, но вотпромелькнули и осенние денёчки и мы готовы встретить зиму.

Стих-ние  Здравствуй, гостья Зима…Каримова О.

 Звучит музыка Вивальди- Закройте глаза, послушайте музыку и представьте себе…что вы так долго ждали, когда наступит Зима и выпадет снег, а его всё нет и нет. И вот вы легли спать. А утром проснувшись, выглянули в окно…

-О! Чудо! Выпал первый снег. Опишите первый снег. Какой он?

Какие чувства он вызвал? Какое настроение вызывают у вас изменения.которые произошли  ночью?

А сейчас рассмотрим репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется « Первый снег»

- Что изображено на картине?

-Какой снег?

- Как художник передаёт чувство восторга, радости от первого снега?

Итак дети, изображённые на картине Пластова испытывают такие же чувства, как и вы, встречая первый снег.

Начало зимы это и событие для души поэта

Иван Саввич Никитин   Встреча зимы.(читает КолчинМ.)

Замечательный русский поэт Иван Саввич Никитин прожил недолгую, полную лишений жизнь. Одинокое детство, невозможность закончить образование, тяжелый труд не сломили поэта — он оказался сильным человеком. Иван Саввич много читал, писал стихи. Прекрасные, задушевные строки посвятил Никитин родной природе и простому человеку.

Афанасий Афанасьевич Фет

Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас

глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли, и родного слова. Фет

пристально вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтических событий.

Мама! глянь – ка из окошка –А. Фет… ( читаетА.Захарова)

Игра «Что вас радует зимой» передаём снежинку и называем…

Музыка Свиридова(тихо)

Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок.

К.Бальмонт «Снежинка» Урманбаева А. (на музыкальном фоне)

 Но вот поднимается сильный ветер. Всё меняется вокруг и тогда не разберёшь откуда летит снег то-ли с неба. То-ли с земли- всё смешивается.

 А вот как описывае метель С. Есенин- Демьяненко М.

Послушайте как писал об этом А.С. Пушкин  прочтёт Макаров А.

Да долги и загадочны тихие зимние вечера, будто  сама зима ждёт появления сказки .И сказка приходит заглядывает в окна, осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны, из замёрзшей тишины ночного воздуха. Много сказок , где действие происходит зимой.

Узнай сказку

Звучит  отрывок из известной вам сказки, а вы должны угадать из какой. 
1. «Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо – невидимо. Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками – куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник – и скорее опять на полянку, где костёр горел, где 12 братьев сидели». («12 месяцев», С. Я. Маршак). 
2. «Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти». («Морозко», русская народная сказка). 
3. «Жил – был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет». («По щучьему велению», русская народная сказка). 
4. «Пошли старики в огород, и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубенькие бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки – роток». («Снегурочка», русская народная сказка). 
5. «Окна зимою зачастую совсем замерзали, но дети нагревали на печи медные монеты, прикладывали их к замёрзшим стёклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал весёлый ласковый глазок – это смотрели каждый из своего окна, мальчик и девочка, Кай и Герда». («Снежная королева», Г. Х. Андерсен). 
- Молодцы! Вижу я, что вы начитанные, хорошо знаете сказки. 

Физминутка

После  снегопада очень красиво в лесу . Молодые берёзки и липы вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливые фигуры, елочки и сосенки  напоминают озябших снегурочек. Послушайте как замечательно описывает зимний лес разные поэты

Ф.Тютчев- Федор Иванович Тютчев.

В 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился Ф.И.Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там он прожил более 20 лет. Память о родине, любовь к природе продиктовала ему строки, полюбившиеся многим читателям.

После возвращения на родину Тютчев писал стихи для себя, близких знакомых.

Стихи Тютчева высоко ценил Жуковский, Пушкин, Толстой. И И.Тургенев.

читает ….

А вот как почувствовал Василий Иванович Белов-читает ….

…. прочтет стих-ние

…..

А теперь давайте представим что  было бы если б не было зимы?

Песня

 Ребята, а как вы думаете какого цвета зима?

Ильина А.

- Вот, ребята, такими увидели краски зимы поэты. Оказывается, зима разноцветная! Это похоже на волшебство! Как интересно, что все видят мир по-разному. А сейчас давайте посмотрим, какой увидели зиму художники. 

Слайд – шоу - картины художников 
Фоном звучит стихотворение Семёна Островского, читает Черниговский М.


Трудно в такое поверить, ребята – 
Снег был цветным, а не белым когда-то. 
Был изумрудный, оранжевый, красный… 
Но никогда – серый, чёрный и грязный. 
Нет, отродясь, не бывало в те лета 
Снега холодного, белого цвета. 
Снег был теплее, снег был добрее, 
Был не колючий – пушистый, скорее, 
И у него даже запах был нежный. 
Но с той поры много лет пролетело. 
Снег полинял. Словно мел, стал он белым. 
Только от прошлого некуда деться 
Снова брожу я по улицам детства. 
Там я когда-то, честное слово, 
Спрятал немного снега……. цветного. 
3.Итог

Вспомните произведения каких поэтов мы сегодня слушали?

Как они называли Зиму?( чародейка, гостья, волшебница)

С картинами каких художников познакомились?

Можно сказать , что ни одно время года так не волшебно, как зима.

Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы. Заставили зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима только начинается и мы надеемся, что она ещё порадует нас снежными пейзажами, морозом и конечно же весёлыми праздниками.

Свои впечатления от сегодняшнего занятия изложите составив синквейн.

Подошёл к концу наш конкурс чтецов, закрывается страница о чудесной сказке русской зимы. Хотела бы узнать, понравилась ли и чем понравилась встреча в литературной гостиной? Есть ли желающие высказать своё мнение о нашем сегодняшнем мероприятии?

Хочу отметить, не зря природа очеловечена и одухотворена творческими людьми. Русская зима красива, она ближе и роднее нам. Она – «Русью пахнет», в ней – вечный и великий русский дух.

Хочется пожелать всем самого доброго, хорошего, светлого.

Дополнительно:

Пословицы о зиме

Не только стихов и песен много озиме.

Известно много пословиц и поговорок.

Я начну, а вы закончите пословицу.

Береги нос в большой…мороз

В зимний холод всякий…молод

Мороз не велик, а стоять … не велит

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Идет волшебница-зима"

Подарите ребятам настоящий праздник! Подготовка к нему - минимальна, т.к. ребята используют свои знания, полученные на уроках литературного чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...

Литературная гостиная. "В гостях у сказки"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-х классов....

Литературная гостиная по сказкам К.И. Чуковского

Данный материал может быть использован на уроках чтения и на внеурочных занятиях....

Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ Тема: Новогодняя литературная гостиная по роману-сказке А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза»

Основные цели:в нетрадиционной форме познакомить детей с основными историческими событиями 20 века в нашей стране;создавать условия для формирования у детей любви и гордости за свою родину;создавать у...

Литературная гостиная (Путешествие по сказкам К.И. Чуковского)

Эта разработка может быть использована как для внеклассного занятия, так и для обобщения знаний на уроках в 3-4 классах. Цель занятия:Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведени...

Презентация Литературная гостиная. Сказки А.С.Пушкина.

Данную презентацию можно использовать на уроках литературного чтения по теме  "Обобщение по творчеству А.С.Пушкина", также на внеурочной деятельности, классных часах....