Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Учителя начальных классов- Малгатаева Елена Антоновна
МБОУ Хоготовская СОШ им. Бороноева А. О.
УМК «Школа России»
Тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».
Класс 1
Цель:
- Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний;
- развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки;
- способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;
- формировать культуру общения, навыки коллективного труда;
- готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование к уроку:
1. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.
2. Портрет Л.Н.Толстого.
3. Выставка книг для детей Л.Толстого
4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого
5. Смайлики для самооценки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Структура урока.
Этапы:
- Организационный этап. Мотивация.
- Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
- Постановка учебной задачи и определение темы урока.
- Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности.
- Этап первичного закрепления знаний и способов действия.
- Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Организацион-ный этап. Мотивирова-ние к учебной деятельности. | 1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. Приветствие учащихся. Всем-всем добрый день! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. А с каким настроением вы пришли на урок? Я назвала день «добрый»? - А что это значит? - Подойдите, пожалуйста, ко мне, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу что-нибудь доброе, хорошее. Напоминает главное правило на уроке: А у кого ушки будут слушать, глазки будут широко открыты, те сегодня на уроке узнают секрет, как жить в мире и согласии с окружающими. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Добрый – это хороший, удачный. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. Быстро включаются в деловой ритм. | Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя, учатся самоорганизации Личностные: Развитие самостоятельности. Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им |
2 | Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности. | 2. Работа с выставкой книг. - Что общего у книг нашей выставки? - А чем они отличаются? - Ребята, а что ещё вы заметили? Давайте найдём на выставке книги в тонкой обложке? А теперь в толстой? - Для кого предназначены книги с яркими иллюстрациями и в тонкой обложке? - Такие книги написаны для детей. А вот книги для взрослых, как правило, не имеют картинок. - Найдите эти книги на выставке. | Отвечают на вопросы учителя. - У них один автор. - У них разное название, в них разные рассказы. - Большинство книг в тонкой обложке и с картинками. А две книги толстые. Активно и заинтересованно участвуют в обсуждении, рассматривают книги. По внешнему виду распознают детскую книгу, определяют отличительные признаки детских книг. | Личностные Формирование познавательного мотива. Формирование ценности «чтение». Регулятивные. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные. Умение договариваться, находить общее решение. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Познавательные: Различают книги, написанные для детей и взрослых, сравнивают их и находят различия. Находят ответы на вопросы. |
3 | Постановка учебной задачи и определение темы урока | - Книги, какого писателя представлены на нашей выставке? - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? - Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей. | - Книги Л.Н.Толстого.
Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи. - Будем читать рассказы Л.Толстого для детей. На доску вывешивается тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей» | Познавательные: Формулирование темы, постановка проблемы. Формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Регулятивные: Соотнесение того, что известно и что предстоит узнать. Коммуникативные: умения слушать и понимать речь других |
4. | Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности | 1.Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя с опорой на презентацию. - Книги великого русского писателя Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. У Льва Николаевича была большая семья. Свою жизнь Л.Н.Толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал более 20 школ для детей из бедных семей. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали. За одной партой, а точнее, столом сидели дети от 8лет и до 15. Но книг для детей тогда было очень мало. И тогда Л.Н.Толстой пишет рассказы, сказки и басни для детей – простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые уже читали. 2. Речевая разминка. Скороговорка. От топота копыт пыль по полю летит. - О каком животном говорится в этой скороговорке? - А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном. 3. Работа с рассказом. с.94 учебника Рассмотрите картинку. Прочитайте рассказ про коня. - У кого был конь? - Что произошло между Петей и Митей? -Найдите слово, говорящее о ссоре. - Что чувствовали мальчики? - Кто решил их спор? - Почему мама отобрала коня? -Какое настроение было у мамы? -Давайте придумаем , как могла закончится эта история? -Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали? - А с вами происходили такие ситуации? - Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа. Физкультминутка. 4.Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94 учебника - О чём этот рассказ? -Кто герой рассказа? - Почему вы так решили? Зачитайте это предложение. - Какая получилась сумка у девочки? - Почему девочка гордилась своей работой? - Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? -А какое состояние души было у девочки? - Ребята, вы прочитали два рассказа о детях. - Поступки и поведение, кого вам больше понравилось? | Дети слушают рассказ учителя и смотрят слайды презентации. Скороговорка напечатана на доске. Дети быстро и четко произносят скороговорку. - О конях. Чтение рассказа. Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы. Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Правильно строят ответы на вопросы. - Спор, чуть не драка. Выбирают нужные слова в тексте. - Стали друг у друга рвать коня. - Надо уметь играть вместе, дружно, сообща, не жадничая или играть по очереди. Обсуждают проблему Определяют главную мысль текста. Соотносят поступки героев со своими поступками. - Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее. Выполняют движения согласно тексту. Осуществляют профилактику переутомления. Читает рассказ, хорошо читающий ученик. находят ответ в тексте, выборочное чтение. - Девочка. Найти в тексте -Помню, я была мала. -Сумка была плоха. - Она ещё не умеет хорошо шить. - Сшила её сама. - Взрослой, старательной, умной, настойчивой. Высказывают своё мнение, аргументируют его. Определяют нравственный смысл поступков героев. | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко отвечать на вопросы. Познавательные. Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес и задают вопросы Личностные. Помочь детям осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; Коммуникативные: вступают в учебное сотрудни-чество с учителем и одноклас-сниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Познавательные: воспринимают чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивают техническую сторону чтения как условие понимания читаемого; Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций. Регулятивные: учатся ориенти-роваться в своей системе знаний, отличать новое, от уже известного, с помощью учителя. Осуществляют профилактику переутомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. Познавательные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, Умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого. Личностные. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, нравственный смысл поступков |
5. | Этап закрепления знаний и способов действия | 1. Творческая работа. Работа в группах. Работа с пословицами: -у вас на партах лежат пословицы: Была б лишь охота - наладится каждая работа. Маленькое дело лучше большого безделья. Дружба и братство дороже всякого богатства. - какая пословица подойдет к каждому из рассказов? 2. Обобщающая беседа «Чему учат нас произведения Толстого?» - Чему же учат нас произведения Л.Толстого? - Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н.Толстой? Значит все рассказы Толстого поучительные. | Высказывают своё мнение, аргументируют его примерами из прочитанных произведений. - Учат быть добрыми, не жадничать, вместе дружно играть, не бросать друзей в беде, быть трудолюбивыми, не лениться. . | Регулятивные: умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнёров, учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; придумывать рассказы на определенные жизненные ситуации, слушать и понимать речь других, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Личностные. осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; осознание нравственного смысла поступков. |
6. | Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | Подводим итоги работы на уроке. - Что интересного вы узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? - Какая тема урока была? О каком писателе мы говорили на уроке? - Какую цель ставили? - Что вызвало затруднение? -Какие произведения вам понравились? - Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого и прочитать ещё что-то? - Выставка рисунков детей к произведениям Л.Н.Толстого. - Оцените свою деятельность на уроке ( с помощью смайликов) - Спасибо за урок. | Отвечают на итоговые вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке. - Познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. -Узнать о чём писал Толстой. Рассматривают рисунки детей к произведениям Толстого, узнают произведения. | Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения Познавательные: учатся использовать речь для регуляции своего действия, анализируют работу на уроке, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.Регулятивные: соотносят задачу, план урока и совершенные операции, учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....