Литературная викторина по творчеству Н. Носова "Затейники" и "Фантазёры"
классный час по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Черкасова Ирина Валерьевна

Внеклассное мероприятие в 1-4 классах по творчеству Н.Н.Носова «Затейники" и "Фантазёры».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина в 1-4 классах

по рассказам  Н.Н.Носова «Затейники» и «Фантазёры».

Черкасова И.В. учитель начальных классов

Цель : создание условий для повышения интереса к творчеству Н.Н.Носова.

Носов Николай Николаевич

(1908-1976)

Сегодня классный час мы посвящаем творчеству Николая Николаевича Носова. Н.Н. Носов – известный детский писатель. Он родился 23 ноября 1908 году в Киеве, в семье актера. Окончив школу-семилетку, Носов работал на кирпичном заводе. Потом учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.

В поселковой библиотеке вы посмотрели   выставку  книг. Вы ознакомились с книгами, заметили много интересного. Что вы можете сказать о книгах, находящихся на выставке?

Николай Николаевич Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Главным героем у Носова всегда выступает мальчишка, от имени которого зачастую и ведется рассказ. В его произведениях нет запутанной интриги, сложных тайн, необыкновенных приключений. В рассказах «Огурцы», «На горке», «Заплатка» нас привлекает честность, чувство товарищества, уважение к труду. Нельзя учить уроки, включив радио, как в рассказе «Федина задача». В повести «Витя Малеев в школе и дома» ученик 4-го класса Витя Малеев и Костя Шишкин отстают в учебе, но с помощью друзей исправляются и становятся хорошими учениками. Вы все, наверно, знакомы с Незнайкой. Хвастунишка, невежда и лентяй, пройдя через все сказочные беды и потрясения, изведав целительное чувство дружбы, решает исправиться, стать вежливым, начать учиться. Не только вы, но и ваши родители, бабушки и дедушки не представляют свое детство без произведений Носова. Давайте вспомним эти произведения.

  1. Мишка принес кастрюлю и поставил на край колодца. Я ее не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.

«Мишкина каша»

  1. Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

«Огурцы»

  1. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

«Заплатка»

  1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха.

«Живая шляпа»

  1. «Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее, бац, кулаком, а она меня цап за голову – и откусила».

 «Фантазеры»

  1. В это время по улице бежал Барбоскин приятель Бобик. Они часто встречались во дворе и играли вместе.

«Бобик в гостях у Барбоса»

  1. Он решил снова пострелять из своего любимого пистолета и сунул руку в карман. В кармане лежала коробка с пистонами, но пистолета не было. Он полез в другой карман, но и там было пусто.

«Саша»

  1. Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял ее, а она прилипла к рукам – и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

«Леденец»

  1. На следующий   день ребята проснулись рано и сразу побежали в огород. Всем хотелось поскорей посмотреть, не взошли ли семена, но, конечно семена не могли так быстро взойти.

«Про репку»

Все это были рассказы Николая Носова. Кто может ответить на главный вопрос: в чем же секрет долговечности произведений Николая Николаевича Носова? Почему людей разного возраста продолжают радовать и волновать его произведения?

Если вас заинтересовали его произведения, вы можете сходить в нашу или районную библиотеку, и можете выбрать любую книгу.

Литературная викторина  по произведениям Н.Н. Носова.

Цель: развивать у учащихся умение работать в команде; Способствовать формированию позитивного отношения к чтению.

1 ТУР

Угадай, из какого рассказа этот отрывок?

  1. Он переложил нижнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше.

 «Мишкина каша»

  1. Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы, пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали.  

«Телефон»

  1. Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему.  

«Живая шляпа»

  1. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу. И кататься-то, как следует, не умеет! Подъехал к горке.

 «На горке»

  1. А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбу.  

«Карасик»

  1. А Мишка с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает.

 «Милиционер»

  1. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал.

«Заплатка»

  1. Женщина взяла Алика за руку и повела домой. А милиционер сзади шел. Алик успокоился и перестал плакать.  «Милиционер»

  1. «А я уже считать умею!» - похвастался Петя. «В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю».

 «Ступеньки»

  1. Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

«Огурцы»

  1. На следующее утро Знайка разбудил своих друзей пораньше. Все проснулись и стали готовиться в путь. Винтик и Шпунтик надели свои кожаные куртки.

 «Приключения Незнайки и его друзей»

  1. Вечером за ребятами пришли родители. Ребята стали показывать им репку и рассказывать, как они садили ее, как поливали, как она не хотела расти, а потом как начала расти, да не успела вырасти, а потом как ее вырастили другие ребята и прислали в посылке.

«Про репку»

  1. Бобик с перепугу выпрыгнул в окно и побежал в свою конуру, а Барбос завалился под кровать, так что его даже половой щеткой нельзя было вытащить.

 «Бобик в гостях у Барбоса»

2 ТУР

Кто и кому говорит?        Назовите рассказ.

  1. «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?»

Мама  Бобке                           «Заплатка»

  1. «Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять».

Вовка  Вадику                     «Живая шляпа»

  1. «Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь расти не будут».

Котька  маме                            «Огурцы»

  1. «Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться».

Котька  ребятам                     «На горке»

  1. «Где же она купит такой свисток? Такие не продаются. Это настоящий милиционерский свисток. Я как выйду во двор да как засвищу, сразу все подумают, что милиционер пришел.

Сережа  Виталику                   «Карасик»

  1. «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное, и я его очень люблю»

Мишка пишет маме                «Дружок»

  1. «Тебе хорошо! Ты в доме живешь, а вот я живу в конуре. Теснота, понимаешь! И крыша протекает. Неважные условия!»

Бобик  Барбосу               «Бобик в гостях у Барбоса»

  1. «Ишь ты! А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду – ка расскажу нашим – может быть, они еще не слыхали про это. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город».

Незнайка Стекляшкину     «Приключения Незнайки и его друзей»

  1. «А мне 140 лет. Знаешь, раньше я был большой – большой, как дядя Боря, а потом сделался маленьким».

Мишутка  Стасику                  «Фантазеры»

Блицтурнир

  1. Где лежала шляпа?   (на комоде)
  2. С кем Павлик ходил на рыбалку?   (с Котькой)
  3. Кого больше всего на свете боялся мальчик Алик?   (милиционера)
  4. Где сидел котенок Васька?   (на полу возле комода)
  5. Почему Павлик отдал свои огурцы Котьке?   (родители будут ругать)
  6. Кто специалист по кашам?   (Миша)
  7. Где спрятали мальчики Дружка, щенка?   (в чемодане)
  8. Что сделал Мишка из телефона?   (электрический звонок)
  9. Чем мальчики швыряли в шляпу?   (картошкой)
  10. Кто был у Виталика кроме серебристого карасика?   (кот Мурзик)
  11. Что придумал Котька, чтобы горка была не скользкая?   (посыпал песком)
  12. На что променял Виталик карасика?   (на свисток)

3 ТУР

 «Угадай рассказ по пяти словам»

  1. Кастрюля, кружка, пескари, крупа, колодец.   «Мишкина каша»
  2. Котенок, кочерга, кухня, корзина, картошка.   «Живая шляпа»
  3. Двор, коньки, песок, лопата, горка.   «На горке»
  4. Огород, ружье, река, сторож, деревня.   «Огурцы»
  5. Забор, иголка, ножик, штаны, солдат.   «Заплатка»
  6. Свисток, аквариум, рыбка, Мурзик, котлета.   «Карасик»
  7. Звонок, телефон, кнопка, дверь, батарея. «Телефон»
  8. Лестница, десять, дом, Валя, шесть.   «Ступеньки»
  9. Пистолет, милиционер, старушка, диван, карман.   «Саша»
  10. Стекольщик, кино, пряник, стул, пол.   «Замазка»
  11. Капот, бампер, письмо, тротуар, шофер.   «Автомобиль»
  12. Художник, коротышки, чемоданчик, Гунька, шляпа.   «Приключения Незнайки и его друзей»
  13. Дача, чемодан, поезд, щенок, Леночка.   «Дружок»
  14. Зернышко, огород, письмо, ящик, ребята.   «Про репку»

4 ТУР

Конкурс «знатоков»

  1. Что с собой взяли в кино Костя и Шурик?   (замазку)
  2. Сколько дней копили деньги, Мишка с другом, чтобы купить телефон?   (две недели)
  3. Чем доставили воду из колодца герои рассказа «Мишкина каша»?    (Сначала чайником, затем кружкой)
  4. Герой какого произведения умел считать до десяти?   («Ступеньки» Петя)
  5. Какой овощ украли мальчики из колхозного огорода?   (огурцы)
  6. Назовите все произведения о Незнайке.   («Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения Незнайки в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»)
  7. Почему Мишкино письмо из рассказа «Дружок» так долго не могла получить его мама?
  8. Кто специалист по кашам?   (Мишка)
  9. Чем посыпал Котьку горку?   (песком)
  10. На что Виталик променял карасика?   (на свисток)
  11. Что взяли мальчики, когда шли смотреть на живую шляпу?   (кочергу, лыжную палку)

5 ТУР

Отгадай загадки; в отгадках названия рассказов Носова.

(Конкурс капитанов)

  1. Кругла, а не мяч,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь?   (репка «Про репку»)

  1. И зелен и сладок,

Лежит между грядок.   («Огурцы»)

  1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.   («Автомобиль»)

  1. Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам:

Скажешь здесь, а слышно там.   («Телефон»)

  1. Бывает же работа – завидно от души!

Свисти, когда охота, да палочкой маши.   («Милиционер»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по теме: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

Цели: ·       Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;·       Продолжить знакомство с творчеств...

Литературная викторина, посвященная творчеству К. И. Чуковского.

Цели: формирование интереса младших школьников к личности  и творчеству К. И. Чуковского;  способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воо...

«Поэт бессмертный и всегда молодой» Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Литературная викторина  по творчеству М.Ю. Лермонтова проведена рамках Фестиваля гуманитарных наук в честь 200-летия поэта. В ходе мероприятия закреплялись знания о биографии поэта и изученных пр...

Литературная викторина, посвящённая творчеству Ганса Христиана Андерсена

Сказки Ганса Христиана Андерсена знают и любят многие дети. Их изучают на уроках литературного чтения в начальной школе. Чтобы сделать ещё более увлекательным учебный процесс, можно провести с учащими...

Литературная викторина, посвящённая творчеству Геннадия Михасенко

Викторина посвящена писателю Геннадию Михасенко, жившему в городе Братске....

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...