«Поэт бессмертный и всегда молодой» Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Литературная викторина  по творчеству М.Ю. Лермонтова проведена рамках Фестиваля гуманитарных наук в честь 200-летия поэта. В ходе мероприятия закреплялись знания о биографии поэта и изученных произведениях, развивались умения работы в команде и коммуникативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

«Поэт бессмертный  и всегда молодой»

Литературная викторина  по творчеству М.Ю. Лермонтова,  3 класс

                                                                                     Ермилова Наталья Николаевна,

             

                                                                                                              учитель начальных классов.

Цели:    

  • закрепить у учащихся знания, полученные на уроках литературного чтения; отрабатывать навык выразительного чтения;
  • развивать познавательную активность детей, коммуникативность, умение работать в команде.
  • воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю, к литературе.

 

Ход викторины

I. Вступление

Чтец 1:

15 июля 1841 года, около 5 часов вечера... разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался... Лермонтов.

Чтец 2:

Да, ему было неполных 27 лет. И всё, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины.

Чтец 1:

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, скромного….Бессмертного и навсегда молодого.  (Ираклий Андроников).

Чтец 2:

15 октября 2014 года - 200 лет со дня рождения русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

Учитель: 

 - 2014 год в литературной среде проходит под знаком лермонтовского творчества. Наша литературная игра - это обобщение знаний о жизни и творчестве великого русского поэта по изученным произведениям в 3 классе.

- Уважаемые, третьеклассники, мы приглашаем в жюри ваших родителей. (3 человека)

- Уважаемые, родители, просим вас занять свои места в жюри.

- Итак, мы начинаем игру!

II. Основная часть

1 конкурс «Визитная карточка». (Максимальный балл---2)

Литературное представление команд.

Команды выходят и представляют себя.

(Участвуют две команды по 10 человек. Участники команд с эмблемами: «осенние листья» и «горные вершины».

2 конкурс «Разминка». (За каждый правильный ответ---1 балл)

Вопросы для разминки командам задаются поочерёдно. На обдумывание ответа даётся не более 10 секунд.

  1. В каком году родился М.Ю. Лермонтов?
  2. Где прошло детство и отрочество поэта?
  3. Как звали мать М.Ю. Лермонтова?
  4. В каком году М.Ю. Лермонтов поступил в Благородный пансион?
  5. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов в детстве?
  6. Когда начал сочинять стихи поэт?
  7. Вспомните,  как звали бабушку М.Ю. Лермонтова, у которой воспитывался маленький Миша?
  8. За что М.Ю.Лермонтов был сослан на войну, на Кавказ?  
  9. Кем был отец М.Ю. Лермонтова?
  10. О чём писал М.Ю. Лермонтов?

Ответы:

  1. В 1814 г.
  2. В Тарханах
  3. Мария Михайловна
  4. В 1828 г.
  5. Скрипка и фортепиано
  6. С трёх лет.
  7. Елизавета Алексеевна Арсеньева.
  8. За недозволенные стихи «Смерть Поэта».
  9. Он был офицером.
  10. О природе, о людях, о страданиях, о жизни.

     3 конкурс «Стоит подумать» (За правильный ответ—1 балл)

     Вопросы командам задаются поочерёдно.

       1. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова      

           назвали Михаилом, и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?

          (В честь деда по матери. Мишель).

       2. В дружеском кругу у Мишеля было шутливое прозвище Маёшка. Откуда оно  

          взялось?

           (Маё - герой французской сатирической литературы). 

     4 конкурс «Кто точнее?»  (За правильный ответ – по 1 баллу)

     Команды отвечают на одинаковые вопросы, но письменно на листах.

Вопросы командам для письменного ответа:

  1. Как называется стихотворение М.Ю. Лермонтова, в котором есть строки:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

  1. Из какого произведения строки:

И снится ей всё, что в пустыне далёкой…

  1. Подумайте: о чём стихотворение «На севере диком»?
  2. В каком произведении тучку поэт изображает как живую.

        Ответы

                1. «Горные вершины»

                2. «Сосна»

                3. Об одинокой сосне

                4. «Утёс»

     5 конкурс «Знаешь ли ты жанры?» (За правильный ответ—1 балл)

Учитель:

- Ребята, с раннего возраста  вы знакомились с произведениями великого поэта. Назовите наиболее запомнившиеся произведения и соотнесите их к жанрам.

- Посмотрите на  таблицу и подчеркните,  какой жанр не относится к произведениям М.Лермонтова.

     6 конкурс «Лучший чтец стихов М.Лермонтова» (За выразительное чтение – по 1 баллу)

Капитаны команд вытягивают по 2 жетона,  на которых написаны названия стихотворений М.Ю Лермонтова и читают их выразительно.  

  1. «Горные вершины»

Горные вершины спят во тьме ночной;
Тихие долины полны свежей мглой;
Не пылит дорога, не дрожат кусты,
Подожди немного, отдохнёшь и ты.

  1. «Сосна»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

  1. «Утёс»

Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана,
Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

  1. «Осень»

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

     7 конкурс «Найди рифму» (За правильный ответ—1 балл)

Учитель:

 - Когда Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов её пение и скажет: «Эта птичка хороша , у неё поёт душа». Или уйдёт мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковёр около двери и ждёт её, а потом скажет: «Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт».

Учитель:

- Перечитайте стихотворение «Утёс» и подчеркните рифмы.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса – великана,
Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,

 и тихонько плачет он в пустыне.

(Рифмы: золотая-играя; великана-рано; одиноко-глубоко; в морщине-в пустыне)

Учитель:

- М.Ю. Лермонтов глубоко любил свою Родину и все произведения поэта проникнуты этим чувством. Маленький Михаил живо интересовался историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, придумывал их речи и диалоги. Он многое знал о героях Отечественной войны, знал о Кутузове, Багратионе и многих других. Тема Отечественной войны 1812 года интересовала Михаила Лермонтова на протяжении всей жизни. В стихотворении «Два великана» встречаются два великана для великой битвы.

- Кто же эти сказочные великаны? Лермонтов имел в виду М.И.Кутузова и Наполеона.

- Вашему вниманию, предлагаю просмотр видеозаписи «Два великана», читает ученица Панаевской школы – интерната  Бакиева Ксения.

Просмотр видеозаписи «Два великана»

Учитель:

 - Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. «Великан» - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость «пришельца» - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе «русского великана», проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

III.  Заключение.

1/ Слово учителя.

   -  Итак, дорогие ребята, родители, наша встреча подошла к концу. Я рада, что вы так хорошо подготовились и знаете биографию и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, нашего великого русского поэта, писателя, ЧЕЛОВЕКА! Я уверена, что каждый сегодня открыл для себя нового, своего Лермонтова.

2/ Подведение итогов. Награждение победителей грамотами и небольшими подарками.

- Спасибо за игру.

Литература

  1. Андреева М.С., Короткова М.П. Выставка в школьной библиотеке. М.Ю.Лермонтов.- М.: Школьная библиотека, 2004.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3 класс, ч.I. -М.: Просвещение, 2013.
  3. Лубченков Ю. Война 1812 года. – М.: Белый город, 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Эссе: «Безопасный интернет-серфинг школьника» Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Материал предназначен для родителей  и посвящён проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете школьников....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

Авторская рабочая программа дополнительного образования "Проект-это просто", 1-4 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Программа "Проект-это просто" имеет социальную проектную направленность и ориентирована на обучающихся начальной школы (7-11 лет). Она предоставляет школьникам широкий спектр возможностей дл...