«Поэт бессмертный и всегда молодой» Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова проведена рамках Фестиваля гуманитарных наук в честь 200-летия поэта. В ходе мероприятия закреплялись знания о биографии поэта и изученных произведениях, развивались умения работы в команде и коммуникативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
«Поэт бессмертный и всегда молодой»
Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс
Ермилова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов.
Цели:
- закрепить у учащихся знания, полученные на уроках литературного чтения; отрабатывать навык выразительного чтения;
- развивать познавательную активность детей, коммуникативность, умение работать в команде.
- воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю, к литературе.
Ход викторины
I. Вступление
Чтец 1:
15 июля 1841 года, около 5 часов вечера... разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался... Лермонтов.
Чтец 2:
Да, ему было неполных 27 лет. И всё, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины.
Чтец 1:
И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, скромного….Бессмертного и навсегда молодого. (Ираклий Андроников).
Чтец 2:
15 октября 2014 года - 200 лет со дня рождения русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.
Учитель:
- 2014 год в литературной среде проходит под знаком лермонтовского творчества. Наша литературная игра - это обобщение знаний о жизни и творчестве великого русского поэта по изученным произведениям в 3 классе.
- Уважаемые, третьеклассники, мы приглашаем в жюри ваших родителей. (3 человека)
- Уважаемые, родители, просим вас занять свои места в жюри.
- Итак, мы начинаем игру!
II. Основная часть
1 конкурс «Визитная карточка». (Максимальный балл---2)
Литературное представление команд.
Команды выходят и представляют себя.
(Участвуют две команды по 10 человек. Участники команд с эмблемами: «осенние листья» и «горные вершины».
2 конкурс «Разминка». (За каждый правильный ответ---1 балл)
Вопросы для разминки командам задаются поочерёдно. На обдумывание ответа даётся не более 10 секунд.
- В каком году родился М.Ю. Лермонтов?
- Где прошло детство и отрочество поэта?
- Как звали мать М.Ю. Лермонтова?
- В каком году М.Ю. Лермонтов поступил в Благородный пансион?
- На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов в детстве?
- Когда начал сочинять стихи поэт?
- Вспомните, как звали бабушку М.Ю. Лермонтова, у которой воспитывался маленький Миша?
- За что М.Ю.Лермонтов был сослан на войну, на Кавказ?
- Кем был отец М.Ю. Лермонтова?
- О чём писал М.Ю. Лермонтов?
Ответы:
- В 1814 г.
- В Тарханах
- Мария Михайловна
- В 1828 г.
- Скрипка и фортепиано
- С трёх лет.
- Елизавета Алексеевна Арсеньева.
- За недозволенные стихи «Смерть Поэта».
- Он был офицером.
- О природе, о людях, о страданиях, о жизни.
3 конкурс «Стоит подумать» (За правильный ответ—1 балл)
Вопросы командам задаются поочерёдно.
1. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова
назвали Михаилом, и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?
(В честь деда по матери. Мишель).
2. В дружеском кругу у Мишеля было шутливое прозвище Маёшка. Откуда оно
взялось?
(Маё - герой французской сатирической литературы).
4 конкурс «Кто точнее?» (За правильный ответ – по 1 баллу)
Команды отвечают на одинаковые вопросы, но письменно на листах.
Вопросы командам для письменного ответа:
- Как называется стихотворение М.Ю. Лермонтова, в котором есть строки:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
- Из какого произведения строки:
И снится ей всё, что в пустыне далёкой…
- Подумайте: о чём стихотворение «На севере диком»?
- В каком произведении тучку поэт изображает как живую.
Ответы
1. «Горные вершины»
2. «Сосна»
3. Об одинокой сосне
4. «Утёс»
5 конкурс «Знаешь ли ты жанры?» (За правильный ответ—1 балл)
Учитель:
- Ребята, с раннего возраста вы знакомились с произведениями великого поэта. Назовите наиболее запомнившиеся произведения и соотнесите их к жанрам.
- Посмотрите на таблицу и подчеркните, какой жанр не относится к произведениям М.Лермонтова.
6 конкурс «Лучший чтец стихов М.Лермонтова» (За выразительное чтение – по 1 баллу)
Капитаны команд вытягивают по 2 жетона, на которых написаны названия стихотворений М.Ю Лермонтова и читают их выразительно.
- «Горные вершины»
Горные вершины спят во тьме ночной;
Тихие долины полны свежей мглой;
Не пылит дорога, не дрожат кусты,
Подожди немного, отдохнёшь и ты.
- «Сосна»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
- «Утёс»
Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана,
Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.
- «Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
7 конкурс «Найди рифму» (За правильный ответ—1 балл)
Учитель:
- Когда Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов её пение и скажет: «Эта птичка хороша , у неё поёт душа». Или уйдёт мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковёр около двери и ждёт её, а потом скажет: «Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт».
Учитель:
- Перечитайте стихотворение «Утёс» и подчеркните рифмы.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса – великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
и тихонько плачет он в пустыне.
(Рифмы: золотая-играя; великана-рано; одиноко-глубоко; в морщине-в пустыне)
Учитель:
- М.Ю. Лермонтов глубоко любил свою Родину и все произведения поэта проникнуты этим чувством. Маленький Михаил живо интересовался историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, придумывал их речи и диалоги. Он многое знал о героях Отечественной войны, знал о Кутузове, Багратионе и многих других. Тема Отечественной войны 1812 года интересовала Михаила Лермонтова на протяжении всей жизни. В стихотворении «Два великана» встречаются два великана для великой битвы.
- Кто же эти сказочные великаны? Лермонтов имел в виду М.И.Кутузова и Наполеона.
- Вашему вниманию, предлагаю просмотр видеозаписи «Два великана», читает ученица Панаевской школы – интерната Бакиева Ксения.
Просмотр видеозаписи «Два великана»
Учитель:
- Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. «Великан» - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость «пришельца» - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе «русского великана», проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
III. Заключение.
1/ Слово учителя.
- Итак, дорогие ребята, родители, наша встреча подошла к концу. Я рада, что вы так хорошо подготовились и знаете биографию и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, нашего великого русского поэта, писателя, ЧЕЛОВЕКА! Я уверена, что каждый сегодня открыл для себя нового, своего Лермонтова.
2/ Подведение итогов. Награждение победителей грамотами и небольшими подарками.
- Спасибо за игру.
Литература
- Андреева М.С., Короткова М.П. Выставка в школьной библиотеке. М.Ю.Лермонтов.- М.: Школьная библиотека, 2004.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3 класс, ч.I. -М.: Просвещение, 2013.
- Лубченков Ю. Война 1812 года. – М.: Белый город, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-684091-1448036344.jpg)
Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.
Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-381880-1390684269.jpg)
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов
Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
Эссе: «Безопасный интернет-серфинг школьника» Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Материал предназначен для родителей и посвящён проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.
В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
Авторская рабочая программа дополнительного образования "Проект-это просто", 1-4 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Программа "Проект-это просто" имеет социальную проектную направленность и ориентирована на обучающихся начальной школы (7-11 лет). Она предоставляет школьникам широкий спектр возможностей дл...