Литературная викторина, посвященная творчеству К. И. Чуковского.
методическая разработка на тему
Цели:
формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского;
способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина, посвященная творчеству К.И.Чуковского
Цели: формирование интереса младших школьников к личности
и творчеству К. И. Чуковского;
способствовать литературному и творческому развитию
детей, развитию их фантазии, воображения,
ассоциативного мышления.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! В одном из красивейших мест Подмосковья в посёлке Переделкино, в небольшом загородном доме жил человек, которого любили маленькие жители всей нашей Родины. Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят всем нам радость. Имя этого человека – Корней Иванович Чуковский. 31 марта ему исполнилось бы 130 лет.
Его творчеству и посвящается наша литературная викторина, в которой принимают участие две команды: команда «Муха-Цокотуха» и команда «Доктор Айболит». Итак, участники, за каждый правильный ответ одна из команд будет получать жетон – чемоданчик Айболита, а другая жетончик – копейку. Чья команда наберет большее количество жетончиков, та и выиграет. Прошу участников быть внимательными и соблюдать правила. А правила очень просты: команды отвечают по очереди, не выкрикивают, а поднимают руку.
1-й конкурс, который называется «Чудо-дерево». Книги Чуковского любят читать не только дети, но и взрослые. На нашем дереве висят книги-сказки, которые очень много читали и зачитали до такой степени, что даже частично стерлись названия, остались только некоторые буквы. Попробуйте отгадать, что это за книги.
Каждая команда по очереди будет называть по одному заголовку.
Ай… Барм… Кро… Мой… Пут…. Тара… Теле…
2 конкурс. В названиях произведений К. И. Чуковского кто-то перепутал буквы. Как правильно прочитать названия этих произведений?
Гадость
Кармалей
Козауси и Мауси.
Крашеное солнце.
Кутаница.
Мокдодур.
Муза-хохотуха.
Пил на свете человек.
Ужики смеются.
Егорино море.
Худо-дерево.
Барабанище.
Молодцы! Справились и с этим заданием!
3-й конкурс. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда , - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача , - я, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности». Попробуйте отгадать загадки Чуковского. Кто первым отгадает поднимает руку.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. ( Яйцо и цыпленок.)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб –
Всю добычу мою –
Я с радостью
Белым зверям отдаю. (Рот и зубы.)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж.)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.)
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (Пароход.)
А вот следующая загадка родилась так: перевозя вещи на дачу, он вынужден был взгромоздиться на груду вещей и ехать по ухабистой дороге, держа в руках лампу и зеркало. Доехал до места измученный, зато сочинил:
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала,
Глядите, побежала телега без меня. (Грузовик.)
А эту загадку К.И.Чуковского – писателя и фантазера вы не прочитаете ни в одной книге.
Без рук, без ног голова плыла,
Голова плыла, приговаривала:
«Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,
Поскакала бы я на лужок – бережок!»
«Ну, вот тебе ноги,
Беги голова, скачи по дороге,
Кричи КВА – КВА». (Головастик.)
4 конкурс.
Ведущий: Дружба писателя с детьми продолжалась более 50лет. Трудно представить себе Корнея Ивановича Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами, во время которого звучат интересные «речения». Словом «речения» Чуковский называл высказывания, возгласы, говор малышей. Все услышанные писателем «речения» живут в книге « От 2 до 5».
А «речения» вот они, попробуйте их отгадать:
3-хлетняя Мура вбежала и сказала:
- Мама просит мазелин.
- Какой мазелин? (Вазелин.)
Кирилл, когда был болен, он все время повторял:
- Положите мне на голову холодный мокресс. ( Компресс.)
Мальчик, обращаясь к маме:
- Мама. Я видел автомобиль с поднимающимся пузовом. (Кузов.)
Таня сказала:
- Возьми меня, мама, к вихрахеру. ( К парикмахеру.)
Ну, а теперь зрители хором, что это значит:
Колоток – молоток
Вертилятор – вентилятор.
Паукина- паутина.
Кружинка – паутинка.
Улиционер – милиционер.
Песковатор – экскаватор.
Копатка – лопатка.
Да, ребята, ваши «речения» могут застать врасплох любого взрослого человека, потому что эти «речения» настоящие шифровки. Удивительно, как вы умудряетесь в одно слово уместить два или три слова. Помогите нам понять вас: Ну, например:
- Ай, я задверил руку! (защемил дверью руку.)
- Отскорлупайте мне яйцо! (Очистить яйцо от скорлупы яйцо.)
- Я намакаронился! ( Я наелся макарон.)
- Я сижу и отмухиваюсь, сижу и отмухиваюсь. ( Я сижу и отмахиваюсь от мух.)
Мы уже с вами говорили, что Корней Иванович любил загадывать загадки, особенно те, которые сочинил сам. А теперь попробуйте отгадать «речения» - загадки, придуманные детьми .
- Две ноги в одну штанину. ( Юбка.)
- Надкушенная луна. ( Месяц.)
- Лошадь в тельняшке. (Зебра.)
- Сидит мучительный ,
Карандашом стучительный. (Учитель.)
5 конкурс. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю слово в слово.
Кстати, крокодил является героем очень многих сказок Чуковского. Угадайте, какие это сказки?
Бедный крокодил
Жабу проглотил. («Тараканище»)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами. («Путаница»)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… («Мойдодыр»)
Повернулся, улыбнулся.
Засмеялся крокодил
И злодея Бармалея,
Словно муху, проглотил. («Бармалей»)
И со слезами просил:
-Мой милый, хороший,
пришли мне калоши,
И мне, и жене , и Тотоше. («Телефон»)
А в Большой реке
Крокодил лежит,
Ив зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… ( «Краденое солнце»)
И сказал Крокодил:
_ Ты меня победил!
Не губи меня, Вася Васильчиков!
Пожалей ты моих крокодильчиков. («Крокодил.)
Ведущий: Корней Иванович Чуковский рассказывает: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923г.
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и схватил какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую песенку о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя женихом на этой свадьбе. В этой сказке два праздника именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
Вы догадались , что это за сказка? Конечно же «Муха-Цокотуха». Давайте и мы побываем на этих праздниках. Ребята приготовили нам инсценирование этой сказки.
Инсценирование сказки «Муха-Цокотуха».
6-й конкурс. А теперь вспомним другие стихи и сказки Чуковского и ответьте на вопросы:
- Как-то раз ехали медведи на велосипеде. А за ними львы, волки,
зайчики, раки и комарики. А кто ещё? ( Кот задом наперед, жаба на
метле)
- Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил? (Воробей)
- Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяукали. А что сделали воробышек и медведь? (Воробышек прискакал и коровой замычал: Му-у-у-у! Прибежал медведь и давай реветь: Ку-ка-ре-ку!)
- От мальчика убежали, улетели, ускакали: простыня, свечка, книжка, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки и башмаки. А что ещё? (Одеяло, подушка, самовар.)
- В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила и Кокошу. Кого он ещё встретил? (Тотошу)
- Какое отчество было у Федоры? (Егоровна)
- Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен? ( К Бармалею)
- Доброму доктору помогли добраться до Африки волки и орлы. А кто ещё? ( Но тут выплывает кит: «Садись на меня Айболит, и, как большой пароход, тебя повезу я вперед!»)
7-й конкурс. Стихи К.И.Чуковского очень музыкальны. По мотивам его произведений созданы детские оперы, музыкальные кинофильмы. мультипликационные фильмы. Поэтому у нас сейчас музыкальный конкурс. Угадайте,из какого произведения звучит песня.
Доктор Айболит.
Бармалей.
Телефон.
Муха-Цокотуха.
Краденое солнце.
Тараканище.
8-й конкурс. Наверное, у каждого из вас есть любимое произведение Чуковского. Назовите их.
А вы, знаете, у некоторых из них очень интересная история создания. Вот, что Корней Иванович вспоминал: «Я был на море, на Кавказе, и заплыл довольно далеко. И вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну… и т.д.
Голышом побежал я по каменистому берегу и ,спрятавшись за ближайшей скалой; стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой воды. Я сразу написал строчек 20. Ни начала. Ни конца у сказки не было».
Вы догадались, что это за сказка? («Доктор Айболит»)
Следующее задание связано именно с этой сказкой. Из отдельных строк, написанных на полосках бумаги, соберите отрывок из сказки 2Доктор Айболит». Чья команда сделает это быстрее?
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
9-й конкурс. Следующее задание домашнее. Вы должны были приготовить отрывки из произведений, а соперники должны отгадать из какого произведения вы прочитали отрывок.
10-й конкурс. Однажды Корней Чуковский три часа лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно, сами собой. Это было «Федорино горе».
У меня на столе разные вещи. (Мыло, калоша, термометр, пряник, блюдце, варенье)
Какой из этих предметов принадлежит героине сказки «Федорино горе»? (Блюдце.)
Ну, а теперь и для других вещей найдем владельцев. Назовите произведение, в котором вы встречали этот предмет?
Блюдце – «Федорино горе»
Мыло – «Мойдодыр»
Калоша – «Телефон»
Термометр – « Айболит»
Варенье – «Муха-Цокотуха»
Пряник – «Тараканище»
11-й конкурс. И в заключение, отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
- До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы у камня прилечь на … (часок)
- И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними – пирожок:
«Ну-ка съешь меня,…!» ( дружок)
- «Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников начальник
И мочалок … (командир)
- А за ним и бутерброд:
Подбежал и прямо в … (рот)
- Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как … (волчица)
- Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … ( оса)
- И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она …». (бедняжка)
- У Котауси злые глазауси
И злые презлые …! (зубауси)
- И корь , и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор …?» (Айболит.)
Ведущий: Прочитайте все вместе, какое слово получилось в выделенных клетках. (Чуковский)
Корней Иванович Чуковский написал для вас много удивительных сказок, замечательных стихов. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что для вас Чуковский стал одним из любимых писателей. Вы это доказали своими правильными и дружными ответами.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий: Но мы с вами не прощаемся с К.И.Чуковским. Мы еще много раз будем встречаться с его произведениями и в следующие годы обучения.
И закончить нашу встречу я хочу словами Ираклия Андронникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина «В гостях у Корнея Чуковского».
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Сегодня мы совершим ...
Литературная викторина по сказкам Чуковского
Викторина по сказкам Чуковского в 1 классе...
Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского.
Основная цель - повторить любимые с детства произведения К.И.Чуковского....
Литературная викторина по произведениям К.Чуковского
Методическая разработка к уроку литературного чтения. Современные дети всё реже берут книги в руки, а игра позволяет учителю заинтересовать учеников. Данная разработка представлена презентацией с разл...
Литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского
Литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского...
Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского
Материал для проведения внеклассного мероприятия...
Литературная викторина "Сказки С.Я.Чуковского".
Увлекательная викторина по сказкам С.Я.Чуковского...