Литературная викторина по теме: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Цели:
· Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
· Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
· Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
· Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
· Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina_po_teme.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по теме:
«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
Цели:
- Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
- Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
- Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
- Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
- Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Оборудование:
- Этнокалендарь;
- Выставка книг по произведениям Л.Н. Толстого;
- Пословицы;
- Названия произведений;
- Выставка детских рисунков;
- Жетоны с изображением героев произведений Л.Н. Толстого;
- Кроссворд;
- Конкурсы;
- Грамоты для награждения команд.
Ход урока
- Орг. момент
II. Вступительное слово учителя. (На фоне плавной музыки учитель рассказывает).
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их в усадьбу! По всем деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Выходит граф (мальчик с бородой)
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась в их сердцах на всю жизнь.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
Граф: «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».
- Постановка целей.
Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы проведём викторину по жизни и творчеству Л.Н. Толстого. Для этого разделимся на 3 команды (по рядам). У каждой команды есть своё название, свой капитан.
Условия викторины: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Кто больше наберёт жетонов, тот и выиграл. Готовы?
- Викторина.
- Конкурс «Библиографический»
( Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ сразу даётся жетон)
- В каком году родился Л.Н. Толстой? (1828г.)
- Где родился писатель? (В усадьбе Ясная Поляна Тульской обл.)
- «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати…» Какой? (Он был граф)
- С кем воспитывался маленький Лёва? ( С тётей)
- Сколько детей было в семье? (Пятеро)
- Какое братство создали братья? (Муравьиное братство)
- Что написано было на таинственной зелёной палочке? ( То, что должно уничтожить всё зло в людях, и дать им то, что она обещает)
- Где и для кого Л.Н. Толстой открыл школу? (В Ясной Поляне для крестьянских детей)
- Как назывались книги, созданные им для обучения детей чтению? ( «Азбука», «Новая азбука». «Четыре русские книги для чтения»)
- Конкурс «Вспоминай-ка»
- Назовите 3 сказки, написанные Львом Николаевичем ( «Липунюшка», «Три медведя», «Два брата»)
- Назовите 3 рассказа ( « Косточка», «Птичка», «Филиппок»)
- Назовите 3 басни ( «Два товарища», «Лев и собачка», «Лев и мышь», Муравей и голубка»)
- Конкурс «Домашнее задание». (Инсценировки по произведениям Л.Н. Толстого)
- «Косточка»
- «Лев и мышь»
- «Два товарища»
- Конкурс «Научи меня»
- Какие качества характера воспитывают рассказы Л.Н. Толстого? ( Трудолюбие, честность, смелость, доброту)
- Чему учат сказки писателя? ( Рассуждать и делать правильные выводы)
- Чему учат басни Толстого? ( дружбе, заботе, взаимовыручке)
- Конкурс «Угадай-ка» (Чёрный ящик)
Из какого произведения эти вещи?
- Блины («Липунюшка»)
- Дерево и верёвка («Лев и мышь»)
- Сливы («Косточка»)
- Три чашки («Три медведя»)
- Корабль («Акула»)
- Клетка («Птичка»)
- Конкурс «Узнай героя»( Из чёрного ящика достаются игрушки).
- Серёжа («Птичка»)
- Ваня («Косточка»)
- Маша («Три медведя»)
- Мышь (« Лев и мышь»)
- Собачка («Лев и собачка»)
- Медведь («Два товарища»)
7. Конкурс «Детективный».
Вам предстоит узнать, из какого произведения эти слова.
- «…Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть…» («Косточка»)
- «…Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки.» («Птичка»)
- «…Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал…» («Два товарища»)
- «Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь.» («Липунюшка»)
- «Школа была за селом у церкви. Когда он шёл по своей слободе, собаки его не трогали, они его знали. Но, когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла. А за Жучкой большая собака Волчок.» («Филиппок»)
- «Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!» («Лгун»)
- Конкурс «Подбери пословицу»
На карточках для каждой команды написана своя пословица. Необходимо назвать произведение, для которого она подходит.
- Тайное всегда становится явным.
- Мал, да удал.
- Друг познаётся в беде.
- Конкурс «Прочитай-ка!»
Составьте названия рассказов, написанных Л.Н. Толстым ( выдаётся каждой команде по одной карточке).
- Аксчотоке («Косточка»)
- Фипломик («Филипок»)
- Ечкпакти («Птичка»)
- Конкурс «Кроссвордный»
Отгадай кроссворд(см. Приложение)
Ответы:
- По вертикали: 1. Ясная Поляна; 2. чиж; 3. мышь; 4. Муравей.
- По горизонтали: 5. Липунюшка; 6. сливу; 7. «Азбука»; 8. медведь.
V. Итог урока. Награждение победителей. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 4 класс УМК "Школа России" Тема:Жизнь и творчество Л. Н.Толстого.
Урок изучения нового. К конспекту составлена презентация....
Презентация к уроку литературы 4 класс УМК "Школа России" по теме :Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.
Презентация составлена к конспекту урока по данной теме....
Литературная викторина по теме: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
Викторина по чтению...
Конспект урока, презентация по литературному чтению 4 класса на тему "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого"
Разработка урока...
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Жизнь и творчество И.С. Никитина"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: " Жизнь и творчество И.С. Никитина"...