Литературная викторина, посвящённая творчеству Ганса Христиана Андерсена
методическая разработка (3, 4 класс) на тему
Сказки Ганса Христиана Андерсена знают и любят многие дети. Их изучают на уроках литературного чтения в начальной школе. Чтобы сделать ещё более увлекательным учебный процесс, можно провести с учащимися викторину.
Литературная викторина "По сказкам Андерсена" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Может быть использована как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_skazkam_andersena.doc | 61.5 КБ |
viktorina.ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Глуховская Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ Школы №1593 г.Москвы
Авторская разработка
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ АНДЕРСЕНА
Сказки Ганса Христиана Андерсена знают и любят многие дети. Их изучают на уроках литературного чтения в начальной школе. Чтобы сделать увлекательным учебный процесс, можно провести с учащимися викторину.
Литературная викторина "По сказкам Андерсена" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Может быть использована как на уроках литературного чтения при изучении творчества зарубежных писателей, так и во время внеурочной деятельности.
Цель: повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;
Дидактическое сопровождение:
портрет Г. Х. Андерсена
выставка книг
презентация
детские рисунки к сказкам писателя
Ход мероприятия
Слайд 1
Приветствие.
Слайд 2.
Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.
Слайд 3.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой.
Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но Ганс Христиан благодаря стараниям заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги.
Слайд 4
Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причёсан и опрятно одет. В этом ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду. Была у Ганса Христиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребёнка в мир волшебства. Одарённый богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении.
Слайд 5
В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ганса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Как-то он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Гансу Христиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством.
Слайд 6
Из-за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону божьему. Письмо давалось маленькому Андерсену с трудом, почти в каждом слове он делал ошибки, но зато хорошо читал. Более всего его привлекали книги. Он постоянно был занят устным сочинительством и своим кукольным театром. После смерти отца юному Гансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками. В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и отправился на поиски своей судьбы в столицу Дании, Копенгаген.
Слайд 7
Здесь он экстерном сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя. Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь. Он стал много писать.
Слайд 8
В 1838 году Андерсен публикует свой первый сборник, в который вошли ставшие всемирно известными сказки: «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». С тех пор сборники его новых сказок стали выходить регулярно.
Хотя Андерсен написал множество прекрасных произведений (собрание его сочинений составляет восемь объёмистых томов), в мировую литературу он вошёл именно как писатель-сказочник.
Слайд 9
Всего за свою жизнь Андерсен написал более 170 сказок. Давайте вспомним их названия…
Слайды 10-16
Конкурс «Угадай сказку»
«Жил-был тролль, злой-презлой, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже».
«Там было множество разодетых людей, но лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверно, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновали день его рождения, оттого на корабле и шло такое веселье».
«Давным-давно жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги, и смотры войскам, театры, загородные прогулки занимали его только потому, что он мог тогда показаться в новом наряде».
«В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло,- но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал да дна…»
«Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди».
«Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Хотел он взять себе в жёны обязательно принцессу, да к тому же самую настоящую».
Слайды 17-26
Конкурс «Узнай героя»
«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались прекрасные крылышки».
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Её глаза сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни любви…»
«- У неё только две ножки! Смотреть жалко! – говорили одни.
- У неё нет усиков! – говорили другие.
- Фи, какая у неё тонкая талия, как она безобразна! – сказали все».
«Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и потому немного перерос».
«Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля».
«Бедняжка осталась жить в крестьянском доме и играла зелёным листком - других игрушек у неё не было. Она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнце, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев».
«Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышками у него по зонтику…»
«Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа…»
«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток…»
Слайд 27
Картинная галерея
Ребята угадывают сказки по заранее нарисованным иллюстрациям.
Слайд 28
Блиц-турнир
- Назовите сыновей старой оловянной ложки. /Оловянный солдатик/
- Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? /Из крапивы - "Дикие лебеди"/
- За какой предмет была назначена цена 100 поцелуев? /"Свинопас" За трещотку/
- Что было в сундуках, которые охраняли собаки в подземелье? /медь, серебро и золото. - "Огниво"/
- Какую ткань ткали два обманщика в сказке "Новое платье короля"? /Никакую/
- Что больше всего любила Русалочка? /Слушать рассказы о людях - "Русалочка"/
- Как звали девочку, имя которой придумали благодаря её росту? /Дюймовочка/
- Какого цвета был мир для пяти горошин из стручка? /жёлтым, зелёным/
- Какое животное было детской копилкой? /Свинья. - "Свинья-копилка"/
- Какой товар продавала девочка в канун Нового Года? /Серные спички. - "Девочка со спичками"/
- Как звали мальчика, которому в глаз и в сердце попали осколки дьявольского зеркала? /Кай - "Снежная королева"/
- В кого превратился гадкий утёнок? /В лебедя/
- Какие драгоценные дары прислал принцессе бедный принц из сказки "Свинопас"? /Розу и соловья/
- В каких птиц превратились 11 сыновей короля? /В лебедей - "Дикие лебеди"/
- Когда он вертит свой зонтик, детям снятся цветные сны. Кто это? /Оле-Лукойе/
- Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? /25/
- Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? /Майя/
- Главы какой сказки носят названия дней недели? /Оле-Лукойе/
- В какой сказке герой добывает себе счастье с помощью собак? /"Огниво"/
- Какая героиня не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках? /"Принцесса на горошине"/
- В какой сказке птица спасает литератора от смерти своим пением? /"Соловей"/
- Как звали отважную девочку из сказки “Снежная королева”? /Герда/
- Как называется сказка о храбром солдате? /Огниво/
- Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса? /горошина/
Слайд 29
Спасибо за игру!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биография 08.06.18
Оденсе (Дания)
Детство Улица Дом будущего писателя
Городской театр (Оденсе)
Школа (Оденсе)
Университет (Копенгаген)
Великий сказочник Копенгаген Оденсе
Сказки
Конкурс 1 Угадай сказку
Угадай сказку «Жил-был тролль, злой-презлой, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже».
Угадай сказку « Там было множество разодетых людей, но лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверно, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновали день его рождения, оттого на корабле и шло такое веселье».
Угадай сказку «Давным-давно жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги, и смотры войскам, театры, загородные прогулки занимали его только потому, что он мог тогда показаться в новом наряде».
Угадай сказку «В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло,- но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал да дна…»
Угадай сказку «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди».
Угадай сказку «Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Хотел он взять себе в жёны обязательно принцессу, да к тому же самую настоящую».
Конкурс 2 Узнай героя
Узнай героя «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались прекрасные крылышки».
Узнай героя «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Её глаза сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни любви…»
Узнай героя «- У неё только две ножки! Смотреть жалко! – говорили одни. У неё нет усиков! – говорили другие. Фи, какая у неё тонкая талия, как она безобразна! – сказали все».
Узнай героя «Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и потому немного перерос».
Узнай героя « Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля».
Узнай героя «Бедняжка осталась жить в крестьянском доме и играла зелёным листком - других игрушек у неё не было. Она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнце, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев».
Узнай героя «Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышками у него по зонтику…»
Узнай героя «Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа…»
Узнай героя «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток…»
Конкурс 3 Картинная галерея
Конкурс 4 Блицтурнир
Читайте сказки Андерсена! Спасибо за игру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "«В гостях у Ганса Христиана Андерсена"
Проект был реализован совместно воспитателем ГПД и библиотекарем школы в группе продлённого дня 1-х классов....
Сказки Ганса Христиана Андерсена
Презентация используется на уроках чтения....
Творческий проект "В гостях у Ганса Христиана Андерсена"
Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании — Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия р...
Тема: Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена ко дню его рождения (02.04.2014)
Работа ко дню рождения Ганса Христиана Андерсена.Данная работа была проведена 2 апреля 20114 года...
Литературная викторина, посвящённая творчеству Геннадия Михасенко
Викторина посвящена писателю Геннадию Михасенко, жившему в городе Братске....
«По мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена» итоговый урок
Дата:14.05.2021гВоспитательное направление:Тема: «По мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена»Оборудование : пазлы с изображением сказок, музыкальные фрагменты из сказок, предме...
Образовательный проект для классного руководителя "По страницам книг Ганса Христиана Андерсена"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Ганса Христиана Андерсена, формирование свободной творческой личности р...