Литературная викторина, посвящённая творчеству Геннадия Михасенко
методическая разработка (4 класс) на тему

Филипович Татьяна Валерьевна

Викторина посвящена писателю Геннадию Михасенко, жившему в городе Братске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_mihasenko.docx47.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем лицее на ежегодной литературной викторине. Завтра наш город отмечает день рождения. Сколько лет исполняется нашему городу?

Внимание! Звучит гимн города Братска.

Я в разных городах бывал и странах,

Но нет мне города родней!

Тебя, мой Братск, любить не перестану

Всем сердцем и душой! Ты мне поверь!

На Ангаре возникла ГЭС, и нет ей равных,

Даёт нам свет и дарит нам тепло.

Братчанин, пой ей дифирамбы!

Наймушину спасибо за неё!

 - Ребята, в 1954 году сюда стали съезжаться комсомольцы, юноши и девушки. Для чего они сюда ехали? (Чтобы построить Братскую ГЭС)

- Да, рождение  нашего города связано со строительством Братской гидроэлектростанции. Сначала первостроители жили в палатках. Этот посёлок назывался Зелёным городком. Кто знает, почему он так назывался? (Потому что палатки были зелёного цвета).

- Строить ГЭС и город в непроходимой тайге было очень сложно. Пятидесятиградусные морозы зимой, мошка и комары летом, отсутствие благоустроенного жилья не смогли помешать людям построить самую крупную гидроэлектростанцию в мире и наш родной город. Давайте посмотрим, как это было.

Видеоролик

- Наш город прославили строители, инженеры, рабочие, спортсмены, артисты, писатели. И среди них знаменитый детский писатель Геннадий Павлович Михасенко. Сегодня наша викторина посвящена  его творчеству.

Позвольте представить членов жюри.

  1. Почётный гость нашего праздника писатель, выпускник нашей школы Анатолий Владимирович Казаков
  2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца детского и юношеского творчества посёлка Энергетик Хомякова Юлия Петровна
  3. Сотрудник библиотеки № 1 имени Геннадия Павловича Михасенко Домрачева Валерия Андреевна
  4. Работник библиотеки семейного чтения № 6 Шипулина Ольга Юрьевна
  5. Учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 3» Савельева Виктория Александровна

Приветствуем наших участников. Визитную карточку представляет команда школы

№ 4, № 15, № 18, № 19, № 28, № 34, № 39, № 41, № 43.

Итак, всё готово! Мы начинаем!

- Мы открываем «Биографическую страницу».

Ребята, сейчас мы будем рассказывать о Геннадии Павловиче Михасенко. Ваша задача внимательно слушать и отвечать на вопросы, которые будут звучать во время рассказа. На столах лежат бланки. В них нужно сразу написать  ответ. Вы готовы?

Родился Геннадий Павлович 16 февраля 1936 года в городе Славгороде Алтайского края. С первых же дней Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а мать с пятилетним сыном Геной перебралась поближе к родственникам, в деревню, где и прошло детство писателя. В старинном сибирском селе происходили те события, о которых позднее расскажет писатель в своём первом и самом автобиографическом произведении.

Внимание: вопрос!

1. Запишите название этого произведения.

До конца войны прожили мать и сын в этом селе, горячо веря в победу и возвращение отца. И долгожданная победа пришла. Вернулся домой отец, и семья переехала в Новосибирск. Здесь прошли важные в творческой биографии Михасенко годы – школьные. Именно в это время у него обнаруживается особый интерес к литературному творчеству. Сначала он начинает пробовать себя в небольших заметках о школьной жизни, затем  появляются первые стихи. Эти заметки и поэтические пробы печатаются в новосибирских газетах, а под ними стоит имя ученика средней школы Геннадия Михасенко.

Внимание: вопрос!

2. В каком произведении главный герой тоже сочиняет стихи?

В 1954 году будущий писатель поступает учиться в Новосибирский институт на гидротехнический факультет. В это время Михасенко писал и стихи, и прозу, пробовал работать над пьесой, начал писать «Кандаурских мальчишек».  На пятом курсе института  Геннадий Павлович пишет дипломный проект «Производство бетонных работ на Братской ГЭС».

Внимание: вопрос!

3. В какой город поехал Г. Михасенко, чтобы написать свою дипломную работу?

В 1959 году при распределении Михасенко попросился в уже знакомый ему и полюбившийся город – Братск. И с тех пор Братск стал его домом, а для его детей уже и родиной. На его глазах растёт Братская ГЭС. Геннадий Павлович работал инженером на стройке и одновременно писал книги. Так и жил раздваиваясь: работал и писал, писал и работал. «Проинженерил семь лет, потом почувствовал, что трудно тянуть два воза»,— говорил писатель. И с 1966 года Геннадий Павлович бросает работу и становится профессиональным писателем.

Михасенко остаётся жить в Братске. В это время выходят в свет многие, полюбившиеся детям повести Михасенко.

Геннадий Павлович не только пишет замечательные книги, но и активно участвует в жизни Братска, ставшего для него родным. Человек деятельный и увлечённый, выдумщик и фантазёр, он становится инициатором многих увлекательных и нужных дел. В 1969 году вместе со своим другом Фрэдом ЮсфинЫм и другими братчанами Михасенко создаёт детский спортивно-морской лагерь «Варяг», живущий по всем законам флота. Он работает комиссаром морского лагеря и становится другом трудных и увлечённых ребят.  Работа в лагере и дружба с ребятами послужила толчком для создания нового произведения. 

Внимание: вопрос!

4. Напишите, как называется это произведение.

В 1972 году он организует воскресную детскую телепередачу «Золотой ключик» на братском телевидении. В ней Геннадий Павлович рассказывал ребятам о многих любимых детских писателях.

Главным в творчестве и в жизни Михасенко всегда оставались дети. Готовясь к встрече с детьми, писатель делал заготовки на конфетных обёртках. Стихи, напечатанные на фантиках, он щедро раздавал юным читателям.

При этом Михасенко успевает заняться изучением иностранных языков – немецкого, английского, французского, польского, испанского… Он свободно владел шестью языками и часто выступал в роли переводчика для многочисленных гостей Братска.

Однажды с ним произошёл такой случай. Зимой Михасенко работал сторожем в военно-морском лагере “Варяг”, где подолгу живал один в сторожке. Лагерь часто посещали иностранные делегации. Однажды немецкая делегация ошиблась во времени. В этот день экскурсовода в лагере не было, о чём и сообщил единственный обитатель лагеря, бородатый, в валенках и тулупе, выбредший из сторожки богатырь. Немцы сокрушались, что приехали зря. Тогда руководитель делегации, коротко переговорив с жителем сторожки, спросил, не согласятся ли господа, чтобы экскурсию провёл сторож, и получил утвердительный ответ. Очень скоро экскурсанты поняли, что сделали безошибочный выбор. На чистейшем немецком языке сторож толково разъяснил всё, что требовалось, немало добавил и от себя.

- У вас что, все сторожа по-немецки разговаривают? – восхищались гости, Михасенко смеялся со всеми вместе.

Прожил Михасенко яркую, многогранную, творческую жизнь.

16 февраля 2016 года писателю исполнилось бы 80 лет.

Похоронен Геннадий Павлович на Правобережном кладбище г. Братска.  На могиле установлен памятник с надписью “Он не умер – он ушёл в зарю!”.

Город Братск бережно хранит память о знаменитом братчанине, писателе, поэте. На доме № 5А по улице Наймушина, в котором последние годы жил писатель, установлена мемориальная доска.

Библиотеке № 1 присвоено имя Геннадия Павловича Михасенко. В 2011 году в библиотеке открылся музей Геннадия Павловича.

5. А как называется Братский театр кукол? Запишите.

Отнесите свои ответы жюри.

Пока жюри работает, давайте озвучим правильные ответы.

1.Название автобиографического произведения Г.Михасенко.

«Кандаурские мальчишки»

2. В каком произведении главный герой тоже сочиняет стихи?

«Неугомонные бездельники»

3. В какой город поехал Г. Михасенко, чтобы написать свою дипломную работу?

Братск

4.Как называется  произведение, в котором описывается жизнь морского лагеря?

«Я дружу с Бабой-Ягой»

5. А как называется Братский театр кукол?

«Тирлямы»

Реальный факт служит всегда основой произведений Г. Михасенко. Наблюдательность писателя, его знание детской жизни и детской психологии позволяют ему создать книги весёлые и грустные, но неизменно интересные читателю. Геннадий Михасенко  писал книги для всех детей, но о сибирских детях.

Мы отрываем следующую страницу «Страница детства».

- Первое задание называется «Что сделал герой?»

- Каждой команде предлагается ситуация из прочитанных книг. Нужно вспомнить, как поступил герой в этой ситуации, и назвать, из какого произведения отрывок. За правильный ответ команда получит 2 балла.

- Капитаны команд, подойдите ко мне, вытяните счастливый билетик. На обсуждение 2 минуты.

Проверяем.

-У кого 1-ый билет?

(Ведущий читает отрывок, дети отвечают. Ведущий сразу говорит баллы.)

1. (Сёмка подманил к себе кошку, добрался до хвоста и надавил на него. Кошка заорала, на крик пришёл Егор Семёнович и освободил Семёна.) Я дружу с Бабой-Ягой.

2. (Подарил нож Мишке) Кандаурские мальчишки

3. (Выступал со щенком Королём Моргом: Генка играл на баяне, а Морг подвывал под музыку) Неугомонные бездельники

4. (К ним на помощь в тайгу пришли взрослые). Кандаурские мальчишки

5. (Кинул шахматы в пламя). Неугомонные бездельники

6. (Попросил кока принести кусок мяса и бросил за борт. Появились две акулы и заходили вокруг лодки, высунув плавники. «А теперь купание разрешаю!» - сказал командир.). Я дружу с Бабой-Ягой

7. (Прыгнул на дезкамеру и оттуда «воевал» тюками, свёрнутым ковром, шахматной доской). Неугомонные бездельники

8. (Позвали на помощь дядю Федю и вытащили Генку). Неугомонные бездельники

9. (Накрыл планер брезентовой курткой деда Митрофана). Кандаурские мальчишки

10. (Тёмным вечером поднесли к окну Граммофонихи горящую тыкву, чтобы напугать её). Кандаурские мальчишки

11. (Тётя Шура его подстригла). Неугомонные бездельники

12. (Мишка потерял сознание от попавшего ему в голову шеста). Кандаурские мальчишки

13. (Угощал фруктами, орехами, изюмом из посылки их Алма-Аты). Неугомонные бездельники

14. (Стала слизывать с пола просыпавшийся сахар). Кандаурские мальчишки

15. (Привязали Хромушку к барану Чертиле.). Кандаурские мальчишки

Как вы знаете, Геннадий Павлович Михасенко работал комиссаром, а потом сторожем в военно-спортивном лагере «Варяг». А позже написал повесть «Я дружу с Бабой-Ягой».

Как зовут мальчишек – главных героев повести? (Дима и Сёма)

Послушайте вопрос и громко отвечайте: Димка или Сёмка?

Кто был хозяином Шкилдессы? С

Кто носил кличку Баба-Яга? Д

Кто занимался сбором пустых бутылок? Д

Кто из них первый получил увольнение? С

Кому из них выпала честь зажечь Огонь Славы? Д

Кого закрыли на кухне с кляпом во рту? Д

Кто выиграл соревнование на лучшего сигнальщика? С

- Молодцы!

Вы отдохнули, и вам легко теперь будет справиться со следующим заданием.

Задание второе «Отгадай кроссворд».

У вас на столах лежит кроссворд по книге «Я дружу с Бабой-Ягой».

За каждое отгаданное слово команда получит 1 балл. Время выполнения 5 минут.

- Проверка (вопрос – ответ)

1. Фамилия начальника лагеря. Давлет

2. Так моряки называют комнаты,  в которых они живут. Кубрик

3. Где обедают моряки? Камбуз

4. Как назывался экипаж, в который попали главные герои? Абориген

5. Какому богу был посвящен праздник в лагере? Посейдон

6. Название лагеря, в котором происходят события. Ермак

7. Морской колокол. Рында

8. Что получил в вечное пользование Семён за мужество и находчивость, проявленные при защите лагеря? Ремень

9. Молодой солдат на корабле. Юнга

10. Что любил собирать художник Берта-у-Мольберта? Коряжка

Пока жюри подводит итоги – «Музыкальная страничка». 

Для вас поют …

Музыка …

Слова …

«Таёжный вальс».

- Слово предоставляется жюри. (Промежуточные результаты)

- Было бы странно, если бы такой романтик, каким был Геннадий Павлович, прожил свою жизнь без стихов – без того, чтобы не только любить их, но ещё и сочинять. Он писал стихи из-за любви, из-за дружбы, из-за дождя и снега, из-за того, что старели и уходили его товарищи, из-за того, что оставался и разрастался любимый им Братск.

«Поэтическая страница». Вашим домашним заданием было подготовиться к конкурсу чтецов. Этот конкурс не оценивается баллами, а наше многоуважаемое жюри выберет победителя и призёров. В конце нашего праздника жюри объявит победителя и призёров.

- Следующая страница «Сказочная». Мы все знаем, что Геннадий Михасенко писал сказочные повести.

- Кто помнит, как они называются? (Тирлямы в подземном королевстве. Земленыр, или каскад приключений).

- Третье задание нашей конкурсной программы называется «Отыщи слова». Среди множества букв необходимо найти 7 слов из сказочной повести «Тирлямы в подземном королевстве». Слова не могут располагаться по диагонали. Найденные слова раскрасьте цветными карандашами. За каждое найденное слово вы получите 1 балл. Время выполнения 5 мин. Максимальное количество баллов – 7.

- На слайде вы видите правильные ответы. (Не озвучивать)

- Четвёртое задание «Наведи порядок». На столах лежат 7 иллюстраций к сказке «Земленыр, или каскад приключений». Ваша задача восстановить последовательность событий, записать номер под картинкой, а потом придумать и записать название к каждой иллюстрации.

За верный порядок вы получите 4 балла. За 1-2 ошибки – 2 балла, 3 и более ошибок – 0 баллов. За каждое правильное название 1 балл. Если вы всё сделаете правильно, вы заработаете 11 баллов.

- Последнее задание сказочной страницы «Расшифруй буквы». В повести «Земленыр, или каскад приключений» встречались загадочные слова, состоящие из двух или трёх заглавных букв. Запишите, что означают эти буквы.

Время выполнения 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

- Давайте проверим. Внимание на экран.

- На этом конкурсная программа заканчивается, осталось только подвести окончательные итоги. Пока жюри работает, слово предоставляется … Анатолию Владимировичу Казакову.

Подводим итоги. Слово предоставляется Юлии Петровне Хомяковой.

Награждение. Вручение подарков.

Фотосессия.

Приложение 1.

Билет № 1

Я рванулся, но было уже поздно – меня схватили, связали по рукам и ногам, подняли, распахнули мной, как тараном, дверь в моечную, внесли туда и бережно опустили в пустую ванную, где мы ополаскивали посуду. Я с безразличием ожидал, что они и воду открутят, но они лишь короткой верёвкой зачем-то привязали меня за пояс к крану, который подходил к ванне в середине. Дверь захлопнулась, но тут же открылась опять, и чья-то рука зашвырнула в моечную Шкилдессу.

Я не переживал, что попался, - я знал, что буду переживать потом, … я думал об одном – как освободиться!...

(Что сделал герой?)

(Сёмка подманил к себе кошку, добрался до хвоста и надавил на него. Кошка заорала, на крик пришёл Егор Семёнович и освободил Семёна.)

Билет № 2

Сердце моё дрогнуло. Сейчас он остановит меня и воскликнет: «А! Обормот! Давай-ка сюда складень!» Что делать?..

- Толь! – сказал я хмуро. Ты это… складень забыл. Вот! – И я обречённо вынул ножичек.

Однако Анатолий особо не обрадовался, как я ожидал, он даже руки не протянул, а, едва глянув на складень, с хитрецой уставился на меня.

Как поступил Анатолий?

(Подарил нож Мишке)

Билет № 3

Честное слово, я не ожидал, что всё будет так по-правдашнему интересно!..

Потом, уже не закрывая занавес, девчонки хором спели две песенки, и Мирка наконец объявила, что выступает наш друг Гена Головачёв.

(С каким номером выступал Генка?)

(Выступал со щенком Королём Моргом: Генка играл на баяне, а Морг подвывал под музыку)

Билет № 4

– Ребя, гляньте, гляньте…

На нас надвигались какие-то огоньки. У Витьки подкосились ноги, и он сел. Я соображал не очень ясно, но понял, что сейчас случится что-то ужасное… Огни – ближе, ближе. Они то прятались за стволы, то снова выплывали. И быстро явилась мысль: волки. Но почему они одноглазые?

(Что случилось с героями дальше?)

(К ним на помощь в тайгу пришли взрослые)

Билет № 5

–Дядя Илья! – крикнул я и подошёл к нему, тряся вроде бы ошпаренной рукой. – Дядя Илья, ведро сорвалось.

- Утопил?.. Сейчас… В наш котельный век достать ведро – раз плюнуть. – Шурнув уголь, он безошибочно выдернул из вороха шуровальной утвари кочергу и отправился к баку.

(Что дальше сделал Володя?)

(Кинул шахматы в пламя)

Билет № 6

Есть одна история – усмехнулся Филипп Андреевич.

Стояла как-то наша подводная лодка в Филиппинском море. Была жуткая жара – пекло. Мы – к командиру. «Разрешите искупаться!» «Нет!» Чуть погодя – второй раз, и опять нет! Наконец, в третий. Он нахмурился и приказал: «Построиться на палубе! Форма одежды – плавки!»  Мы обрадовались, построились, ждём. Командир поднялся.

(Что сделал командир?)

(Попросил кока принести кусок мяса и бросил за борт. Появились две акулы и заходили вокруг лодки, высунув плавники. «А теперь купание разрешаю!» - сказал командир.)

Билет № 7

– Рви! – сказал Блин и протянул мне листовку.

Я машинально взял её… Вот уж не думал, что за стихи мне придётся расплачиваться, и так быстро.

- Ну! – подхлестнул Блин. – У нас мало времени.

- Не буду.

- Ха! – воскликнул Блин. – Слышите? Он не будет рвать!..

- Не буду, - повторил я, качая головой.

Они молча двинулись ко мне. Я попятился, соображая, где же самый дальний угол. За дезкамерой. За. А если - …

(Что сделал Володя дальше?)

(Прыгнул на дезкамеру и оттуда «воевал» тюками, свёрнутым ковром, шахматной доской)

Билет № 8

Верёвка не поддавалась ни на сантиметр. Мы налегли изо всех сил, но – увы! И я, холодея, понял, что Генку нам не вытащить!..

Генка, почуя неладное, задёргался сильней.

 - Ык! – Генка начал икать.

- Генк, потерпи! – прошипел я. – Потом наикаешься.

(Что сделали герои дальше?)

(Позвали на помощь дядю Федю и вытащили Генку)

Билет № 9

В полдень заморосил дождь.

- Некстати заморосило, - удручённо вздохнул Толик. – Теперь планер расползётся начисто, он ведь на клею.

 - Не расползётся, - убеждённо заявил Петька.

(Что сделал Петька?)

(Накрыл планер брезентовой курткой деда Митрофана)

Билет № 10

– Давайте Граммофонихе отомстим! – предложил Петька. - Давайте придумаем такое, чтоб она заикаться начала!

На улице уже окончательно стемнело. Мы действовали быстро…

(Что сделали мальчики?)

(Тёмным вечером поднесли к окну Граммофонихи горящую тыкву, чтобы напугать её)

Билет № 11

Я пересёк двор и торопливо поднялся на крыльцо тёти Шуры.

Я вошёл.

Посреди комнаты сидела на стуле женщина. Голова её часто была утыкана какими-то прищепками.

- Здрасьте, - сказал я. – Вот вам, тётя Шура, пригласительный билет на наш концерт. – Я ещё в пьесе играю, Ивана-царевича.

 - Ого!.. Хорош царевич! – усмехнулась тётя Шура.

- Мне бы…

(Что произошло дальше с Володей?)

(Тётя Шура его подстригла)

Билет № 12

– Тикайте… шест кидаю.

Мы стали под кедры: я под тот, где сидел Колька, а Витька – под соседний.

Что случилось с Мишкой?

(Мишка потерял сознание от попавшего ему в голову шеста)

Билет № 13

Генка вдруг задержал готового улизнуть Борьку и сказал:

- Зайдёмте к нам, ребята. Я завтра уезжаю в лагерь. Зайдёмте, - настойчиво повторил он. – Я знаю, что вам не нравится у нас…

 - Да ты что, Генк! Это ты брось!

- Не-не, я знаю!

- Раз так – пошли к ним, парни! – скомандовал я.

(Что делал Генка дальше, пригласив друзей к себе домой?)

(Угощал фруктами, орехами, изюмом из посылки их Алма-Аты)

Билет № 14

Нюська нерешительно сомкнула веки и разинула рот. Я склонился к табуретке, поддел из тряпочки ложкой сахару и начал ссыпать Нюське в рот. Она не выдержала, и, решив попробовать, чем её потчуют, захлопнула рот. Часть сахару просыпалась на пол.

- Ну чего же ты торопишься?

А Нюська распробовала сахар, расширила глазёнки, хлопнула в ладоши и вдруг…

(Что дальше сделала Нюська?)

(Стала слизывать с пола просыпавшийся сахар)

Билет № 15

– А Хромушка? – спросил Колька.

- Мы с Мишкой попрём её на себе, попеременке…

Шурка присел на корточки, подставляя спину. На Шуркиной спине вбегающими позвонками вырисовывались позвонки. Я обхватил овечьи ноги и с трудом приподнял её зад.

- Не могу, - прошептал я…

- Не можешь… Ну-ка, подставляй свою горбушку…

Я подставил. Шурка завозился, неровно дыша, засопел, напрягаясь. А когда вдруг сплюнул и затих, я понял, что он оступился.

- Я же говорил, не допрёте, - сказал Колька.

Что сделали мальчики дальше?

(Привязали Хромушку к барану Чертиле.)

Приложение 2.

Задание 2. «Отгадай кроссворд».

Приложение 3.

Задание 3. «Отыщи слова».

В

ф

о

а

ж

ё

о

ф

е

ж

а

о

н

в

е

и

к

ф

а

н

а

о

л

у

д

и

о

в

е

ж

у

р

ё

и

д

у

е

р

ь

н

ф

а

г

т

е

г

о

н

у

в

а

ж

б

а

е

г

а

в

и

н

и

д

ф

р

о

л

к

в

а

е

р

а

д

и

ь

к

е

р

л

я

г

х

в

а

ь

ф

ь

и

о

н

ж

р

а

и

в

н

м

ы

е

ж

ь

ё

Приложение 4.

Задание 4. «Наведи порядок»

Приложение 5.

Задание 5. «Расшифруй буквы»

НР – нож-река

ШБ – шарнирный бор

РП – раскалённые пауты

ЧД минус 2 – чёртова дюжина минус 2 (11 лет)

КБР – королевство берёзовых рощ

БВК – безводное королевство

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвящённый творчеству К. И. Чуковского

Праздник- презентация проекта по творчеству К. И. Чуковского...

Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского

Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....

Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С.Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым"

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.Участники: Ведущий, учащиеся 1-4 классов, классные руководите...

Литературная викторина, посвящённая творчеству Ганса Христиана Андерсена

Сказки Ганса Христиана Андерсена знают и любят многие дети. Их изучают на уроках литературного чтения в начальной школе. Чтобы сделать ещё более увлекательным учебный процесс, можно провести с учащими...

Викторина посвящённая творчеству А.Л.Барто "Хочу, чтоб жили хорошо Вы!" - проведённая в 3 классе

Викторина предназначена для детей начальных классов. Данную работу можно использовать для бесед, предметных недель,  классных часов и внеклассных мероприятий.[[{"type":"media","view_mode":"media_...