Урок обучения грамоте «Повторение по теме « Буквы Х, Ц. Звуки [х][х’][ц]. Веселые путаницы», 1 класс. Программа «Планета знаний»
материал по чтению (1 класс) по теме
Презентация в программе Smart Notebook помогает разнообразить деятельность на разных этапах урока, огранизовать проверку знаний, повторение, рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Веселые путаницы", 1 класс Планета знаний. Презентация для интерактивнойй доски | 2.65 МБ |
конспект урока "Веселые путаницы", 1 класс Планета знаний | 29.66 КБ |
пояснительная записка | 11.41 КБ |
раздаточный материал | 133.08 КБ |
таблички для доски | 13.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Весёлые путаницы. Повторение по теме « Буквы Х,Ц»" Программа «Планета знаний»
Учитель МБОУ СШ № 7 г. Городца Нижегородской области
Степанова Татьяна Юрьевна.
Цели и задачи:
- Познакомить с особенностями фольклорного жанра «небылица».
- Развивать умение воспринимать небылицы, отличать их от других фольклорных жанров.
- Формировать познавательный интерес и творческие способности. Развивать у учащихся фантазию и воображение.
- Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный, расширять кругозор учащихся.
- Закрепить знания о непарных глухих согласных звуках х,ц
Оборудование :
- Т. М.Андрианова «Букварь» 1-й класс ( программа «Планета знаний»)
- набор карточек с незаконченными стихотворными строчками
- карточки для звуковых схем
- сигнальные карточки – зеленый и красный «светофорчики»
- Презентация для интерактивной доски
Ход урока
1. Организационный момент, эмоциональный настрой, рефлексия настроения.
Красиво сядем:
- Руки (На месте),
-Ноги (На месте),
- Локти (У края),
- Спинка (Прямая)
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, откройте ладошки и скажите: «Я хочу много знать!»
Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости – это учителя, которые хотят посмотреть, как вы научились хорошо читать и работать на уроке. Всем желаю хорошо потрудиться и узнать что –то новое с рока.
Приготовьте светофорчики, подумайте, с каким настроением начинаете урок. Если у вас хорошее настроение -зелёный светофорчик, если грустное – красный.
Итак, продолжаем наше путешествие по городу Алфавитинску (слайд 1.)
2. Повторение изученного
Повторим. , с какими буквами познакомились
Назовем жильцов каждого домика.
1. буквы гласных звуков.
2 буквы непарных звонких согласных звуков
3.Буквы парных согласных звуков
4. Беззвучные знаки
Последний домик заселять начали, расскажите о его жильцах
- Это буквы Х,Ц.
Давайте уточним, почему их поселили в один домик, чем они похожи .Для этого будем читать слова с этими буквами и внимательно слушать , как произносятся звуки этих букв.
Но сначала речевая разминка
Ца-ца-ца - дождик льется без конца.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Цы –цы цы – мы ели огурцы.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
_ Чтение столбиков слов
Откроем букварь на странице 95 (слайд 2)
Прочитайте шепотом первые две строчки., подумайте какие слова вставите в скобки, чтобы они подошли по смыслу.
.хитрый (лис, человек, взгляд)
храбрый ( человек, воин)
-Читаем вслух хором.
-Читают девочки,
-читают мальчики
- Прочитайте слова с мягким звуком х*,
-с твердым х
Вывод буква х дает твердый и мягкий звуки.
Прочитайте слова с буквой ц про себя. Какой звук дает буква?
всегда твёрдый.
- Читает первый ряд , второй, третий ряд.
Можем сказать, почему они в одном домике.? Чем похожи звуки. Согласные, глухие .
Почему один подъезд. – нет звонкой пары..
Слайд открыть среднюю часть (сдвинуть прямоугольник белого цвета)
Буква Х дает звуки ____ [х х,] Повторим хором. Какие это звуки, дайте характеристику. Согласные, мягкий, твердый, глухие звуки (проверим - рука на горлышко)
Буква Ц – звук [ц] всегда твердый, глухой (проверка)
Звуковые схемы
К нам на урок пришел гость с вчерашнего урока чтения. Кто помнит, о ком вчера читали текст?
О цыпленке.
Прочитайте, как его зовут ! (слайд 3)
Составьте схему слова птенец или слова Цыпа , Кто успеет, то обе схемы ( на доске – 2 человека ) Почему Цыпа с заглавной буквы.?
Проверка – светофорчики
Цыпа принес лова, но я не смогла их прочитать, запуталась. Поможете мне?
(слайд 4 , отодвигаю шторку вниз по 1 слову .)
хлопушка ,матрешка, подсолнух, цыпленок, холодильник, циферблат
хоровод, птенец.(циферблат – что означает слово? - часть часов, на которой написаны цифры )
Что растерял Цыпа? буквы гласных звуков. Нужны ли они в русском языке? да. Без них будет путаница.
- А что может обозначать слово «путаница», ваше мнение, объясните своими словами.
- В словаре Ожегова «Путаница - это нечто запутанное, неясное, бестолковое»
3. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром – путаницей. слайд 5(тема урока)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (карточки-помощники, где записаны цели уроков)
- Узнать, что такое путаница.
- Попробовать придумать свою путаницу.
- Внимательно слушать друг друга.
- Моя цель, как учителя: помочь вам получить новые знания.
4. Работа по теме урока.
Работа по букварю с.95 ( слайд 6 с путаницей о птицах, шторка закрыта)),
- Чтение учителем произведения про птиц
- Какое настроение вызвало это стихотворение? (весёлое)
- Бывает ли такое на самом деле? (нет)
- О ком говорится в этом произведении? (о птицах)
- Для чего оно написано? (для того, чтобы развеселить)
- Как можно назвать такое произведение? Почему? (путаницей)
Повторное чтение (хорошо читающий ученик)
- Какие слова нас запутали? Давайте выясним. Один читает, а остальные внимательно следите и хлопните тогда, когда услышите название какого- либо предмета, а не птицы.
(выясняем внешний вид куницы, чижа, чибиса после чтения . на слайде 6 сдвигаем шторку)
В старину такие запутанные стихи очень любили, потому что они были весёлыми и очень добрыми. Называли такие стихи - небылицами.
Послушаем две старинных небылицы
(подготовленные дети читают наизусть) – похожи ли небылицы? Почему?
Вспомните, что мы говорили о колыбельных? Небылица передавалась из уст в уста, каждый мог добавить в неё что-то свое.
Слово «небылица» - произошло от слова «быль», что означает, это было на самом деле. Когда к слову «быль» приставили «не», то получилось, что оно стало обозначать, чего на самом деле не было.
Слова «небылица» и «путаница» - близкие по значению слова. Их называют синонимами. Этим понятием учащиеся пользуются в старших классах.
Физкультминутка
Отдохнем, послушайте песню « Небылицы», выполните движения под музыку.
Выделение особенностей литературного жанра «небылица»:
- Посмотрите на текст небылицы. Как он записан? (в форме стихотворения)
- Докажите (есть рифма)
- Что такое рифма? (рифма, это когда 2 слова, оканчиваются одинаково)
- найдите рифмы из небылицы:
- Птицы – куницы (синицы, лисицы) (рисунки – подсказки приготовить)
- Стрижи – чижи (ежи, моржи)
- Вороны – макароны ( талоны – патроны)
- Кукушки – ватрушки (подушки- хлопушки)
- Подберите свои рифмы…
- А ещё у небылиц есть ритм, т.е мы можем её простучать в ладоши.
Простукивание в ладоши – чтение хором
Подводим итог.
- Что есть у небылицы? (на доске карточки-помощницы, в процессе называния признаков небылицы)
- Рифма
- Ритм
- То, чего нет
Коллективное составление небылицы
задание Сейчас попробуем придумать свою небылицу, используя текст в учебнике, для этого работаем на карточках белого цвета.(Приложение 1) Запишите новые концовки строк , на пустых линеечках : замените старые рифмы новыми, которые сейчас подобрали Подсказка – на слайде 8
( работа в паре – прочитайте друг другу, что получилось, если трудно, попроси помощи у друга)
Прилетели птицы:
Голуби, __________________
Мухи и стрижи,
Чибисы, ___________
Аисты, вороны,
Галки,______________
Комары, кукушки,
Совы и _______________
- Что получилось?
Чтение получившегося текста (листочки на доску – получаются цветочки на магниты0
- Бывает ли такое на самом деле? (нет)
- Есть рифма? (Да)
- Проверьте, есть ли ритм? (да)
- Сделайте вывод: Получилась ли у нас небылица? Почему?
Проблемная ситуация А теперь вам предстоит самим восстанавливать путаницу Ирины Пивоваровой «Кулинаки – пулинаки»
По названию понятно , о чем пойдет речь? Это просто веселые слова, значит , дальше будет что – то смешное. Найдем её в Букваре.
(Слайд с текстом 9)
Читает учитель.
Было смешно? не очень, не хватает слов в строчках. Как исправить ситуацию?
Хотите придумать свою смешную путаницу?
1 способ – переставить рифмы в строчках
2 способ - придумать другие рифмы
Работаем в парах на цветных карточках (написан текст небылицы без концовок) (На доске слайд 10)
Подготовьтесь, кто будет читать в вашей паре. Подпишите листочки.
Проверка: Кто переставлял слова? встанут эти пары. Зачитывают несколько
Кто пополнил своими рифмами ? выйдите к доске. зачитайте, что получилось.
(прикрепляют на магнитики на доску получаются цветочки)
У меня тоже есть вариант, послушаем! (формат- цвет фона – зеленый, или фиолетовый)Слайд 10
Хотите узнать, как закончил путаницу автор?
слайд 11 читает учитель. Кому было смешно?
4. Работа со Спутником Букваря. стр. 89
В спутнике букваря тоже есть путаница современного автора Леонида Каминского. В библиотеке можно найти и другие его веселые стихи для детей. Одна из книг так и называется «Урок смеха»
Прочитаем её. Что перепутано? Чтение хорошо читающими детьми.
5 Итог урока. Рефлексия деятельности. Путешествие по Алфавитинску подходит к концу. Посмотрим, кто из вас был самым внимательным
- Вспомните, что есть у небылиц? (называем вместе)
- Рифма
- Ритм
- То, чего нет
Вспомните, что вы делали на уроке. Встаньте у парт
Если такое задание выполняли - хлопаем в ладоши, если нет - приседаем.
- Со звуковыми схемами работали?
- Слова читали?
-Чай пили?
- Рифмы придумывали?
- С горки катались?
- Значение новых слов узнали?
- Конфеты ели?
-Путаницы сочиняли?
- Сильно устали?
Если желаете, дома с родителями попробуйте придумать свою небылицу, не забудьте об особенностях небылиц, можно её проиллюстрировать.
Оцените свою работу на уроке.
Если было все понятно , интересно на уроке - солнышко.
не всё понял, но старался – тучка с солнышком.(на слайде 12) По рядам.
Всем спасибо за урок.
Приложение 1
Прилетели птицы:
Голуби, ________________
Мухи и стрижи,
Чибисы, ________________
Аисты, вороны,
Галки,__________________
Комары, кукушки,
Совы и _________________
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока «Повторение по теме « Буквы Х, Ц. Звуки [х][х’][ц]. Веселые путаницы», 1класс
Программа «Планета знаний»
Учитель: Степанова Татьяна Юрьевна.
Используется авторская презентация для интерактивной доски Smart Notebook
https://youtu.be/0OzABZ8BPi4?list=PLlv1E6XVoUkkYacwybYGLiXQema8AIwFw – видео для физминутки.
Урок подготовлен с использованием следующей разработки Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Весёлые путаницы" Каскова Мария Леонидовна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рифма
Ритм
То, чего нет
- 1.Узнать …
- 2.Попробовать придумать …
- 3 . Много …
- 4. Внимательно слушать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».
Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...
Урок обучения грамоте 1 класс ПНШ "Буква Лл и звуки"
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с презентацией по ФГОС, проведенный для воспитателей д/с и родителей...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.
· Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;· рас...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Буква Б, б. Звук [ б ], [б\']."
Конспект урока по УМК Школа России для 1 класса по теме:"Буква Б, б. Звук [ б ], [б\']."...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]
Задачи урока: · образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.·...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала («Знакомство с буквой Л, л») Задачи урока: образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов...