Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Проблема преемственности между начальной и основной школой актуальна всегда, так как осуществляется переход к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со сверстниками, с учителями. Часто адаптация к новым учителям сопровождается конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг с другом.
Во избежание этого нужно практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5 классов. Будущие учителя-предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4- ого класса познакомится с методикой проведения уроков учителем среднего звена. При этом у каждого будет возможность высказать своё мнение об уроке коллеги. Когда учитель средней школы проводит уроки своего предмета в начальной школе или же учителя четвертого и пятого классов проводят интегрированные уроки, то наблюдается успешная адаптация обучающихся в пятом классе. Такая форма сотрудничества между учителями начальной и основной школы - залог лучшего способа познакомиться с детьми.
Предлагаем технологическую карту интегрированного урока литературного чтения в четвертом классе и литературы в пятом классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме:
«Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Цель деятельности учителя | Углубление знаний о жизни и творчестве Л.Н.Толстого; формирование навыков эпизодического анализа произведения, умений выделять главное и существенное (раскрыть тему и идею прочитанного текста), сравнивать и делать обобщения; развитие читательской грамотности; на примере героя отрывка из повести помочь обучающимся понять важность, значимость образа матери в жизни каждого человека |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные: Определять для себя перспективную цель чтения, понимать значимость произведений великих русских писателей; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и ценности эстетические; участвовать в дискуссиях на нравственные темы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному Метапредметные: Познавательные: понимание ключевых проблем изученного произведения; умение анализировать эпизод из литературного произведения; выявлять его основную мысль, формулировать ее на уровне сравнения и обобщения. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока коллективно; определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания Коммуникативные:осмысленное чтение, умение пересказывать отрывок прозаического произведения; создание устного монологического высказывания разных типов (повествование и описание), участие в диалоге и полилоге; поиск нужной информации через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, Интернет-ресурсы Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-творческой деятельности; формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы, применение технологии АМО(активные методы обучения). |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects |
Средства обучения | компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока |
Основные понятия | Тема, идея, портрет, сравнение и обобщение, эпитет, авторская позиция |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы ствия | Формируемые умения |
1. Мотивация к учебной деятель- ности | Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность(«хочу»). Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (Дети хором – «пять».) – Ребята,посмотрите своим партнерам по плечу, улыбнитесь друг другу, дайте воздушную пять. Я очень рада, что у вас хорошее настроение | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. Применение приема «Посмотри. Подумай. Запиши» | - Внимательно посмотрите на экран. - Кого вы видите на экране? Узнали ли вы кого-нибудь? - Что вы думаете по поводу увиденного? - О чем это вас заставляет задуматься? (на слайде изображены фотографии мам обучающихся.) - Запишите ответы и предложения на своих рабочих листках. | Смотрят презентацию, видят портреты своих матерей. Отвечают на вопросы, анализируя и обобщая увиденное. Записывают свои предложения. воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Выявление места | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | - А теперь, ребята, свои предложения читают вслух члены 1-ой группы. Вниманию других групп: читаем свои предложения, не повторяя мысли других. (Учитель исправляет ошибки в речи учащихся. Хвалит наиболее успешные ответы) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – Ребята, вы уже догадались,о ком и о чем мы сегодня будем говорить на уроке литературы? – Да, вы правы, мы будем говорить о мамах. Учитель на слайде открывает тему урока: «Мама - главное слово в каждой судьбе…» - Скажите, кто такая мама? Что вы можете сказать о ней? Какую роль они играют в жизни человека? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к отрывкам из повести Л.Н.Толстого «Детство». (Учитель рассказывает историю появления повести «Детство». – Эта повесть родилась на Кавказе. Она состоит из трех частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» . А четвертая часть –«Молодость» осталась ненаписанной. Произведение, состоящее из трех частей, называется трилогией.(На слайде: Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.) Особенность этой повести заключена в том, что она основана на воспоминаниях Льва Толстого о своем детстве, о матери. – Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания. Эта повесть автобиографическая. Л. Н. Толстой утверждал, что писал не о своем только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека. - Ребята, понятны ли вам значения слов: детство, отрочество, юность, автобиография? - Что нам нужно делать, чтобы понять содержание произведения писателя? | Формулируют тему и цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Работают в группах, индивидуально, осуществляют лексико-семантическую(словарную) работу. Слушают учителя с целью выхода из затруднений и дальнейшей организации своей учебной деятельности | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и других источников, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
5. Пра-ктическая деятельность по реализации построенного проекта | Выборочное чтение нужных отрывков, выделение главного и существенного в эпизодах. Определение идеи, авторской позиции. Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания | (Организация работы по содержанию отрывка из повести.) - Ребята, что говорит автор о детстве? - Какими словами он выражает свои чувства? - Без кого не может быть счастливое детство? - Как Толстой изображает образ maman в своем произведении? (Организация работы по портретной характеристике образа мамы) – Какими чувствами переполнен этот отрывок? – Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он ее называет. – Как мама называет своего сына? – О чем нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения? – Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? -Что хочет этим сказать автор?(Учитель объясняет, что это и есть главная мысль, идея, авторская позиция) - Ребята, сделайте вывод: какова роль матери в жизни каждого человека и обсудите свои мысли в паре. Вывод: с мамы начинается жизнь. Именно она первая берет тебя на руки, кладет к себе на колени, говорит теплые слова, бережет от трудностей и опасностей и указывает тебе правильную дорогу в жизнь. Именно поэтому мама -главное слово, главный человек в каждой судьбе. | Работют по первому абзацу отрывка. Отвечают на вопросы под руководством педагога, находят эпитеты, характеризующие детство и образ матери. Приводят примеры. Обсуждают свои мысли в паре. Определяют авторскую позицию в сотрудничестве с учителем. Доказывают свои мысли примерами из текста Обсуждение в парах. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
6. Первичное закрепление. | Оценивание своей работы в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания | 1) Игра «Путешествие по сюжету произведения «Детство»(работа в группах) -А теперь определим, кто самый внимательный в чтении текста: 1. Это не человек был, а ангел небесный. (Наталья Николаевна - мать); 2. Для него главное - удобство и наслаждение в жизни, живёт для себя, для своих удовольствий, хотя по-своему любит жену и детей. (Петр Александрович - отец) 3. Знал, что не хорош собой, каждый намек на наружность, больно оскорблял, умные глаза, приятная улыбка, воображал, что нет счастья на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, всё отдал бы за красивое лицо. (Николенька) 4. Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам. (maman) 3). (Организация работы по составлению монологической речи.) - Дорогие ребята, мы с вами увидели, как даже самые великие писатели любили своих мам, очень тепло писали о них и с большой любовью описывали их портреты. А сейчас я вас попрошу рассказать о том, как ваши мамы любят вас. | Работают в группах; составляют монологическую речь. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
7.Включение | Обобщение полученных сведений, выполнение тестовых заданий | 1)- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые понятия нашего сегодняшнего урока, напишем терминологический диктант. 1. То, о чем говорится в художественном произведении…(тема); 2. То, что нам хочет сказать автор…(идея); 3. Основная мысль произведения, идея… (авторская позиция) 4. Произведение, в котором автор использует свои личные впечатления и переживания из своей жизни…(автобиографическое произведение) 5. Три произведения одного автора, связанные идейным содержанием…(трилогия) 6. На чем основана повесть Л.Н. Толстого «Детство»? (на воспоминаниях) 7. Отношение Николеньки к своей маме…(любовь) | Принимают участие в работе, пишут терминологический диктант по теоретико-литературным понятиям; проверяют свои работы по эталону | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | 1)Мыслительный приём «3-2-1» - Назовите трёх понравившихся героев повести «Детство»; - Назовите два добрых слова, которых вы сказали бы своей маме; - Назовите один самый понравившийся эпизод из повести «Детство» 2) Учитель читает стихотворение Р. Гамзатова «Берегите матерей» | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу |
9. | Объяснение домашнего задания | 1 группа: Подробный пересказ понравившегося эпизода; 2 группа: Написать мини сочинение о маме с привлечением повести «Детство» Л. Н, Толстого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «Знакомство с Муми-семейством» (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», 1-я часть)
Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги "Шляпа волшебника". Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода....
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "В.Маторин "Дмитрий Донской"
Технологическая карта представляет собой обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.Обучение с использованием ...
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....
Технологическая карта к уроку по литературному чтению. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
Эта технологическая карта получила одобрение педагогов кафедры начального образования Академии постдипломного образования СПб в 2015 году....
Технологическая карта к уроку по литературному чтению. 1 класс. Начальная школа 2100
Литературное чтение. Сказка - цепочка....
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению ( обучение грамоте) и русскому языку (письму)
Согласные звуки [ д],[ д ], буквы Д д...
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского"
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского" для 2 и 4 классов...