Урок обучения грамоте. 1-й класс. Согласный звук [й'] и буква Й, й
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Методическая разработка урока позволяет познакомить с новым согласным звуком [й'] и буквой Й, й. Учит слышать новый звук в речи, выделяя его в словах. Развивает речь, фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnyy_y.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте. 1-й класс. Согласный звук [й'] и буква Й, й
Гетьман Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Цели:
- Познакомить с новым согласным звуком [й'] и буквой Й, й.
- Учить слышать новый звук в речи, выделяя его в словах.
- Развивать речь, фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.
Оборудование:
Учебник по обучению грамоте. Тетрадь. Музыкальное оформление слайда. Запись с пением птиц. Звуковые схемы слов (у каждого ученика, учителя.). Наборное полотно. Текст на карточках (у каждого ученика). Лист-подарок от буквы Й (у каждого ученика). Буква Й на листе, алфавит (плакат) у учителя.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Слайд 2)
– Это что за птица к нам в гости прилетела? (Ответы детей)
Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Чайка.)
(Слайд 3)
– Давайте покажем, как летают птицы. (Запись с пением птиц.)
III. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового (15 мин.)
– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах. Кого пригласим на этот праздник? (ответы детей)
– Послушайте стихотворение. Читает подготовленный ученик.
Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.
(Слайд 4 – животные)
– Кто к нам придёт на праздник? (Джейран, кайман, чайка, лайка)
– Кто нам расскажет об этих животных?
Джейран – небольшой быстроногий козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.
– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто догадался? (В словах есть одинаковый звук [й'])
– Кто догадался, какова тема урока? (Звук [й'], буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать в словах звук [й'], составлять звуковые схемы слов, читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы должны всё узнать о звуке [й'] и букве й.
– Составьте звуковые схемы слов по желанию. 4 ученика у доски, остальные – на местах.
Джейран Чайка Кайман Лайка
IV. Игра «Узнайте звук»
– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й'] в словах:
Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, май, чай.
А теперь наоборот. Игра «Кто больше?». По рядам. Придумайте слова со звуком [й'] в начале слова (йод, йогурт, йог), в середине (майка, зайка, копейка), в конце (каравай, пой, сарай).
Результаты соревнования фиксируются на доске мелом.
(Слайд 5, скороговорка) Хоровое чтение.
– Что можете сказать о звуке [й']? (Он согласный)
– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо. Что заметили? (Этот звук никогда не бывает твёрдым, он всегда мягкий, независимо от того, какая буква после него стоит)
– Какой буквой обозначается на письме этот звук? (Буквой Й. Показ учителем этой буквы.)
V. Физкультминутка для пальцев рук
VI. Первичное закрепление изученного материала
Работа в рабочих тетрадях.
Дети печатают букву Йй в тетрадях.
Работа в тетради по чтению «Я читаю», 1 часть. Страница 23.
Задание. Дописать буквы.
(Ответы: 1) йод, 2) лейка 3) линейка 4) шайба)
– Какие слова по значению непонятны? (Ответы детей)
– Дописать буквы, чтобы получились слова. (Май, мой)
– Чем похожи слова? (Согласные буквы одинаковые)
– Чем отличаются? (Гласные буквы разные, значения слов тоже: май – это весенний месяц года, имя существительное; мой – это местоимение)
Работа в учебнике. Страница 34.
– Послушайте текст. Чтение текста 1.
– Читаем «птичьим базаром» хором. Что заметили? (Надо вставить буквы)
– Читаем и дописываем буквы в словах. Какие буквы дописали? (Букву й)
– Дайте характеристику букве Й. (Буква Й обозначает согласный, мягкий, звонкий звук)
– А теперь попробуем прочитать текст по ролям. Текст 1. Текст 2.
Самостоятельная работа.
– Прочитайте слова.
– Прочитай слова. (Чайник, лейка, таз, воробей)
– Впиши буквы. Как называются их звуки? (Гласные и согласные)
– Какое слово здесь «лишнее»? (Таз)
– Какой предмет «лишний» на рисунке? Раскрась его.
Взаимопроверка.
VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Чтение текста на карточках (у каждого ученика – карточка)
– Буква Й рада за вас. Вы очень быстро справляетесь с конкурсами. Поэтому она вас просит помочь ей выйти из-за затруднительного положения. Буква Й что обозначает? (Звук согласный, мягкий, звонкий)
– А вот буквы алфавита считают, что она не гласная и не согласная.
Заскучали буквы в алфавите.
– Споём? – сказала одна своей соседке.
– Я не умею, – грустно сказала та.
– А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и!..
– Й…й…й…
– И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
– Я не гласная.
– Согласная, что ли?
– И не согласная.
– Кто же ты?
– Я…я – полугласная.
– А такие разве бывают?
– Одна я такая…
– Ну, и кому ж ты, полугласная, нужна?
– Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
– Стои – жалко, что ли.
– Не «стои», а «стой». Вот и пригодилась!
– Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
– Сама догадайся… (А. Шибаев)
Кто же догадался о каком знаке идёт речь? (Ответы детей)
– На каком месте в алфавите живёт буква й' (Рассмотрев алфавит, на 11 месте. Соседи этой буквы: буква И и буква К.)
VIII. Итог урока
– Что было интересного?
– Что не интересного?
– Буква Й очень довольна праздником. (Слайд 6)
– Она вам дарит подарок на память на карточке – листе и просит раскрасить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отккрытый урок по обучению грамоте в 1 классе «Согласные звуки [к], [к’],буквы К, к" по УМК "Начальная школа 21 века"
Цели урока:· познакомить детей с согласными звуками [к] и [к'], буквами К, к;· вырабатывать ...
Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р."
Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р." проведён по программе "Школы России" по ФГОС. Есть работа с интерактивной доской, с печатными тетрадями, просмотр мультфи...
конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "
конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...
Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.
Создаётся мотивация к УД (чтение стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение на...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м»
Урок обучения грамоте в 1 классе«Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м»...