Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные звуки [м], [м']. Буквы М, м»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте в 1 классе
«Согласные звуки [м], [м'].
Буквы М, м»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnye_bukvy_m_m.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 имени О.А. Морозова»
Урок обучения грамоте в 1 классе
«Согласные звуки [м], [м'].
Буквы М, м»
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Миненкова Татьяна Николаевна
г. Ефремов
2016г.
Тема урока: « Согласные звуки [ м ], [м']. Буквы М, м » .Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Методы: продуктивный, частично-поисковый.
Цель урока: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;
- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной и индивидуальной работы, групповая работа, работа в парах.
Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.
Образовательные задачи:
-учить звуковому и сравнительному анализу слов;
-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;
-расширить знания детей об окружающем мире.
Развивающие задачи:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в паре и группе;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;
- способствовать обогащению словарного запаса;
- развивать мышление, речь, память, внимание
Воспитательные задачи:
- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России;
- воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- проявление интереса к содержанию урока;
- уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения строительства Москвы для развития нашего Отечества;
- проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю;
- проявление любознательности к изучаемому материалу;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
- формировать умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
- развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление;
- выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации;
- тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя.
Регулятивные:
- формировать умение определять цель деятельности на уроке;
- формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом;
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные результаты:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
- соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
- уметь моделировать схемы слов, читать их сравнивать слово и предложенные схемы;
- продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку; учебник «Русская Азбука» 1 класс В.Г.Горецкий, карточки с буквами и слогами.
Литература для учителя:
- Рабочая программа «Литературное чтение» авторов Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. предметная линия учебников «Школа России», М: «Просвещение», 2014г.
- Стандарт начального образования по литературному чтению.
Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс
Литература для обучающихся:
- Учебник «Азбука» Горецкого В. Т, Кирюшкина В.А., Виноградской Л.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок/ СЛАЙД 1 - Звенит звонок, зовёт звонок. - Сейчас сядут те ребята, чье имя начинается с гласного звука, затем – с твердого согласного звука, а теперь – с мягкого согласного. - Сегодня у нас необычный урок. Мы принимаем в стенах нашей школы ваших воспитателей. Вы долгое время провели в детском саду и многому научились. А сегодня воспитатели хотели бы увидеть вас в новом качестве – в роли учеников. СЛАЙД 2 - Мы продолжаем путешествие по Стране звуков и букв. Нам предстоит раскрыть тайны родного языка, расширить знания о нашей Родине. СЛАЙД 3 - Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. А чтобы все получили удовольствие от работы, не надо забывать следующие правила:
Правила работы: 1.Не выкрикиваем 2.Мы слышим друг друга. 3.Учимся работать сообща. | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Приветствуют гостей. Уч-ся садятся на свои места. | Личностные: воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка; Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Регулятивные Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Личностные: воспитывать положительную мотивацию к учению; формировать интерес к изучению родного языка. Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Мотивация к учебной деятельности. | СЛАЙД 4 - Эпиграфом урока будет одна пословица. А прочитать ее сможете, только поднявшись по ступенькам знаний. « Мало уметь читать, надо уметь думать». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Уч-ся читают пословицу. Высказывания детей. | Личностные: проявление интереса к содержанию урока. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний. Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Развивать логическое и вариативное мышление | - Посмотрите внимательно на доску: а мо му и ы ми у о ма ме м е мы - Разделите записи на 2 группы. | В первую группу – буквы, во вторую – слоги – слияния. | Познавательные: -выделение существенных признаков, классификация; -сравнивать предметы, объекты; -находить общее и различие; |
Постановка учебной задачи. Работа с буквами. | СЛАЙД 5 - Поработаем с буквами. - Найдите «лишнюю» букву. СЛАЙД 6 -Какая проблема у нас возникла? - Что же на уроке вам предстоит выяснить? | Называют буквы. Объясняют выбор. -Встретилась новая буква. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, помогаю формулировать цели занятия. Озвучивают цели и задачи урока. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: Личностные: |
Цель: познакомиться со звуками [м], [м’] и буквой, обозначающей их на письме. Работа со слогами. | СЛАЙД 7 - Прочитайте слоги. Какое задание вы можете предложить?
-Что общего в этих слогах?
-Давайте разделим их на 2 группы. - По какому признаку выделили группы? Слайд 8 МА МИ МО МЕ МУ МЫ -Назовите слоги, которые являются словами. | Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Распределяют слоги.
| Познавательные: Формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания, развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление. Предметные: - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; - соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове; -продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают. |
Выделение новых звуков. Цели: - учить звуковому и сравнительному анализу слов; -организовать работу учащихся по составлению характеристики новых звуков, определение его в словах. -развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи; | - Назовите первый звук в слогах правой группы. [м'] - Произнесем его. Дайте характеристику звуку. - Произнесите этот звук, повернувшись друг к другу лицом. Проследите за артикуляцией. - Какой общий вывод можно сделать? ( Побуждает к высказыванию своего мнения.) | Выполняют действия по заданному плану | Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные: - умение работать по предложенному алгоритму. |
Формулирование темы урока | СЛАЙД 9 - Значит, какая тема сегодняшнего урока? - Найдите эту букву в алфавите в «Азбуке». -Что скажете о месте нахождения буквы «М»? - Молодцы! | Озвучивают тему урока. | Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: |
- А сейчас я предлагаю вам отправиться на экскурсию в очень красивый город. - Отгадав ребус, вы узнаете, какой именно. СЛАЙД 10 (ребус) - Произнесите слово «Москва». - Что вы заметили? - Что вы еще можете сказать об этом слове как о единице речи? | Наблюдают за изменением | Коммуникативные: -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -слушать и понимать речь других. | |
СЛАЙД 11 - Мы с вами уже совершали заочное путешествие по Москве на уроке окружающего мира. -Расскажите нашим гостям, что вы знаете о Москве | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу | Коммуникативные: -строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом; -формируется умение слушать и понимать других; | |
Чтение стихотворения о Москве | СЛАЙДЫ 12-13 «Москва»… это слово живет в сердце каждого россиянина. Во все времена поэты и художники воспевали этот прекрасный город. - Послушайте замечательное стихотворение о Москве. | Создает эмоциональный настрой на прослушивание стихотворения | Познавательные: - расширение кругозора младших школьников; - создание условия для развития познавательного интереса. Личностные результаты: - проявление интереса к содержанию урока; - проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю; - проявление любознательности к изучаемому материалу; |
Рассказ учителя о Москве | -Более 850 лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля. СЛАЙД 14 - Он был из толстых дубовых бревен. СЛАЙД 15 -А потом его построили из белого камня, и Москва стала называться белокаменной. СЛАЙД 16 - Сердцем Москвы является Красная площадь - У кремля есть 20 башен. Самая красивая из башен Московского Кремля Спасская. СЛАЙД 17 - На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. СЛАЙД 18 - На Красной площади находится Покровский собор, известный всем под другим названием Храм Василия Блаженного. СЛАЙД 19 Известна во всем мире своей удивительной коллекцией картин Третьяковская галерея | Создает эмоциональный настрой на прослушивание информации о Москве | Познавательные: - расширение кругозора младших школьников; - создание условия для развития познавательного интереса; - формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
|
Словарная работа. Цель: расширение словарного запаса учащихся. | СЛАЙД 20 - Москва относится к числу самых крупных городов мира. В современном языке часто применяют к Москве такое слово, как «МЕГАПОЛИС». -Как вы думаете, что означает это слово? Мегаполис – «мега» - большой, огромный; «полис» - в переводе с древнегреческого языка «город, государство». | Учащиеся высказывают свои предположения |
- выдвигать гипотезы и предположения; -переносить знания в новые ситуации; - учиться выяснять значение новых слов. |
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. Работа в группах. Дифференцированное задание. | - Сейчас задание для групповой работы. Разделимся на группы. Не забудьте о правилах работы. - Выполните задания, указанные у вас на листочках. (Раздает карточки с заданиями. Уточняет понимание учащимися задания) 1группа – Составьте предложение, используя слова: в, Мы, России, живем. 2группа - Составьте предложение, используя слова. Добавьте пропущенное слово. … - столица нашей Родины. 3группа - Составьте предложение, используя слова: большой, Этот, город, и, красивый. Поставьте над словами ударение. 4группа - Составьте предложение, используя слова: столицей, Мы, своей, гордимся. - Подчеркните подлежащее и сказуемое. | Учащиеся делятся на группы в соответствии с цветом кружочков на парте. Обеспечивает мотивацию выполнения | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Коммуникативные: -умение объяснять свои действия; -сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения; -умение объяснять свои действия; -вступать в диалог (отвечать на |
Проверка выполненной работы. | СЛАЙД 21 -Что у нас получилось? - Докажите. Прочитайте текст. - Озаглавьте его. -Какая основная мысль этого текста?
| Читают связный рассказ. | Коммуникативные: -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи -слушать и понимать речь других. -выразительно читать текст. -вступать в беседу на уроке Познавательные -смысловое чтение; -понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала Работа в парах. | - А сейчас хочу предложить вам интересное задание. Поиграем в игру «Будь внимателен». - Работаем в парах. Соблюдайте правила работы в парах. Задание на карточках: 1ряд – вычеркнуть только гласные буквы
А О У А Е Я Ы М Е У О 2ряд – вычеркнуть только согласные буквы С М Т К В Т И С П Р В К 3ряд – вычеркнуть буквы, обозначающие глухие согласные звуки С Т К Т К С Р С Т К С Т | Познавательные: тренировка памяти, развитие способности концентрировать внимание; Коммуникативные: -формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; -владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение; -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: - овладение умением понимать учебную задачу и стремление её выполнять | |
Проверка выполненной работы. | 1ряд – Какая буква у вас осталась? (М).
2ряд – А какая у вас? (И) 3ряд – А у вас?(Р)
-Какое слово получилось? (МИР) Где находится новая буква в этом слове? Какой звук она обозначает? - Это слово очень важное. - Как вы думаете, почему? | Выставляют карточки с буквами на доске. | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
|
Самостоятельная работа со схемой слова. Цель: развитие умения моделировать схемы слов. Проверка самостоятельной работы | - Составьте схему слова «МИР». СЛАЙД 22 -Кто составил схему правильно? - Молодцы! Улыбнитесь своей работе. | Учащиеся выкладывают схему слова из карточек на парте. Самопроверка по слайду презентации.
| Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками. Работать в группах. Предметные: умение моделировать схемы слов, читать их сравнивать слово и предложенные схемы. Регулятивные: |
Физкультминут-ка Цель: снять усталость с глаз. | СЛАЙДЫ 23-24 -Наши глаза уже успели устать. Давайте немного отдохнем. | Выполняют упражнения. | |
Выяснение лексического значения слова «МИР». | СЛАЙД 25 -Прочитайте предложения. Какое слово повторяется? Москва – самый красивый город в мире. Люди должны сохранять мир на Земле. Что вы заметили? (Слово имеет разные значения.) - Как это называется в русском языке? (многозначность) - В каком же значении может использоваться это слово? МИР – отдельная область Вселенной, планета МИР – отсутствие вражды, ссоры, войны. - Значений у этого слова очень много. О других вы узнаете чуть позже. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | |
СЛАЙД 26-27 -Символом мира является белый голубь. Мне хочется пожелать, чтобы вы никогда не знали, что такое война, чтобы в вашем доме царила любовь, покой и понимание. Наше будущее в наших руках. | Личностные: -принятие и освоение социальной роли обучающегося | ||
Работа над пословицами. | - Прочитайте пословицы в «Азбуке» на стр. 84. - Как вы понимаете их смысл? Кто сеет мир, пожнет счастье. Мир строит, а война разрушает. | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |
Самостоятельное чтение текста в учебнике стр. 85 | Откройте «Азбуку» на странице 85. прочитайте текст «На уроке». - О каких еще важных словах упоминается в тексте? - Почему они тоже важные? | Самостоятельное чтение Ответы учащихся. Без мира нет счастья, без мамы нет жизни, без Москвы нет России | |
А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать». - Правы ли оказались мы в своих первоначальных рассуждениях?
- Удалось ли нам выполнить поставленные в начале урока задачи? -Значит, вы поднялись еще выше на ступеньку «лестницы знаний». | Коммуникативные -сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения; -умение объяснять свои действия; -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы. Личностные: -принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
Итог урока. Рефлексия. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | -Молодцы, ребята! Вы хоро- рошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня стстарались особенно внвнимательно выслушивать отответы друг друга, не поповторять ответы других, хохорошо анализировали. - А вам понравилось, как мы се сегодня работали? - Что особенно вам понравилось? - Кого вы хотели бы поблагодарить? - Что нового узнали? -Передайте свое настроение с помощью соответствующего смайлика. (Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.) | Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме . Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
Конспект урока, презентация, самоанализ....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Урок обучения грамоте 1 класс Согласная буква Н, звук [н, н\']
Сегодняшний урок мы проведем вместе с любимыми героями сказок и мультфильмов, кто это, вы узнаете, отгадав мои загадки:...
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс: Согласные звонкие звуки [в], [в\']. Буквы В, в
УМК "ПНШ"...
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....
урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"
Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...