Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Создаётся мотивация к УД (чтение стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение над графическим обликом буквы. Чтение слогов, слов, предложений. Работа с текстом. Рефлексия ( что получилось, что было трудным).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_f_moy_otkrytyy_urok.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Обучение грамоте (чтение)
Класс: 1 класс
Тип урока: Изучение нового
Технологическая карта изучения темы: Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.
Тема | Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф. |
Цели | Образовательные: - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»; - упражнять в чтении слов с новой буквой; - формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’]. – формировать умение различать гласные и согласные звуки; – формировать умение выделять звук в слове; – формировать навык сознательного чтения; – формировать умение правильно ставить логическое ударение; – формируем умение работать в паре; – формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию); Расширять словарный запас учащихся и кругозор; Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям . - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать название и начертание строчной буквы ф. Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать слова, предложения с изученными буквами. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Согласные звуки [Ф], [Ф’], строчная буква «ф». |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - электронные физкультминутки - презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; ΙΙ. Актуализация знаний Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит. - Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю. - Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает. - Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам? - Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового). - Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать и писать слова с новой буквой). - Но сначала Филин хочет посмотреть, что мы уже умеем делать 1. Какие буквы спрятались. На какие группы вы их разделите? 2. Составление из слов предложения. Марина у кукла была - Прочитайте предложение с вопросительной интонацией. -Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин. - Посмотрим, правы мы или нет. - Посмотрите на рисунки, что их объединяет? - Определите тему урока. Назовите её. – Давайте составим план урока. Составление плана урока | Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение ориентироваться на развороте учебника; Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Цели: - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»; - формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’]; -формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы; - организовать работу над совершенствованием навыков чтения слогов; -развивать фонемати-ческий слух. |
План (примерный)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.). 1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фрукты и фиалка. – Что нарисовано на картинках? (фрукты, цветок фиалка.) – Сколько слогов в слове фрукты? (Два.) – Назовите первый слог. – Произнесите первый звук. – Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) 2) Звуко-буквенный анализ слова фрукты выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.) 3) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков. ФИЗМИНУТКА 4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф. – На что похожа буква Ф? Всем известно без подсказки: Буква Ф – Как ключ от сказки. Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов) 5) Завершение схемы-«человечка» буквы Ф. – Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке? | |
ΙV. Применение нового знания Цель: - организовать работу над совершенствованием навыков чтения слов с изученными буквами; - организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой; - организовать работу над текстом; - развивать умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией; | 1. Чтение слогов (с. 140). – Прочитайте слоги. – Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом. – В каких словах встретятся эти слоги? – В чём различие слогов верхней и нижней строчки? 2. Чтение слов. (с. 140) – Просмотрите слова на этой странице. – Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.) – Прочитайте слова про себя. – Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.) – Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.) – Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) – Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.) – Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.) – Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) – Найдите слово, называющее маленький фонарь. – Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.) – Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) – Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.) – Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. – Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.) – Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) – Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.) 1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. – Прочитайте его. – Сколько слогов в этих словах? – Почему? – Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) – Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.) – Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.) Работа в паре. – Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов. Несколько предложений озвучивается и анализируется. 2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.) – Что указывает на мягкость предшествующего согласного? – Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.) – Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.) – Прочитайте последнее слово. (Факел.) – Кто из вас видел факел? Как он выглядит? – Для чего и где используют факел? (Светильник на рукоятке.) 3) – Прочитайте слова последнего столбика. – Есть ли у этих слов что-то общее? – Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) – А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) – Что особенного в написании этого слова? – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Чтение слов и предложений. 1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения. Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке. Фотоаппарат – аппарат для фотографии. Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека. – Что объединяет слова? (Они однокоренные.) 2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-. – Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.) – Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.) – Что такое флагшток? (Шест для флага.) 3) Чтение предложения. – Какое предложение записано над картинками? Прочитайте. – Соответствует ли предложение картинкам? – Сколько частей в предложении? – Как догадались? – Какие слова записаны с большой буквы? – Почему? – Выделите заглавные буквы. – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) 4. Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141). 1) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. – А кем может работать папа? – Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст? 2) Чтение текста самостоятельно. а) Выявление первичного восприятия. – Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова? б) Повторное комментированное чтение вслух. Папина профессия. Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?) Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!) Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?) Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами. в) Обобщающая беседа. – Какой фрагмент текста изобразил наш художник? – Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.) – А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.) – Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.) – А чем увлекается Саша Ефимов? г) Проблемный вопрос к тексту. – А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова? – Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа? 3) Работа с текстом после чтения. – Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?
| формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД) формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД) формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации; формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации (познавательные УУД) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) эстетическое воспитание. формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД) формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД) формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации. (познавательные УУД) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД) |
V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке (5 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | ТООУ (технология оценивания учебных успехов) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты). |
VΙ. Домашнее задание (по желанию) | Нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, н...
Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, н...
Конспект обучение грамоте 1 класс " Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т"
Разработанные конспекты уроков для начальной школы...
Конспект урока по обучению грамоте.Чтение. Тема. Согласные звуки {л},{л,}. Буквы Л,л.
Урок изучения новых знаний. УМК: Школа России....
Технологическая карта Обучение грамоте 1 класс Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.
Технологическая карта Обучение грамоте 1 класс Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с....
Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.
Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....