Филологический анализ рассказа А.П.Чехова "Ванька"
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс) по теме
Филологический анализ определяется глубоким и всесторонним анализом, своего рода соединением литературоведческой информации, и лингвистического анализа, где обосновывается авторская позиция, посыл, языковые средства, идейное содержание.
В документе содержатся рекомендации по анализу рассказа в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filologicheskiy_analiz.doc | 75 КБ |
konspekt_otkrytogo_uroka_apchehov_vanka_rabota_nad_soderzhaniem-.doc | 47 КБ |
zadaniya_dlya_raboty_nad_rasskazom.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по анализу
- Первичное восприятие текста.
А) Для первичного восприятия текста детьми, учителю необходимо начать со вступительной беседы: «Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.»
Б) Чтение текста
- читает сам учитель
- читают заранее подготовленные ученики
Остальным ребятам необходимо следить по учебнику.
- Проверка первичного восприятия текста.
Для проверки первичного восприятия текста, учитель использует вопросы:
- Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
- Какие чувства испытали?
- Что взволновало?
- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
- Докажите.
(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
б) Моделирование обложки (магнитная доска).
- Какое произведение прочитали? Покажите.
- Кто автор этого рассказа?
- Как озаглавлен рассказ?
3.Чтение и анализ произведения.
Для анализа произведения, учитель использует наводящие вопросы филологического характера:
- Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?
а) Словарная работа.
- Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.
(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)
- заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
- образ – икона;
- шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
- людская – помещение для слуг в барском доме;
- дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
- подмастерье – помощник мастера;
- клирос – место певчих (хора) в церкви;
- сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
- восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
- судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
- почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
- ночь под рождество – церковный праздник;
- кадриль – пляска в четыре пары;
- кредитом не пользуется – не вызывает доверия.
б) Выборочное чтение по вопросам учителя.
- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.
- Как звали главного героя?
- Сколько ему лет?
- К кому он был отдан в ученье?
- как жилось ему у сапожника?
- Какие средства выразительности использовались писателем чтобы описать жизнь Ваньки у сапожника?
- Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
- А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
- Какие средства выразительности использует писатель чтобы описать проблемы мальчика?
- Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
- Почему же Ванька не ложился спать?
- Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
Физкультминутка.
в) Работа в парах.
- Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика.
«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».
г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».
- А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?
Прочитайте задание.
- Чтобы выполнить задание, необходимо вернуться к тексту. А ребятам, у которых лежат конверты, помогут выполнить задание карточки.
4.Знакомство с шедеврами мировой культуры
- Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
- Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
- Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)
- Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?
Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.
5. Обобщающая беседа.
Беседа проводится со следующими вопросами:
- Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
- Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права»)
Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.
- А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
- Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
- Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
6. Итог урока
- С творчеством, какого писателя мы познакомились?
- Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
- Назовите произведение, с которым познакомились.
- Что понравилось вам на уроке?
Предварительный просмотр:
Тема: А.П. Чехов « Ванька». Работа над содержанием.
Цель: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века; Задачи:
Образовательная: работать над содержанием произведения; формировать навык осознанного и выразительного чтения; учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; обогащать словарь учащихся, развивать связную устную речь; закреплять навык грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор учащихся; развивать слуховое восприятие на материале соц- организационных вопросах;
Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экран, таблички, тексты на партах, портрет Чехова.
Ход урока
I Организационный момент. слайд 1
[Какой сейчас урок?]
Сейчас урок чтения.
[Какой урок по счёту?]
По счёту второй урок.
[Вы готовы к уроку?]
Да, мы готовы к уроку.
III. Подготовительная работа ( сведения об авторе) слайд 2
Чей это портрет? Кто это?
Это Антон Павлович Чехов.
Что вы можете о нём сказать?
Это великий русский писатель.
Давайте послушаем сообщения, которые приготовили девочки о жизни и творчестве Чехова.
1 сообщение слайд 3-5
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца. В 19 лет Чехов приезжает в Москву. Позади осталось трудное детство, годы нищеты. Он поступает на медицинское отделение Московского университета и сразу начинает писать рассказы.
2 сообщение слайд 6
Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел дружить с ними. Писателя волновала судьба детей из народа, которым жилось тяжело. Он описал их жизнь в своих рассказах.
Ребята, а какие рассказы Чехова вы знаете? слайд 7
« Каштанка», « Белолобый», « Мальчики»,
Некоторые из них мы уже читали, с другими вы познакомитесь позднее.
Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён? слайд 8
Это бедный мальчик, который приехал из деревни в город.
Тяжелая доля выпала детям старой России.
3 сообщение слайд 9
Голод и тяжёлая жизнь в деревне вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Дети шли работать на заводы, их отдавали в ученье. Посмотрите, на картине Перова "Тройка" дети тянут тяжелую поклажу.
IV. Сообщение темы урока.
О жизни такого мальчика мы узнали из рассказа Чехова.
Как называется рассказ?
Рассказ называется « Ванька».
Сегодня на уроке мы закрепим наши знания
V.Словарная работа. слайд 10- 14
Давайте вернёмся к нашим словам и вспомним их значение.
( слова записаны на доске, значения этих слов на отдельных карточках, которые лежат на партах перед учащимися. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим словом. Работа по группам)
VI. Беседа с выборочным чтением по теме. слайды 15-18
О чём этот рассказ?
Этот рассказ о тяжёлой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину.
Кто главный герой рассказа?
Главный герой Ванька Жуков. Он сирота.
Что значит сирота?
У него нет родителей.
Сколько ему лет?
Ваньке девять лет.
Докажите словами из текста.
У кого Ванька живёт в городе?
Ванька живёт у сапожника Аляхина в Москве.
Как ему живётся ?
Ваньке живётся тяжело, плохо.
Найдите и прочитайте о том, что жизнь у сапожника была тяжёлой.
В какое время года происходят события? Какой праздник приближался?
Была зима. Приближалось Рождество.
Чем занимается Ванька в городе?
Ванька днём и ночью качает люльку с ребёнком, чистит селёдку, выполняет работу по дому. Он прислуга.
Как с ним обращаются хозяева и подмастерья?
Все Ваньку бьют, не жалеют его, насмехаются.
Как живётся Ваньке в городе?
Ваньке в городе живётся плохо.
Да, Ваньке в городе жилось плохо, поэтому он часто вспоминает свою жизнь в деревне.
Как ему жилось в деревне?
Почему жизнь в деревне была счастливой?
Он жил среди родных людей, которые его любили.
О чём мечтал Ванька?
Он мечтал вернуться в деревню.
Давайте сделаем вывод.
Вывод по опорным словам.
Ваньке нравилось жить в деревне, потому что …….
Ванька жил в деревне с …., ……., барышня Ольга Игнатьевна ……,
поэтому…..
Вывод: Жизнь Ваньки можно разделить на две части:
- Жизнь в деревне (какая?)…
- Жизнь в городе (какая?)…
VII. Работа над письмом.
Ребята, у вас на партах лежит конверт с письмом. Слайд 19
Письмо написал Ваня Жуков.
Кому и куда написал Ванька?
Он написал своему дедушке Константину Макарычу в деревню.
Давайте его прочитаем. ( читает письмо один ученик)
Письмо
Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
“ Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
О чём Ванька просит деда в письме?
Он просит деда, чтобы он приехал, пожалел и увёз его в деревню.
А то Ванька помрёт от такой жизни.
А теперь послушайте , что Ванька дальше сделал с письмом.
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке
Потом подумал и прибавил: “Константину Макарычу”.
Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу…
Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.
Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?
Дедушка не получит письмо, так как Ванька не указал адрес.
Ребята, я предлагаю изменить концовку рассказа.
Когда Ванька пишет письмо?
Пишет в ночь перед Рождеством.
Что такое Рождество?
Это добрый праздник, от которого ждут чуда.
Вот и наш Ванька тоже верил в чудо, которое должно произойти с ним в Рождество.
Какая мечта у Ваньки?
Вернуться в деревню к дедушке.
VIII. викторина по рассказу (слайд 20)
X. Итог урока. Выставление оценок за урок. Домашнее задание по выбору слайд 21
Предварительный просмотр:
Задания для работы над рассказом А.П. Чехова «Ванька»
в 3 классе по системе Эльконина-Давыдова.
Устные вопросы:
- Как автор относится к своему герою? В каких эпизодах мы это чувствуем?
- Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нём чередуются? Какие части изложены от лица автора? Какие от лица Ваньки?
- Как автор относится к своему герою? В каких эпизодах мы это чувствуем?
- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?
- «На деревню дедушке»… Эта фраза в нашей речи стала фразеологизмом. Что она означает?
- Как вы думаете, почему так вышло с адресатом?
Письменные задания:
- Проанализировать развитие характера деревенского мальчика Ваньки. Написать исследовательское мини-сочинение на эту тему.
- Представьте, что письмо Ваньки всё же дошло до адресата. Придумайте и напишите ответное письмо деда внуку Ваньке.
3. Кому бы вы написали своё письмо? Что бы вы написали в своём послании? Напишите сочинение объёмом в 1 страницу своему адресату.
4. Какая разница в значении слов «кушать», «есть», «трескать»? Найдите, когда Ванька их употребляет. Напишите доклад о значении и происхождении этих слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План анализа рассказа и басни.
2-4 класс....
Система вопросов для анализа рассказа В.К.Железнякова "Три ветки мимозы"
С какой целью автор написал этот рассказ? Рассказ называется "Три ветки мимозы". Почему именно так?...
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"
Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...
Анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка" (4 класс)
В данной статье проводится подробный анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка", предлагаются задания, раскрывающие идейно-художественное содержание произведения....
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...
ДЕКАБРЬ 2016 г. План анализа рассказа
План анализа рассказа...
Анализ стихотворений: А. Майкова « Колыбельная песня» М. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный» Анализ рассказа В. Осеевой «Сыновья»
: Анализ стихотворений: А. Майкова « Колыбельная песня» ...