Филологический анализ рассказа А.П.Чехова "Ванька"
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс) по теме

Видякова Юлия Юрьевна

Филологический анализ определяется глубоким и всесторонним анализом, своего рода соединением литературоведческой информации, и лингвистического анализа, где обосновывается авторская позиция, посыл, языковые средства, идейное содержание. 

В документе содержатся рекомендации по анализу рассказа в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по анализу

  1. Первичное восприятие текста.

А) Для первичного восприятия текста детьми, учителю необходимо начать со вступительной беседы: «Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.»

Б) Чтение текста

- читает сам учитель

- читают заранее подготовленные ученики

Остальным ребятам необходимо следить по учебнику.

  1. Проверка первичного восприятия текста.

Для проверки первичного восприятия текста, учитель использует вопросы:

  • Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
  • Какие чувства испытали?
  • Что взволновало?
  • К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
  • Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

б) Моделирование обложки (магнитная доска).

  • Какое произведение прочитали? Покажите.
  • Кто автор этого рассказа?
  • Как озаглавлен рассказ?

3.Чтение и анализ произведения.

Для анализа произведения, учитель использует наводящие вопросы филологического характера:

  • Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?

а) Словарная работа.

  • Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.

(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)

  • заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
  • образ – икона;
  • шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
  • людская – помещение для слуг в барском доме;
  • дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
  • подмастерье – помощник мастера;
  • клирос – место певчих (хора) в церкви;
  • сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
  • восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
  • судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
  • почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
  • ночь под рождество – церковный праздник;
  • кадриль – пляска в четыре пары;
  • кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

б) Выборочное чтение по вопросам учителя.

- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

  • Как звали главного героя?
  • Сколько ему лет?
  • К кому он был отдан в ученье?
  • как жилось ему у сапожника?
  •  Какие средства выразительности использовались писателем чтобы описать жизнь Ваньки у сапожника?
  • Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
  • А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
  • Какие средства выразительности использует писатель чтобы описать проблемы мальчика?
  • Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
  • Почему же Ванька не ложился спать?
  •  Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

Физкультминутка.

в) Работа в парах.

  • Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика.

«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».

г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».

  • А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?

Прочитайте задание.

  • Чтобы выполнить задание, необходимо вернуться к тексту. А ребятам, у которых лежат конверты, помогут выполнить задание карточки.

4.Знакомство с шедеврами мировой культуры

  • Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
  • Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
  • Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)
  • Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.

5. Обобщающая беседа.

Беседа проводится со следующими вопросами:

  • Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
  • Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права»)

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.

  • А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
  • Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
  • Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
  • Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
  • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

6. Итог урока

  • С творчеством, какого писателя мы познакомились?
  • Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
  • Назовите произведение, с которым познакомились.
  • Что понравилось вам на уроке?




Предварительный просмотр:

Тема: А.П. Чехов « Ванька». Работа над содержанием.

Цель: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей         XIX века; Задачи:

Образовательная:  работать над содержанием произведения; формировать навык осознанного и выразительного чтения; учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; обогащать словарь учащихся, развивать связную устную речь; закреплять навык грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.

Развивающая: развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор учащихся; развивать слуховое восприятие на материале соц- организационных вопросах;

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экран, таблички, тексты на партах, портрет Чехова.

Ход урока

I Организационный момент. слайд 1

 [Какой сейчас урок?]

Сейчас урок чтения.

[Какой урок по счёту?]

По счёту второй урок.

[Вы готовы к уроку?]

Да, мы готовы к уроку.

III. Подготовительная работа ( сведения об авторе) слайд 2

Чей это портрет? Кто это?

Это Антон Павлович Чехов.

Что вы можете о нём сказать?

Это великий русский писатель.

Давайте послушаем сообщения, которые приготовили девочки о жизни и творчестве Чехова.

1 сообщение        слайд 3-5

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца. В 19 лет Чехов приезжает в Москву. Позади осталось трудное детство, годы нищеты. Он поступает на медицинское отделение Московского университета и сразу начинает писать рассказы.

2 сообщение      слайд 6

Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел дружить с ними. Писателя волновала судьба детей из народа, которым жилось тяжело. Он описал их жизнь в своих рассказах.

Ребята, а какие рассказы Чехова  вы знаете? слайд 7

« Каштанка», « Белолобый», « Мальчики»,

Некоторые из них мы уже читали, с другими вы познакомитесь позднее.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён? слайд 8

Это бедный мальчик, который приехал из деревни в город.

Тяжелая доля выпала детям старой России.

3 сообщение    слайд 9

Голод и тяжёлая жизнь в деревне вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Дети шли работать на заводы, их отдавали в ученье. Посмотрите, на картине Перова "Тройка" дети тянут тяжелую поклажу.

IV. Сообщение темы урока.

О жизни такого мальчика мы узнали из рассказа Чехова.

 Как называется рассказ?

Рассказ называется « Ванька».

Сегодня на уроке мы закрепим наши знания

V.Словарная  работа. слайд 10- 14

Давайте вернёмся к нашим словам и вспомним их значение.

( слова записаны на доске, значения этих слов  на отдельных карточках, которые лежат на партах перед учащимися. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим словом. Работа по группам)

VI. Беседа с выборочным чтением по теме. слайды 15-18

О чём этот рассказ?

Этот рассказ о тяжёлой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину.

Кто главный герой рассказа?

Главный герой Ванька Жуков. Он сирота.

Что значит сирота?

У него нет родителей.

Сколько ему лет?

Ваньке девять лет.

Докажите словами из текста.

У кого Ванька живёт в городе?

Ванька живёт у сапожника Аляхина в Москве.

Как ему живётся ?

Ваньке живётся тяжело, плохо.

Найдите и прочитайте о том, что жизнь у сапожника была тяжёлой.

В какое время года происходят события? Какой праздник приближался?

Была зима. Приближалось Рождество.

Чем занимается Ванька в городе?

Ванька днём и ночью качает люльку с ребёнком, чистит селёдку, выполняет работу по дому. Он прислуга.

Как с ним обращаются хозяева и подмастерья?

Все Ваньку бьют, не жалеют его, насмехаются.

Как живётся Ваньке в городе?

Ваньке в городе живётся плохо.

Да, Ваньке в городе жилось плохо, поэтому он часто вспоминает свою жизнь в деревне.

Как ему жилось в деревне?

Почему жизнь в деревне была счастливой?

Он жил среди родных людей, которые его любили.

О чём мечтал Ванька?

Он мечтал вернуться в деревню.

Давайте сделаем вывод.

Вывод по опорным словам.

Ваньке нравилось жить в деревне, потому что …….

Ванька жил в деревне с …., ……., барышня Ольга Игнатьевна ……,

поэтому…..

Вывод: Жизнь Ваньки можно разделить на две части:

  1. Жизнь в деревне (какая?)…
  2. Жизнь в городе (какая?)…                                        

VII. Работа над  письмом.

Ребята, у вас на партах лежит конверт с письмом. Слайд 19

Письмо написал  Ваня Жуков.

Кому и куда написал Ванька? 

Он написал своему дедушке Константину Макарычу в деревню.

Давайте его прочитаем.  ( читает письмо один ученик)

Письмо

Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

“ Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

О чём Ванька просит деда в письме?

Он просит деда, чтобы он приехал, пожалел и увёз его в деревню.

А то Ванька помрёт от такой жизни.

А теперь послушайте , что Ванька дальше сделал с письмом.

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке

Потом подумал и прибавил: “Константину Макарычу”.

Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу…

Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.

Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?

Дедушка не получит письмо, так как Ванька не указал адрес.

Ребята, я  предлагаю изменить концовку рассказа.

Когда Ванька пишет письмо?

Пишет в ночь перед Рождеством.

Что такое Рождество?

Это добрый праздник, от  которого ждут чуда.

Вот и наш Ванька тоже верил в чудо, которое должно произойти с ним в Рождество.

Какая мечта у Ваньки?

Вернуться в деревню к дедушке.

 VIII. викторина по рассказу (слайд 20)

X. Итог урока. Выставление оценок за урок. Домашнее задание по выбору слайд 21

 



Предварительный просмотр:

Задания для работы над рассказом А.П. Чехова «Ванька»

в 3 классе по системе Эльконина-Давыдова.

Устные вопросы:

  1. Как автор относится к своему герою? В каких эпизодах мы это чувствуем?
  2.  Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нём чередуются?  Какие части изложены от лица автора? Какие от лица Ваньки?
  3.  Как автор относится к своему герою? В каких эпизодах мы это чувствуем?
  4. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?
  5.  «На деревню дедушке»… Эта фраза в нашей речи стала фразеологизмом. Что она означает?
  6.  Как вы думаете, почему так вышло с адресатом?

Письменные задания:

  1.    Проанализировать развитие характера деревенского мальчика Ваньки.     Написать исследовательское мини-сочинение на эту тему. 
  2.    Представьте, что письмо Ваньки всё же  дошло до адресата.  Придумайте и напишите  ответное  письмо деда  внуку  Ваньке.

3.  Кому бы вы написали своё письмо? Что бы вы написали в своём послании? Напишите  сочинение объёмом в 1 страницу своему адресату. 

4.    Какая разница в значении слов «кушать», «есть», «трескать»? Найдите, когда Ванька их употребляет.  Напишите доклад о значении и происхождении этих слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система вопросов для анализа рассказа В.К.Железнякова "Три ветки мимозы"

С какой целью автор написал этот рассказ? Рассказ называется "Три ветки мимозы". Почему именно так?...

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"

Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...

Анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка" (4 класс)

В данной статье проводится подробный анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка", предлагаются задания, раскрывающие идейно-художественное содержание произведения....

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»

Урок литературного чтения в 1 классе  по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...

ДЕКАБРЬ 2016 г. План анализа рассказа

План анализа рассказа...