Анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка" (4 класс)
статья по чтению (4 класс) на тему

Бондаренко Светлана Александровна

В данной статье проводится подробный анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка", предлагаются задания, раскрывающие идейно-художественное содержание произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья по литературному чтению47 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка».

          «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не останется на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».  

Ш. Монтескье « О духе законов»

Цель современного урока  чтения в начальной школе заключается, на мой взгляд, в том, чтобы  научить детей размышлять о прочитанном, возвращаться к  художественному тексту не ради отработки навыков чтения, а для того, чтобы открыть для себя новое, то, что  при первом знакомстве с произведением не замечал, не видел, не понял. Как показывают исследования, большинство школьников в этом возрасте не способны самостоятельно увидеть проблему, затронутую автором, а обобщения учеников  не выходят за рамки конкретного образа.     Задача учителя состоит в том, чтобы в ходе совместного с учениками поиска  раскрыть авторский замысел произведения. Нужно  подвести юного читателя к пониманию того, что в описании жизненной ситуации, взаимодействии персонажей писатель сконцентрировал и творчески освоил существенное содержание жизни в целом, что  смысл произведения выражается  многообразными выразительными средствами: интонацией, прерывистостью и плавностью речи, мимическими компонентами, особым построением речи, особым подбором слов. Успешность реализации поставленной задачи определяется тем, насколько глубоко проникся идеей произведения сам  учитель, какими приёмами анализа текста он владеет, какие ставит  вопросы  в беседе с учениками. Урок знакомства с художественным произведением начинается не с чтения этого произведения детьми или учителем в классе, а раньше, когда учитель кропотливо анализирует художественный текст, выявляя особенности изобразительных средств  языка, композиции,  сюжета, образов героев и т.д. В данной работе я хочу привести пример такого анализа. Мною был выбран рассказ Ю. Яковлева «Полосатая палка», который мы изучали с детьми на уроке внеклассного чтения в 4 классе.        

В экспозиции автор описывает поведение главного героя до случая с полосатой палкой. Перед читателем возникает образ легкомысленного, безответственного мальчишки-хулигана, который не задумывается над последствиями своих проделок, потому что «ему всё сходило с рук». Разбитыми стёклами, сорванными уроками, драками Мишка словно бросал вызов окружающим людям, чувствуя своё превосходство над ними. «Он удивительно точно нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим с большой выгодой для себя». Отмечу тот факт, что только в конце экспозиции Ю. Яковлев, подводя черту всем проступкам,  впервые называет героя по имени. «Таким был этот Мишка из девятой квартиры». До этого писатель использует местоимения он, его, ему. «В школе ему грозили исключением, но угрозы не пугали его: он хорошо знал им цену». Почему он, его, ему? Возможно, что таким образом Яковлев выражает своё отношение к персонажу или показывает отношение к Мишке окружающих людей.

Психологическое состояние героя, изменения, происходящие в  его внутреннем мире,  Яковлев раскрывает с помощью такой выразительной детали, как полосатая палка.  Эту деталь   писатель наделяет действиями, свойственными живому человеку. Её же выносит и в название произведения. Когда Мишка увидел необычную палку, его охватило желание обладать ею любой ценой. Палка, словно магнит, притягивает к себе героя: «…она манила его, звала, дразнила своими резкими цветами». И вот палка в Мишкиных руках. Герой пока ещё не осознаёт своей вины, считая, что и этот поступок останется таким же безнаказанным. Не задумывается над тем, что чувствует, переживает  тот странный человек, смотревший в небо. А чтобы окончательно убедиться, что и это сойдёт ему с рук, он приговаривает: «Ничего страшного. Купит себе другую палку».

        При встрече со старушкой читатель видит того же Мишку – раздражительного и резкого. Поэтому в авторских ремарках соответствующие настроению героя слова: не сказал, а «пробурчал, выпалил, выпаливал Мишка». Но узнав о том, что палка была вырвана им из рук слепого человека, герой меняется. В его сердце  просыпается голос совести, который с каждым разом звучит всё сильнее и сильнее. Сначала Мишка задумался: «А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара?» Потом «… он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину». И, наконец, точка наивысшего напряжения: «…порывался повернуть обратно, уговаривал не ходить, требовал, угрожал, окончательно рассорился сам с собой». Только после этого эпизода понимаешь, почему в рассказе такое большое вступление. Автор использует широко распространённый в литературе приём контраста, позволяя тем самым читателю сопоставить  поведение Мишки до случая с полосатой палкой и после него, почувствовать, каким трудным было для героя решение найти слепого, увидеть, как в человеке вступают в противоречие его внутреннее и внешнее «Я».        Нарастающее чувство вины героя перед слепым человеком можно проследить по описанию отношения Мишки к полосатой палке. Палка, некогда приводившая его в восторг, теперь «своими жирными чёрными пятнами перечеркнула всё хорошее настроение, стала обузой». И далее: «Он волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой», «палка оттягивала руку, мешала жить». Встретив другого слепого, Мишка прячет палку за спину и … краснеет. В этот момент ему хочется стать маленьким, незаметным ,может быть, даже невидимым. Не случайно Яковлев, описывая действия Мишки, употребляет слова «прижимался» (а не прислонялся) к стене, «проскользнул», (а не прошёл, пробежал) мимо. Полосатая палка – молчаливый свидетель Мишкиного поступка - становится для героя невыносимым грузом. Но почему он не закинул её в кусты, не спрятал под лестницей? Думаю, Мишка понял (вероятно, впервые в жизни), что даже если и избавишься от палки, это не принесёт облегчения, потому что невозможно спрятаться от самого себя, оставшись один на один с совестью. Мысль о том, что где-то ходит его слепой «безжалостным буравчиком» сверлит его сознание. И Мишка мучается, страдает. Яковлев не говорит о переживаниях героя прямо. Читатель догадывается о них по тому, как Мишка воспринимает людей, мир, себя. Люди, чьи руки заняты портфелями, зонтиками,  сумками для него  - счастливые люди. Себе же он выносит безжалостный приговор: «Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник».  Теперь в случившемся Мишку осуждают  не учителя, не милиция, не родители обиженных им детей. Он судит  о своём поступке САМ. Ещё раз убеждаешься, что если бы автор хотел, чтобы читатели не подражали персонажу, не совершали бы такого поступка, то наверняка изобразил бы героя непривлекательным, несимпатичным. Но в том - то и дело, что дети  не воспринимают Мишку как отрицательного героя. Более того, видя, что даже жизнь Мишке в тягость (не радуют ни облака, ни солнце, ни листья), искренне сочувствуют, сопереживают ему.

В рассказе нет развязки. Автор заканчивает своё произведение словами: «Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить». Многие мои ученики, размышляя над концовкой, понимают сказанное буквально:  у Мишки есть ещё возможность найти слепого и вернуть ему палку. А может быть, автор подразумевает под словом «надежда» другое? Надежда на то, что герой изменится сам и изменит своё отношение к окружающим его людям? Надежда на то, что каждый из нас рано или поздно задумается над вопросами: «Что значит жить по совести?», «А может легче и проще жить, не прислушиваясь к своему внутреннему голосу?» Человеческая жизнь, как  полосатая палка, имеет светлые и тёмные стороны. И какие  стороны одержат верх, зависит от нас самих. Впрочем, читатель сам принимает или отвергает авторскую позицию, приходит к собственному суждению о том  жизненном явлении, которому посвящено произведение.

В ходе совместного анализа рассказа ученикам были предложены следующие вопросы и задания.

1. Перечитайте вступительную часть рассказа. Найдите фразы, характеризующие главного героя (фразы фиксируются на доске с помощью заранее подготовленных карточек).

«Ему всё сходило с рук».

«Стоял в стороне, словно его это не касалось».

«Давал обещание исправиться. Лишь бы отвязались».

«Угрозы не пугали его – он хорошо знал им цену».

«Я не преступник. Я разболтанный».

«Лучшая оборона – наступление».

Каким вы представляете себе Мишку?

2.Почему Яковлев, описывая героя, использует местоимения он, его, ему и только в конце вступления называет по имени?

3.Каким было отношение Мишки к полосатой палке до того, как он узнал, что она принадлежит слепому человеку?

Своей раскраской «приводила Мишку в восторг».

«Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами».

4.Какие слова говорил сам себе Мишка, став обладателем заветной палки? Как они характеризуют героя?

«Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»

5.Перечитайте эпизод, в котором автор описывает встречу Мишки со старушкой. Насколько важен этот эпизод в рассказе? Аргументируйте свой ответ словами из текста.

Не случись этой встречи, Мишка остался бы прежним Мишкой, каким  он нравился самому себе. «Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке».  А теперь «слова старушки не оставляли Мишку в покое и тащили его на шумный городской перекрёсток …»  

6. Изменилось ли его отношение к палке  после того, как он узнал, что украл палку у слепого человека?    

«Палка стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение».

«Тяжёлая палка оттягивала руку, мешала жить».

7. Что происходит с героем, когда он остаётся один на один с полосатой палкой? Прочитайте, как автор описывает душевную борьбу Мишки с самим собой .

«Его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину».

«Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой».

8. Какой приговор выносит Мишка своему поступку?

«Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник».                  

9. Как вы считаете, почему главный герой не забросил палку, не спрятал её в укромном месте? Что его останавливало это сделать?

10.Каким вы видите Мишку теперь? Изменилось ли ваше отношение к герою?

11.В рассказе нет развязки. Прочитайте, какими словами автор заканчивает своё произведение. Как вы понимаете эти слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система вопросов для анализа рассказа В.К.Железнякова "Три ветки мимозы"

С какой целью автор написал этот рассказ? Рассказ называется "Три ветки мимозы". Почему именно так?...

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"

Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»

Урок литературного чтения в 1 классе  по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Анализ рассказа Н.Носова "Карасик"

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Анализ рассказа Н.Носова "Карасик. Урок проведен с использованием технологий критического мышления, кооперативного обучения. Испо...

Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ рассказа М.М. Пришвина "Выскочка" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать поступки и характеры героев.Планируемые  результатыПредметные: уметь анализировать содержание произведения; уметь бегло и вы...