«Практики поддерживающего оценивания, направленные на повышение результативности на уроках литературного чтения»
учебно-методический материал по чтению на тему
«Практики поддерживающего оценивания, направленные на повышение результативности на уроках литературного чтения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Практики поддерживающего оценивания, направленные на повышение результативности на уроках литературного чтения»
Одним из аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательной деятельности. В современных условиях перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные результаты каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
За свой педагогический опыт мне приходилось наблюдать, что современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования цель обучения чтению в начальной школе определена как формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.
При планировании своей работы большое значение уделяю результатам итоговых диагностик ЦОКО, проводимых в конце года. Работы 1-3 класса – это инструментарий внутришкольного, внутриклассного мониторинга.
Для достижения позитивных результатов использую в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения, игровую технологию, технологию критического мышления. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в преподавание литературного чтения, даёт возможность развивать навыки вдумчивой работы с информацией, с текстом, формировать умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи. Перед чтением текста, я помогаю обучающимся обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к чтению. Предлагаю посмотреть на обложку книги. Посмотрев на обложку книги, прочитав название и имя автора, беседую с детьми.
- Как может быть связана тема урока и эта книга?
- Как вы думаете, в книге пойдёт о древних временах или о современных?
- Почему вы так думаете?
- о чём мы можем узнать из рассказа?
Таким образом, идёт прогнозирование, предвосхищение школьниками содержания изучаемого произведения. Затем я мотивирую чтение: «Прочитаем и проверим, о том ли что мы себе представили, повествует писатель.
Перед чтением текста, я помогаю учащимся обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к чтению. При первичном чтении произведения, я использую такой метод, как чтение стопами, по команде «стоп», веду беседу по прочитанному, провожу словарную работу задаю вопрос: «А что будет дальше, как вы думаете?».
На своих уроках после самостоятельного чтения произведения, предлагаю обучающимся заполнить карту текста (приложение 1)
- В предложенном графическом изображении напротив каждой линии следует подписать вопросы по тексту.
- В средней части треугольника поставить вопрос «Почему?», который поможет
понять идеи, заложенные его автором.
- Необходимо задавать вопросы к тексту, которые помогут выявить его структуру, показанную на карте.
Очень часто в начале урока на стадии «вызова» или в конце на стадии «рефлексии» использую методический приём из технологии развития критического мышления (ТРКМ) –синквейн (приложение 2).
В своей педагогической практике на этапе работы после прочтения текста, применяю приемы графической интерпретации текста: Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»), а также прием «Кластер», прием «Нарисуй счастье».
Для того, чтобы зафиксировать результаты и определить на каком уровне усвоен материал учениками, на уроке использую таблицу достижений, по следующим параметрам: «+»-справился легко, (?) - были небольшие трудности. После выполненного задания ученик заполняет таблицу (приложение 3).
Для отслеживания образовательных результатов, обучающихся мною проводится педагогический мониторинг. Актуальность мониторинга связана с необходимостью, как учителям, так и ученикам увидеть собственные успехи и неудачи в учебном процессе.
В педагогической практике использую листы индивидуальных достижений (приложение 4). Обучающиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения. Заполнение листа ведётся учителем или самим учеником. Сводные таблицы мониторинга формирования читательских умений (приложение 5) использую в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки.
При анализе диагностического листа легко можно определить, как часто ученик допускает ошибки и какое умение нужно отработать. Мониторинги полезны не только мне как учителю, но и самим обучающимся и родителям. Они помогают родителям и самим детям, увидеть на каком уровне сформированы умения увидеть насколько ученик продвинулся в своем развитии в сравнении с самим с собой. У ребенка складывается позитивное представление о перспективе обучения как о возможности исправить сегодняшний результат. Каждый урок сопровождается листами самооценки (приложение). Таким образом, подводя итоги ,можно сделать вывод, что данные методики направлены на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником, помогают учителю самому выбирать инструменты оценивания, исходя из образовательных потребностей учеников, формируют адекватную самооценку, формируют учебный процесс, качество знаний, развивают аналитические и рефлексивные умения обучающихся.
Приложения
Приложение 1
«Карта текста»
В предложенном графическом изображении напротив каждой линии следует подписать вопросы по тексту.
- В средней части треугольника поставить вопрос «Почему?», который поможет понять идеи, заложенные его автором.
- Необходимо задавать вопросы к тексту, которые помогут выявить его структуру, показанную на карте.
Приложение 2
На работу отводиться 3 минуты. Пример синквейна.
Бабушка
Добрая, нежная, заботливая
Читает, кормит, беседует.
Любит детей
Живи долго, любимая няня.
Приложение 3
Для того, чтобы зафиксировать результаты и определить на каком уровне усвоен материал учениками, на уроке использую таблицу достижений, по следующим параметрам: «+»-справился легко, (?) - были небольшие трудности. После выполненного задания ученик заполняет таблицу.
Формируемые навыки и умения | Мои достижения |
Определил сюжет (главная мысль) | |
Действующие лица (главные герои) | |
Ход событий (кульминация) | |
Развязка (вывод) |
Лист самооценки
Приложение 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Обучающегося ____________ _____ класса
Итоговая таблица уровня начитанности
Задания | |||||||||||||
РАБОТА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
№1 | |||||||||||||
№2 | |||||||||||||
№3 | |||||||||||||
№4 | |||||||||||||
№5 | |||||||||||||
№6 | |||||||||||||
№7 |
Приложение 4
Ученик: Класс: 2
№ п/п | Формируемые навыки и умения | Даты | |||||||
Старт | Окт. | Нояб. | Дек. | Янв. | Фев. | Итог | |||
1. Навыки чтения | |||||||||
1. | Техника чтения | Чтение слогов | |||||||
Чтение слов | |||||||||
Ударение | |||||||||
Чтение предложений | |||||||||
Безошибочность чтения | |||||||||
Выразительность чтения | |||||||||
2 | Понимание прочитанного | Ответ на прямой вопрос по прочитанному | |||||||
Восстановление пропущенного слова | |||||||||
Составление «устной картины» | |||||||||
Сопоставление прочитанного текста и илюстрирован- ного ряда к нему | |||||||||
3 | Пересказ | С помощью учителя | |||||||
Без помощи учителя |
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Анализировать текст с точки зрения содержания (определять тему и основную мысль) | Умение выделять смысловые части прочитанного | Умение передавать содержание (пересказ) | |||
нач.г. | кон.г. | нач.г | кон.г. | нач.г. | кон.г. | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. |
Приложение 5
Критерии уч. год | Объем литературных знаний | Начитанность | Умение анализировать художественный текст | Собственные творческие работы |
20…/20.. 1 класс | ||||
20…/20.. 2 класс | ||||
20…/20.. 3 класс | ||||
20…/20.. 4 класс | ||||
Вывод: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...
Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"
Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...
Современные технологии оценивания образовательных достижений младших школьников на уроках литературного чтения
В современное время в педагогике наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие серьезных работ в данной области в условиях мн...
Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»
Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может использовать метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...
Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»
Приём « Кубик Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....
Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»
Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....