Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Приём « Кубик  Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.docx507.09 КБ
Файл nazovi.docx65.36 КБ
Файл kartochki.docx14.96 КБ
Файл shablon.docx230.33 КБ
Файл master-_klass.docx61.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Бенджамин Блум                   (1913-1999)- американский ученый и психолог


Использование этого приёма в процессе обучения имеет массу преимуществ. Вот некоторые из них:

- Ученик учится воспроизводить знания.

- Приём побуждает искать причинно-следственные связи.

- Развития мышления.

- Возможность проявлять свою фантазию, придумать свой путь развития событий.

                           

        

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/26/s_5d63d90fc417a/img15.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/069a/00006841-5576a559/img11.jpg

 УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ,  КОЛЛЕГИ!   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Назови

Кто..? Что..?  Где..?Когда ..?

Объясни

        

Правильно ли я понял..?                   Что происходит… ?                                  Что означает ..?                          Что можно сказать..?                         Как обобщить..?                                                          Какие  взаимоотношения между..?                                                  

Предложи

Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...? Что изменить…?               Что можно предложить…?

Придумай

Что произойдет, если…?

        

Почему

                

Почему вы думаете ...?                   Какие доказательства  можно привести..?                                              Почему это самое важное…?

Поделись

Какой вывод можно сделать..?  Как вы относитесь..?                 Согласен ли ты с действиями ..? Каково твое мнение..?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/26/s_5d63d90fc417a/img15.jpg



Предварительный просмотр:

Кто..?

Что..?  

Где..?

Когда ..?

Правильно ли я понял..?  Что происходит… ?  Что означает..? Что можно сказать..? Как обобщить..?                                                      Какие  взаимоотношения между..?

                 

Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...? Что изменить…?               Что можно предложить…?

Что произойдет, если…?

Почему вы думаете ...?

Какие доказательства  можно привести..?

Почему это самое важное…

Какой вывод можно сделать..?  Как вы относитесь..?                 Согласен ли ты с действиями ..? Каково твое мнение..?

Кто..?

Что..?  

Где..?

Когда ..?

Правильно ли я понял..?  Что происходит… ?  Что означает..? Что можно сказать..? Как обобщить..?                                                      Какие  взаимоотношения между..?           

Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...? Что изменить…?               Что можно предложить…?

Что произойдет, если…?

Почему вы думаете ...?

Какие доказательства  можно привести..?

Почему это самое важное…

Какой вывод можно сделать..?  Как вы относитесь..?                 Согласен ли ты с действиями ..? Каково твое мнение..?

Кто..?

Что..?  

Где..?

Когда ..?

Правильно ли я понял..?  Что происходит… ?  Что означает..? Что можно сказать..? Как обобщить..?                                                      Какие  взаимоотношения между..?           

Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...? Что изменить…?               Что можно предложить…?

Что произойдет, если…?

Почему вы думаете ...?

Какие доказательства  можно привести..?

Почему это самое важное…

Какой вывод можно сделать..?  Как вы относитесь..?                 Согласен ли ты с действиями ..? Каково твое мнение..?



Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0636/000dc1d5-1cfd0be7/img22.jpg



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Подготовила

учитель начальных классов

Ветчинова   Т. В.

                                                   

                                                         2020 г.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

 Добрый день, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть вас на мастер-классе. Я  хотела бы представить Вашему вниманию мастер-класс на тему  «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведённой работой. Мы желаем вам успеха и неугасаемого творческого огня в душе!

2. Психологический настрой «Кувшин счастья»

Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться.

Я хочу поделиться, как можно использовать на уроках  литературного чтения,  прием "Кубик Блума", разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Использование этого приёма в процессе обучения имеет массу преимуществ. Вот некоторые из них:

- Ученик учится воспроизводить знания.

- Приём побуждает искать причинно-следственные связи.

- Развития мышления.

- Возможность проявлять свою фантазию, придумать свой путь развития событий.

Кубик Блума: методика использования

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

"Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

А сейчас давайте подберем к каждой грани соответствующие вопросы.

Кубик Блума

Назови

Кто..? Что..?  Где..?  Когда ..?

Объясни

Правильно ли я понял..?  Что происходит… ? Что означает ..?  Что можно сказать..?  Как обобщить..? Какие взаимоотношения между ...?                                             

Предложи

Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...? Что изменить…? Что можно предложить…?

Придумай

 Что произойдет, если…?  

Почему

Почему вы думаете ...?  Какие доказательства  можно привести..?  Почему это самое важное…?

 

Поделись

Какой вывод можно сделать..? Как вы относитесь…? Согласен ли ты с действиями ..? Каково твое мнение..?

 

Проверка.                                                                                                                

Назови. Предполагает воспроизведение знаний  соответствует уровню репродукции. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д                                                               

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным процессом или явлением.

Предложи. Ученик должен предложить свои идеи, объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Приём уникален т.к. с его помощью можно составить вопросы самых разных видов и уровней сложности: вопросы репродуктивного характера, вопросы задания: простые, уточняющие, проблемные, практические, творческие, эмоциональные. Его можно использовать на всех этапах урока.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Перейдем к практической части. Произведение Л. Н. Толстого « Лев и собачка». (два варианта: 1) в группе бросает кубик один из партнеров и задает вопрос, а другой партнер по группе отвечает на поставленный вопрос; 2) в первой группе  бросает кубик один из партнеров , в другой группе один из партнеров придумывает продолжение вопроса, а в третьей группе партнер по команде отвечает на поставленный вопрос (это актуально для 2-4 классов); в 1 классе учитель бросает кубик, а дети отвечают на поставленный вопрос или же могут помочь придумать продолжение вопроса по произведению)

(Примерные вопросы)

Придумай  продолжение «Льва и собачки»;

Придумай диалог, который мог бы состояться между львом и собачкой при первой встрече, если бы лев и собачка умели разговаривать;

Почему, по вашему, лев сразу не съел собачку?/                                                  

Почемуавтор назвал данное произведение именно так?/                                        

Почему лев не принял другую собачку?

Предложи свое название были?                                                                                   Предложи, как могли бы звать льва и собачку?

Назови героев произведения.                                                                                  

Назови, где происходило событие в произведении?

Поделись своим впечатлением о прочитанном произведении.

Объясни значение слов:

Зверинец –место, где в клетках содержат зверей для показа.

Поджала хвост – испугалась, утратила  самоуверенность.

Лев ощетинился – поднял шерсть дыбом.

Издохла – умерла.

Засов – большая дверная задвижка.

 Итог : «Кубик Блума» - хороший приём по запоминанию материала. Это отличный способ запомнить, а также понять то, что вы изучаете. Эту методику обучения используют и на ранних этапах изучения материала, и на обобщающих занятиях. Работа проводится в группе. Ученики могут сами формулироваться вопросы, а потом искать на них ответы. Это помогает им не только выучить тему. Таким способом они учатся работать в команде, идти к единой цели, помогать друг другу.

 Мастер класс подошел к концу. Спасибо за внимание. Желаю вам творческих успехов!

        

               

             

Назови

Кто..? Что..?  Где..?  Когда ..?

Обьясни

Правильно ли я понял..?  Что происходит… ? Что означает ..?  Что можно сказать..?  Как обобщить..? Какие взаимоотношения между ...?                                             

Предложи

Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...? Что изменить…? Что можно предложить…?

Придумай

 Что произойдет, если…?  

Почему

Почему вы думаете ...?  Какие доказательства  можно привести..?  Почему это самое важное…?

 

Поделись

Какой вывод можно сделать..? Как вы относитесь…? Согласен ли ты с действиями ..? Каково твое мнение..?

                                                                              Приложение

Рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Один разбарин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...

Презентация «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения как средство повышения познавательного интереса и качества знаний обучающихся»

В этой презентации вы найдете задания для учащихся, которые сможете использовать на уроках литературного чтения....