урок литературного чтения в 3 классе.Знакомство с мифологическими образами характерными для славянского народа в легенде «Земля со дна океана».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

ЯковлеваОльга Николаевна

Урок по программе Занкова Л. В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc78 КБ
Office presentation icon bogi_drevney_gretsii.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Ольга Николаевна МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска

 Проект урока

Литературное чтение 3 класс.

Тема раздела: В единой семье всего живого – 22 часа.

Тема урока: Знакомство с мифологическими образами характерными для славянского народа в легенде «Земля со дна океана».

Цель:  организовать деятельность   сравнения мифологических персонажей .

Ожидаемые результаты:

Предметные : имеет представление о пантеоне богов Древней Греции и славянского народа ,использует разные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Метапредметные: анализирует черты сходства и различия в пантеоне богов древней Греции и славянского народа.

Личностные: развивает навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками, находит выход в спорной ситуации.

                           

Деятельность учителя

Действия ученика

1.Эмоциональный настрой

(презентация «Боги Древней Греции», фоновая музыка)

С древнейших пор

Взгляд неподкупно строгий

Бросали на людей с Олимпа Боги

Их забавлял сей человечий быт

Понять решили из чего он состоит

Взял Зевс богов

Гермеса с Апполоном

И в колеснице едут к нам со склонов

Вы уже поняли, что к нам едут Боги

Со склонов древнего Олимпа

2. Актуализация знаний

Что это за боги? Назовите, каких богов древнего мира вы знаете?

Гермес, Зевс, Посейдон, Харос ….

Это только греческие боги?

Это Греческие и Славянские  боги

Давайте попробуем разобраться, какие боги принадлежат древней Греции, а какие Славянам.

Работа по группам (приложение №1):

1 группа: выберете из предложенного списка древнегреческих богов. Распределите их в группе между собой расскажите,  в чём сила бога.

2 группа: такое же задание, только надо выбрать славянских богов.

3 группа: у вас записана сила богов, вы подберите имя бога имеющего такую силу.

К доске поочерёдно выходят учащиеся из первой и второй группы и в два столбика размещают Славянских и Греческих богов. Богов имеющих одинаковую силу располагают напротив друг друга.

Учащиеся третьей группы в результате правильного выполнения задания выкладывают слово ЛЕГЕНДА

Посмотрите на расположение славянских и греческих богов. Какие сходства и различия вы заметили?

У разных народов боги имеют разные имена, но по силе некоторые боги имеют сходство.

Посмотрите, на результат работы третье группы. Как связано слово ЛЕГЕНДА с Древнегреческими и Славянскими богами?

Может быть про них написано в легенде какой-нибудь.

А вам известны случаи, когда о богах слагали какие-либо произведения?

Мифы древней Греции.

А что сегодня на уроке хотели бы вы узнать?

Прочитать новый миф или легенду. Познакомится с новыми персонажами легенды (узнать как они выглядят,  какие характеры)

3. Решение проблемы

Сегодня я прочитаю вам легенду. А вы попробуйте в группах решить, как она называется?

Учащиеся слушают легенду и дают ей название.

«Чернобог и Белбог», «Сотворение земли»…

Откройте учебник, посмотрите, как на самом деле называется эта легенда? Какая группа дала наиболее близкое название?

Почему вы так считаете?

«Сотворение земли» подходит больше всего, потому что в название легенды тоже говорится о появлении земли.

Как вы думаете, что сейчас надо сделать с этой легендой?

Исследовать, разобрать сюжетную линию, сравнить героев легенды.

Для того чтобы вам исследовать легенду, необходимо ещё раз прочитать её.

Дети читают легенду самостоятельно.

Кто главные герои этой легенды?

Белбог и Чернобог.

Что вы  знаете об этих богах.

Это боги Славянского мира. Белбог – это воплощение светлой, доброй стороны, а Черного бог – это воплощение всего чёрного и злого.

А что можно сказать о характере этих героев,  исходя из прочитанного текста? Расскажите и докажите свои слова выдержками из текста.

Чернобог  - злой (хотел создать злой мир), ленивый (не работал), хитрый (спрятал землю за щёку)

Белбог – добрый(основать царство добра), трудолюбивый(нырял усердно).

Что можно сказать о характерах этих богов?

Они противоположны.

Представьте себя на минуту художниками. Как бы вы изобразили Черобога и Белбога?

Белбог – белая одежда, худой, высокий, с белой бородой, на голове белый колпак на котором нарисовано солнце …Чернобог – в чёрной одежде маленькие хитрые глазки, толстый …..

Посмотрите на иллюстрацию учебника. Как художник иллюстратор видит героев легенды?

Белбог- радостный, не ленивый.

Чернобог- ленивый, сидит, хитрый взгляд.

Чернобог в воде, Белбог-летает.

Расскажите о сюжетном построении легенды.

В легенде можно выделить: начало, зачин, завязка, кульминация и развязка.

Прочитайте каждую часть

Один ребёнок читает начало, другой зачин  и т.д.

4.Рефлексия

Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Познакомились с легендой «Земля со дна океана». Сравнили персонажей мифологии.

В какой столбик на доске  вы можете поместить героев легенды?

В столбик, где расположены  Славянские боги.

Какие произведения вы уже читали, где описывается происхождение земли из воды?

«Калевала»

Где еще можно прочитать произведения, в которых рассказывается о происхождении земли?

В интернете, библиотеке.

                             5. Домашнее задание.

Домашнее задание на выбор.

Найдите, прочитайте и приготовьте пересказ легенды или мифа о создании мира.

Нарисуйте портрет братьев Чернобога и Белбога.

Приложение №1.

1 группа

2 группа

Гефест

Гефест

Афродита

Афродита

Аполлон

Аполлон

Афина

Афина

Аид

Аид

Посейдон

Посейдон

Зевс

Зевс

Стрибог

Стрибог

Сварог

Сварог

Перун

Перун

Велес

Велес

Лада

Лада

Даждьбог

Даждьбог

Род

Род

Разрезать по линиям

3 группа

Верховный бог древней Греции

Зевс                Л 

  Владыка вод

Посейдон       Е

Царь подземного мира

Аид                Г

Богиня мудрости

Афина           Е

Бог солнца

Аполлон       Н 

Богиня любви и красоты

Афродита     Д 

Бог огня и кузнечного дела

Гефест          А

Правую крайнюю часть отрезать и разрезать каждую строчку.

Приложение № 2

Заголовки на доску

Чернобог  

Белбог

Греческие    

Славянские




Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературное чтение 1 класс "Знакомство с буквой М, м "

Тип урока: урок "открытия нового знания".Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся о М, м....

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"

В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"...

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Особенности славянского мифа»

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Особенности славянского мифа»Цели: познакомить с особенностями славянского мифа; учить находить аналогии с реал...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...

Конспект урока литературное чтение 2 класс "Знакомство с разделом «Я и мои друзья»"

Конспект урока литературное чтение 2 класс "Знакомство с разделом «Я и мои друзья»"...