Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок открытия нового знания.
Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;
познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Образовательные задачи:
познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2_kl.yashkina_e.v.docx | 71.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Яшкина Евгения Викторовна
Предмет: литературного чтение
Класс:2
УМК «Школа России»
Тема урока: Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;
познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Образовательные задачи:
познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.
Развивающие задачи:
развивать навык правильного, осознанного, выразительного, чтения.
развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
способствовать формированию понятия «действовать дружно»
содействовать формированию культуры диалога на уроке.
Планируемые результаты.
Предметные. Ученик научится:
– отличать басню от стихотворения и рассказа;
– знать особенности басенного текста;
– находить мораль басни;
– объяснять мораль в басне;
– характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.
Ученик получит возможность научиться:
– соотносить пословицы и смысл басенного текста;
– наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;
-строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, начинаем урок литературного чтения. Мы с вами выступаем в роли читателей. А что должен уметь делать читатель?
Дети: Читать, передавать интонацию, понимать автора...
2.Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над пониманием авторской позиции на примере нового литературного жанра-басни. Чтобы лучше понять его особенности , послушаем, о чём говорят два автора баснописца.
3.Знакомство с жанром басни.
Инсценировка
«Разговор баснописцев»
Первый : Здравствуйте, Иван Андреевич.
Второй: Здравствуйте. Как поживаете?
Первый: Хорошо. Вот думаю как в своём произведении людские недостатки высмеять, чтобы люди умнее стали, да их обидеть боюсь.
Второй: Так пусть вместо людей у Вас животные героями будут.
Первый :Хорошая мысль. Так и сделаю
А поучение-главную мысль басни- назову моралью. Пусть люди читают, думают и лучше становятся.
(Интерактивное задание «Составь определение басни»)
Учитель: Что вы узнали из разговора о жанре «басня»?
Дети: Вместо людей героями являются животные. Есть мораль...
Учитель составляет определение на доске.
Дети выполняют задание №1 ( карта урока).
Басня- литературное произведение. Героями являются животные, под ними подразумеваются люди.
Поучение -главная мысль басни- мораль.
Учитель: Сегодня познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Немного об авторе.
Рассказ о баснописце( подготовленный ученик).
Иван Андреевич Крылов родился в бедной семье, и не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.
Когда И.А.Крылову было 10 лет, умер его отец.
В 11 лет мальчику пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца. Всю жизнь И.А.Крылов работал и учился. Известность он получил как автор басен.
Крылов писал басни, чтобы люди обратили внимание на себя и задумались о том, как стать лучше.
Учитель: Прочитаем басню Крылова «Лебедь, рак и щука».
Чему сегодня сможем научиться, что понять?
Дети определяют задачу урока.(Сверка с задачами урока в учебнике.)
Учитель: Назовите героев басни. Что вы можете сказать о каждом из этих животных?
Дети составляется рассказ о каждом животном по плану:
1Название.
2.Где живёт?
3.Что любит?
Учитель: Мы должны будем объяснить , почему именно этих животных Крылов выбрал для басни.
4. Первичное знакомство с басней .
Чтение басни учителем.
5 .Обмен мнениями.
Учитель: Что понравилось? Вызвало интерес? Какое у вас впечатление, после прослушивания басни.
Дети делятся своими впечатлениями.
6.Лексическая работа.
Работа с значением непонятных слов.
Учитель: Чтобы правильно понять басню, объясним значение непонятных слов.
Соедини слово и его лексическое значение .
Работа в паре .Задание №2(карта урока)
Лад – согласие, мир, порядок
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. (положить – класть).
Воз – колёсная повозка или сани с грузом, багажом.
Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза
Ныне – в настоящее время, теперь.
«Из кожи лезут вон» – очень стараться, усердствовать, стараться изо всех сил.
Проверка по эталону.
Физ.минутка
Дети изображают лебедя ,щуку, рака- их движения.
7.Повторное чтение басни детьми.
Учитель: Чтобы разговор состоялся интересным, прочтите басню ещё раз.
8.Анализ басни
Учитель: Что делали Лебедь, Рак и Щука? Прочтите, как об этом пишет автор.
Дети: «Лебедь рвётся в облака... »
«Рак... »
«Щука тянет »
«Вместе, трое.. »
Учитель: Как понимаете выражение : «Из кожи лезут вон» ?
Дети: Очень стараются
Стилистический эксперимент
Учитель: Вы хорошо объяснили выражение. давайте попробуем улучшить басню- заменить выражение «Из кожи лезут вон» словами «очень стараются» .
Дети читают фрагмент текста с заменой выражения. Делают вывод, что заменить подобранные автором слова мы не можем. Теряется понимание басни, точность смысла.
Учитель: Животные очень старались, но воз сдвинуть не смогли? Почему?
Дети: Лебедь рвался в облака...
Учитель: Могли ли они сдвинуть воз с места?
Дети: Могли Надо было договориться. Не могли, Лебедь не может везти воз в реку, а Щука в небо...
Учитель: От чего зависело, что «Воз и ныне там» . Чего у них не было?
Дети: Согласия
Учитель: Могли ли подружиться эти животные?
Дети: Нет. Они обитают в разных местах: вода, воздух..
Учитель: Крылов понимает, что животные не смогут договориться?
Дети: Да.
Учитель: Так почему же Иван Андреевич выбрал именно их? Вспомните вопрос в начале урока.
Дети: Крылов хотел высмеять недостатки людей и их не обидеть.
Учитель: Каких людей подразумевает под животными баснописец?
Дети :Людей, которые не умеют договариваться.
Учитель: Чему басня учит нас.
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: В каких словах заключена главная мысль басни?
Задание №3(Карта урока)
Дети зачитывают. Сверка с эталоном
Учитель: Крылов доволен выбором животных? Смог он с их помощью донести главную мысль басни?
Дети: Да.
Учитель. Нравятся ли ему поступки героев?
Дети :Нет.
Учитель :Вам нужно уметь договариваться? В каких ситуациях в жизни вам это нужно.
Дети приводят примеры из своего личного опыта.
Учитель: Подберите пословицу к басне.
Работа над осмыслением
Задание №4(Карта урока).
9.Работа над выразительным чтением басни.
Учитель: Выяснили главную мысль басни. Молодцы. Сейчас ваша задача- научиться читать басню так, чтобы слушающий вас понял басню и её смысл..
Для этого будем находить в каждой строке главные слова, которые будем выделять при чтении голосом.
Выделение опорных слов карандашом в тексте. Чтение басни шёпотом с выделением голосом опорных слов.
Пробное чтение и его анализ по вопросам :
-Что получилось?
-Что можно улучшить?
Учитель. Вернёмся к задачам урока. Посмотрите на свою карту урока. Что сегодня узнали? Чему учились?
Все задачи решили?
10. Рефлексия.
Приём «Светофор».
Зелёный- было интересно, работал активно.
Жёлтый -было интересно, мог бы работать лучше.
Красный -было скучно, не смог включиться.
11.Домашнее задание .Выразительное чтение басни.
Карта урока
1.Вставь пропущенные слова.
Басня- литературное произведение.
Героями являются _________________, под ними подразумеваются ___________________.
Поучение -главная мысль басни- ________________.
2.Словарная работа. Соедини слово и его значение.
Лад Поклажа Воз Впряглась Ныне Из кожи вон | в настоящее время, теперь согласие, мир, порядок сами запряглись в повозку для перевозки груза очень стараются уложенные для перевозки вещи, груз, багаж колёсная повозка или сани с грузом, багажом |
Крылов И.А.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
3.Найди мораль в тексте. Раскрась жёлтым карандашом
4.Определите, какая пословица соответствует басне.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Мечты о взрослой жизни" (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). Образовательная система "Школа 2100" (Бунеевы)
В уроки литературного чтения можно включать произведения писателей вашего региона. В данном конспекте представлено переплетение двух произведений, схожих по тематике....
Конспект урока литературного чтения Тема: Знакомство с разделом «Я и мои друзья». Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности; формирование навыков беглого, выра...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"
Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые результаты: Предметные: познако...
Презентация к урокам литературного чтения на русском языке "Жизнь и творчество Л.Ф. Воронковой"
Подобраны биографические сведения о писательнице и перечень её книг -обложек....
Конспект урока литературного чтения. Тема"Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» Цели деятельности учителя: знакомство с...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Знакомство с разделом Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии автора; организация чтения в классе; формирование понимания заголовка и смысла произведения. Планируемые результаты Предметные: - знать смысл...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....