Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Яшкина Евгения Викторовна

Урок открытия нового знания.

Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;

познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Образовательные задачи:

познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.

научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2_kl.yashkina_e.v.docx71.16 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Яшкина Евгения Викторовна

Предмет: литературного чтение

Класс:2

УМК «Школа России»

Тема урока: Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен.  И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;

познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Образовательные задачи:

познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.

научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Развивающие задачи:

развивать навык правильного, осознанного, выразительного, чтения.

развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

способствовать формированию понятия «действовать дружно»

содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Планируемые результаты.

Предметные. Ученик научится:

– отличать басню от стихотворения и рассказа;

– знать особенности басенного текста;

– находить мораль басни;

– объяснять мораль в басне;

– характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Ученик получит возможность научиться:

– соотносить пословицы и смысл басенного текста;

– наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, начинаем урок литературного чтения. Мы с вами выступаем в роли читателей. А что должен уметь делать читатель?

Дети: Читать, передавать интонацию, понимать автора...

2.Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня  мы продолжим работу над пониманием авторской позиции на примере нового литературного жанра-басни. Чтобы лучше понять его особенности , послушаем, о чём говорят два автора баснописца.

3.Знакомство с жанром басни.

Инсценировка

«Разговор баснописцев»

Первый : Здравствуйте, Иван Андреевич.

Второй: Здравствуйте. Как поживаете?

Первый: Хорошо. Вот думаю как в своём  произведении людские недостатки высмеять, чтобы люди умнее стали, да их обидеть боюсь.

Второй: Так пусть вместо  людей у Вас животные героями будут.

Первый :Хорошая мысль. Так и сделаю

А поучение-главную мысль  басни- назову  моралью. Пусть люди читают, думают и лучше становятся.

(Интерактивное задание «Составь определение басни»)

Учитель: Что  вы    узнали из  разговора о жанре «басня»?

Дети: Вместо людей героями являются животные. Есть мораль...

Учитель составляет определение на доске.

Дети выполняют задание №1 ( карта урока).

Басня- литературное произведение. Героями являются животные, под ними подразумеваются люди.

 Поучение -главная мысль басни- мораль.

Учитель: Сегодня познакомимся с басней  Ивана Андреевича Крылова. Немного об авторе.

Рассказ о баснописце( подготовленный ученик).

Иван Андреевич Крылов родился в бедной семье, и не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.

Когда И.А.Крылову было 10 лет, умер его отец.

В 11 лет мальчику пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца. Всю жизнь И.А.Крылов работал и учился. Известность он получил как автор басен.

Крылов писал басни, чтобы люди обратили внимание на себя и задумались о том, как стать лучше.

Учитель: Прочитаем басню Крылова «Лебедь, рак и щука».

Чему сегодня сможем научиться, что понять?

Дети определяют задачу урока.(Сверка с задачами  урока в учебнике.)

Учитель: Назовите героев басни. Что вы можете сказать о каждом из этих животных?

Дети  составляется  рассказ о каждом животном по плану:

1Название.

2.Где живёт?

3.Что любит?

Учитель: Мы должны будем объяснить , почему именно этих животных Крылов выбрал для басни.

4. Первичное знакомство с басней .

Чтение басни учителем.

5 .Обмен мнениями.

Учитель: Что понравилось? Вызвало интерес? Какое у вас впечатление, после прослушивания басни.

Дети делятся своими впечатлениями.

6.Лексическая работа.

Работа с значением непонятных слов.

Учитель: Чтобы правильно понять басню, объясним значение непонятных слов.

Соедини слово и его лексическое значение .

Работа в паре .Задание №2(карта урока)

Лад – согласие, мир, порядок

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. (положить – класть).

Воз – колёсная повозка или сани с грузом, багажом.

Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза

Ныне – в настоящее время, теперь.

«Из кожи лезут вон» – очень стараться, усердствовать, стараться изо всех сил.

Проверка по эталону.

Физ.минутка

Дети изображают лебедя ,щуку, рака- их движения.

7.Повторное чтение басни детьми.

Учитель: Чтобы разговор состоялся интересным, прочтите басню ещё раз.

8.Анализ басни

Учитель: Что делали Лебедь, Рак и Щука? Прочтите, как об этом пишет автор.

Дети: «Лебедь рвётся в облака... »

«Рак... »

«Щука тянет »

«Вместе, трое.. »

Учитель: Как понимаете выражение : «Из кожи лезут вон» ?

Дети: Очень стараются

Стилистический эксперимент

Учитель: Вы хорошо объяснили выражение. давайте попробуем улучшить басню- заменить выражение «Из кожи лезут вон» словами «очень стараются» .

Дети читают фрагмент текста с заменой выражения. Делают вывод, что заменить подобранные автором слова мы не можем. Теряется понимание басни, точность смысла.

Учитель: Животные очень старались, но воз сдвинуть не смогли? Почему?

Дети: Лебедь рвался в облака...

Учитель: Могли ли они сдвинуть воз с места?

Дети: Могли Надо было договориться. Не могли, Лебедь не может везти воз в реку, а Щука в небо...

Учитель: От чего зависело, что «Воз и ныне там» . Чего у них не было?

Дети: Согласия

Учитель: Могли ли подружиться эти животные?

Дети: Нет. Они обитают в разных местах: вода, воздух..

Учитель: Крылов понимает, что животные не смогут договориться?

Дети: Да.

Учитель: Так почему же Иван Андреевич выбрал именно их? Вспомните вопрос в начале урока.

Дети: Крылов хотел высмеять недостатки  людей и их не обидеть.

Учитель: Каких людей подразумевает под животными баснописец?

Дети :Людей, которые не умеют договариваться.

Учитель: Чему басня учит нас.

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: В каких словах заключена главная мысль басни?

Задание №3(Карта урока)

Дети зачитывают. Сверка с эталоном

Учитель: Крылов доволен выбором животных? Смог он с их помощью донести главную мысль басни?

Дети: Да.

 Учитель. Нравятся ли ему поступки  героев?

Дети :Нет.

Учитель :Вам нужно уметь договариваться? В каких ситуациях в жизни вам это нужно.

Дети приводят примеры из своего личного опыта.

Учитель: Подберите пословицу к басне.

Работа над осмыслением

Задание №4(Карта урока).

9.Работа над выразительным чтением басни.

Учитель: Выяснили главную мысль басни. Молодцы. Сейчас ваша задача- научиться читать басню так, чтобы слушающий вас понял басню и её смысл..

Для этого будем находить в каждой строке главные слова, которые будем выделять при чтении голосом.

Выделение опорных слов карандашом в тексте. Чтение басни шёпотом с выделением голосом опорных слов.

Пробное чтение и его анализ по вопросам :

-Что получилось?

-Что можно улучшить?

Учитель. Вернёмся к задачам урока. Посмотрите на свою карту урока. Что сегодня узнали? Чему учились?

Все задачи решили?

10. Рефлексия.

Приём «Светофор».

Зелёный- было интересно, работал активно.

Жёлтый -было интересно, мог бы работать лучше.

Красный -было скучно, не смог включиться.

11.Домашнее задание .Выразительное чтение басни.


Карта урока

1.Вставь пропущенные слова.

Басня- литературное произведение.

Героями являются _________________, под ними подразумеваются ___________________.

Поучение -главная мысль басни- ________________.

2.Словарная работа. Соедини слово и его значение.

Лад

Поклажа

Воз

Впряглась

Ныне

Из кожи вон

в настоящее время, теперь

согласие, мир, порядок

сами запряглись в повозку для перевозки груза

очень стараются

уложенные для перевозки вещи, груз, багаж

колёсная повозка или сани с грузом, багажомclof3.gif

          Крылов И.А.  

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

3.Найди мораль в тексте. Раскрась жёлтым карандашом

4.Определите, какая пословица  соответствует басне.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Много захочешь последнее потеряешь.
  • Дружно негрузно, а врозь – хоть брось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Мечты о взрослой жизни" (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). Образовательная система "Школа 2100" (Бунеевы)

В уроки литературного чтения можно включать произведения писателей вашего региона. В данном конспекте представлено переплетение двух произведений, схожих по тематике....

Конспект урока литературного чтения Тема: Знакомство с разделом «Я и мои друзья». Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности; формирование навыков беглого, выра...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые результаты: Предметные: познако...

Презентация к урокам литературного чтения на русском языке "Жизнь и творчество Л.Ф. Воронковой"

Подобраны биографические сведения о писательнице  и перечень её книг -обложек....

Конспект урока литературного чтения. Тема"Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» Цели деятельности учителя: знакомство с...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Знакомство с разделом Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии автора; организация чтения в классе; формирование понимания заголовка и смысла произведения. Планируемые результаты Предметные: - знать смысл...