Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: Знакомство и прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Знакомство и прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2ч., стр.114-115), презентация, аудиоматериал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

Присаживайтесь.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Чистоговорка)

5 минут

Ребята, прежде, чем начать работу по теме урока, давайте сделаем небольшую разминку, чтобы наши голосовые связки проснулись.

Чуть слышно дерево поет...

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнет

Виолончель певучую.

Когда ты ходишь по лесам,

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

П. Комаров

— О чем это стихотворение?

— Знаете ли вы, что такое виолончель? Виолончель — смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размеру между скрипкой и контрабасом.

- Прочитайте медленно про себя, выговаривая каждое слово.

- Какие слова надо выделить?  Это должны быть самые важные слова.

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

-Это стихотворение о красоте природы в лесу.

-Это музыкальный инструмент.

(выполняют задания учителя)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Мы открываем новый раздел учебника - «Поэтическая тетрадь».

- Какие произведения войдут в этот раздел?

- Кто увидел незнакомое понятие?

-А как вы думаете, что такое ЛИРИКА? Это поэзия, в которой есть личные или коллективные переживания человека, выражение чувств.

Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта и писателя, чье творчество было удостоено одной из самых высоких наград – Нобелевской премии. О его произведениях много спорили и при его жизни, неоднозначно оценивают его и сейчас. Вы сможете подробнее изучить и осмыслить

его произведения, когда станете старше. Одно бесспорно – этот человек был необыкновенно талантлив.

Сейчас предлагаю вам выполнить несколько заданий:

1.Зачеркните одинаковые согласные буквы и узнаете ,что сегодня будем читать. (Стих.)

С Н К П Р

Ф Т П И Ф

Р К Х Н И

2) Восстановите имя , отчество и фамилию автора , с произведением которого познакомимся на уроке. (Борис Леонидович Пастернак)

Б.р.с Ле.ни.о..ч Па..ер.ак

Итак, ребята, скажите, какая тема нашего урока?

Какие цели вы поставите себе на урок?

Все верно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с биографией известного автора Б.Л Пастернака и одним из его самых известных стихотворений, но каким, вы узнаете позже, если будете очень внимательны.

(слушают учителя)

-Стихотворения.

-Лирическое произведение.

(высказывают предположения)

(выполняют задания)

-Стихи Б.Л Пастернака

-Познакомиться с биографией Лермонтова и его стихотворениями.

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Словесный - слово об авторе)

10 минут

- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами портрет Бориса Пастернака. Сейчас я расскажу вам немного о его жизни.

  Борис Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству. Его отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; мать, Розалия Исидоровна, – прекрасной пианисткой. Лев Толстой, который бывал в доме Пастернаков, заслушивался ее игрой. Борис мечтал стать композитором, с 13 лет упорно изучал теорию музыки, но позже решил, что, не имея абсолютного слуха, не сможет стать профессиональным композитором. Он увлекся философией и поступил

на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Но и философия удержала его ненадолго. С 1913 года 23-летний Пастернак полностью посвятил себя поэзии. Когда его не стало, А. А. Ахматова написала стихотворение «Памяти поэта» (11 июня 1960 года).

А. А. Ахматова «Памяти поэта».

Умолк вчера

неповторимый голос,

И нас покинул

собеседник рощ.

Он превратился

в жизнь дающий колос

Или в тончайший,

им воспетый дождь.

И все цветы, что

только есть на свете,

Навстречу

этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо

на планете,

Носящей имя скромное…

Земли.

Каким вы можете себе его представить, прослушав стихотворение?

Сейчас предлагаю вам образовать пары и рассказать друг другу, что нового вы узнали.

Рассмотрите репродукцию картины художника Борисова – Мусатова. Какое время года он изобразил? А вам нравится пора золотой осени? Эту красоту замечают многие.

Природа в его стихах была высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она, несомненно, действующее лицо. Жизнь, радость слышны в каждой строчке его стихотворений.

(слушают учителя)

(высказывают мнение)

(работают в парах)

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

П: поиск и выделение необходимой информации

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Наглядный – словесное рисование)

(Наглядный – выразительное чтение

стихотворения)

(Практический – языковой анализ стихотворения)

10 минут

Методический прием «Предположение».

- Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием?

Проверим, верны ли ваши предположения. Внимательно послушайте стихотворение, постарайтесь представить и увидеть картины, которые изобразил поэт.

(Прослушивание и просмотр видеосюжета стихотворения Б.Л.Пастернака «Золотая осень» https://www.youtube.com/watch?v=YmRnuzzmye0)

- Что можете сказать о стихотворении Б.Л.Пастернака «Золотая осень?» Какие картины представили, увидели? Что вы чувствовали, слушая стихотворение? Какое настроение автора вы уловили?

-Так о чём это стихотворение? Определите тему.

— С чем он ее сравнивает?

— Какие выразительные слова и сравнения использует Пастернак?

— Какой образ осени создает поэт? Опишите.

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 114, прочитайте выразительно стихотворение Б.Л.Пастернака. Найдите непонятные слова, словосочетания, отметьте их галочкой.

- Какие слова вам показались незнакомыми?

-Как вы их понимаете?

Лексическая работа (показ слайдов с иллюстрациями по ходу объяснения):

ЧЕРТОГ (СКАЗОЧНЫЙ) – большой, пышно убранный дворец (сказочный).

ПРОСЕКА – полоса, узкая дорога, прорубленная в лесу.

ВЕНЕЦ НОВОБРАЧНОЙ – буквально – венок. Но в церкви при венчании над невестой и женихом держали золотые короны – венцы.

ЛИК (БЕРЕЗЫ) – лицо. По мнению автора, не просто лицо, а лик – как на иконах.

ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ – погрести, скрыть в чем-либо.

- А в чем скрыта осенью земля?

ФЛИГЕЛЬ – небольшой нежилой домик – пристройка к большому дому.

ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ – желтоватая клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев. Эта смола застывает, растекаясь медленно по стволу.

КАТАЛОГ – список, перечень (картин, музейных экспонатов, собранных в залах).

- Как вы думаете, для чего такие разнообразные слова собрал автор?

- С каким чувством, настроением будем читать стихотворение?

- Что значит читать выразительно?

- Как вы думаете, готовы ли вы прочитать это стихотворение?

-Речь пойдет о красоте осени.

(смотрят видеофрагмент)

(высказывают мнение)

-Тема стихотворения: красота осени.

-Со сказочным чертогом, с дворцом.

- Олицетворения:

просеки дорог, заглядевшихся в озёра;

лик берёзы.

Сравнения:

как на выставке картин;

как венец на новобрачной;

словно в золоченых рамах.

Эпитеты:

сказочный; небывалой; золотой; подвенечной; прозрачной; золоченной;

вишневый; древний.

- Автор хотел донести до нас красоту, торжественность осеннего пейзажа. Какое чудесное и прекрасное время года – осень!

-Чертог, просека, венец, лик, погребенный, флигель, вишневый клей, каталог.

(делятся мнением)

(слушают учителя)

-Земля скрыта под ворохом упавших листьев.

-Чтобы как можно ярче донести до читателя смысл своего стихотворения, позволить ярче представить то, что описывает.

-Торжественно, восторженно.

-Правильность прочтения слов, темп, использование интонаций и эмоций.

(высказывают мнение)

П: поиск и выделение необходимой информации

П: смысловое чтение.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Л: анализ, синтез. 

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический –фронтальная, групповая работа)

7 минут

Что же, давайте проверим. Сейчас прочитайте это стихотворение самостоятельно вслух.

Кто хочет прочитать его вслух всему классу?

Давайте устроим небольшой конкурс чтецов. Прочитайте стихотворение в четверке и выберите одного учащегося, который прочитал его лучше всех и его чтение соответствует критериям, которые мы с вами вывели.

По одному ученику из четверке прошу к доске. Прочитайте нам это стихотворение.

Ребята, чье чтение достаточно близко передало настроение стихотворения? Выразительно ли было прочитано?

Согласны ли вы, что этим ребятам можно поставить оценку за выразительное чтение?

(читают стихотворение)

(оценивают других учащихся)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

5 минут

Ребята, вашим домашним заданием будет:

1. Выучить стихотворение наизусть

2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

3.Подготовить выразительное чтение стихотворения о природе Б.Л. Пастернака.

(записывают домашнее задание)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С каким автором мы познакомились сегодня?

Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их? С каким произведением познакомились?

Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите ладонь, для каждого пальца на ладони есть начало фразы. Вы должны выбрать для себя одну фразу(палец) и продолжить ее:

-Мне было трудно…

-Мне было интересно…

-Мне кажется, что…

-На уроке сегодня я узнал…

-Эта тема для меня…

Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди.

Спасибо за урок, до свидания.

(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте присутствует технология дифференцированного обучения (выделено желтым маркером),

Технология проблемного обучения (выделено зеленым маркером)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Планируемые результаты: Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;Метапредметные: Регулятивные – формулирование учебной зад...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему Борис Пастернак "Золотая осень"

Данном конспекте урока литературного чтения 4 класса по теме "Б. Л. Пастернак "Золотая осень"" написаны все этапы урока, в соответствие с требованиями ФГОС НОО (организационный мом...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».(УМК "Школа России",3 класс)

Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Цели деятельности учителя: формирование зна...

Технологическая карта по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" на тему: «Б. Л. Пастернак «Золотая осень»»

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с биографией и творчеством Б. Пастернака и стихотворением «Золотая осень&raqu...